Морфемика (словообразование). Интеллектуальная игра "Умницы и умники". 4 класс.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Этот материал поможет учителю начальных классов проверить и обобщить знания учеников 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnitsy_i_umniki.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Умницы и умники»
1.Отгадайте грамматические примеры и запишите ответ:
С + мелкое место поперек реки =
_____________________________________________________________________________
С + тонкая ветка =
_____________________________________________________________________________
С + летний дом для отдыха =
_____________________________________________________________________________
С + хвойный лес =
_____________________________________________________________________________
2.Образуйте от исходных названий цвета прилагательные, глаголы и наречия.
Название цвета | Прилагательное | Глагол | Наречие | |||
слабый признак | сильный признак | носитель признака | «становиться» | «делать Каким» | ||
красный | красноватый | …? | …? | …? | …? | …? |
синий | …? | синющий | …? | …? | …? | сине |
белый | …? | …? | белок | …? | белить | …? |
жёлтый | …? | …? | …? | желтеть | …? | …? |
3.Язык, как и все явления в природе, находится в постоянном развитии. Меняются и морфемы нашего языка. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и которые мы не выделяем как отдельные морфемы в составе слова.
Всем известна пристава по-, но в русском языке есть два слова, в которых сохранилась «мёртвая» приставка па-. Найдите в орфографическом словаре и запишите эти слова.
4.Определите различие в значении слов. От какой морфемы зависят их значения?
Дымчатый – дымный - дымовой.
Бархатный - бархатистый.
Голубой - голубоватый.
5.Отгадайте шарады.
Мой корень-родственник сраженью,
Приставка-в слов весь - тружусь я под землёй.
_____________________________________________________________________________
Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён);
Приставка - в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.
6.Викторина «Приставки».
* Подберите слова, в которых приставка под- имела бы значение «часть в целом» и «немного, дополнительно».
* В каких словах приставка на- имеет значение «вдоволь», «досыта».
* В каких словах приставки над- (надо-) обозначают неполноту действия, т.е. «немного»?
* Замените приставку в слове загораживать, чтобы оно стало обозначать «оправдывать виноватого».
* Подберите несколько существительных, в которых приставки от-, под-, при-, про- были бы под ударением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная ира "Созвездие умников"
Цель: развитие у школьников интереса к научной и поисковой деятельности, создание оптимальных условий для интеллектуального развития....
Умники и умницы - интеллектуальная игра для 3 классов
Интеллектуальная игра, имеющая межпредметную ориентацию. Проводится либо для команд одного класса, либо среди команд параллели учащихся 3 классов...
Интеллектуальная игра "Созвездие умников" для 1 класса.
Интеллектуальная игра "Созвездие умников" для 1 класса....
Интеллектуальный метапредметный конкурс "Умники и умницы" для 3-х классов
Материал содержит задания для двух этапов конкурса: школьного и муниципального, имеются ответы и разбалловка. Конкурс построен на основных предметах: математика и логика, русский язык и литерату...
Морфемика (словообразование). Интеллектуальная игра "Умницы и умники". 2 класс.
Этот материал поможет учителю начальных классов проверить и обобщить знания учеников 2 класса....
Морфемика (словообразование). Интеллектуальная игра "Умницы и умники". 3 класс.
Этот материал поможет учителю начальных классов проверить и обобщить знания ученика 3 класса....
Интеллектуально-творческий конкурс «Умники и умницы» для 2-х классов.
Конкурс проводится в виде квест-игры. Разработан группой педагогов МБОУ СОШ №64 г. Лесного: Струкова Г. Б., Вылегжанина Е. В., Лопатина Т. А., Герасименко А. Ю., Герлах Е. А....