Развитие орфографической зоркости младших школьников
статья по русскому языку (4 класс)
Работу над формированием орфографической грамотности надо рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку. Учитель начальных классов должен поставить перед собой цель: выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему работы над развитием орфографической зоркости младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие орфографической зоркости младших школьников. | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие орфографической зоркости младших школьников».
Обучение русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку, фундамент, на котором базируется развитие ученика, овладение им другими дисциплинами. Особенно, это актуально на современном этапе развития общества, с повышением внимания к совершенствованию процесса образования, с внедрением ФГОС и ФГОС НОО.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Работу над формированием орфографической грамотности надо рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку, проводить в системе, точнее сказать ежедневно и целенаправленно.
Учитель начальных классов должен поставить перед собой цель: выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему работы над развитием орфографической зоркости младших школьников
- Работа с родителями.
- Провести родительское собрание по данной теме.
- Проводить индивидуальные консультации, на которых родителям дать рекомендации обратиться за помощью к логопеду.
- Повышение орфографической зоркости через содержание уроков обучения грамоте и русского языка.
В 1 классе необходимо ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова, использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове. Идёт работа со схемами и транскрипцией слов. При звуковом анализе ребёнка не торопите, не делайте за него.
Для развития орфографической зоркости С 1 по 4 класс необходимо использовать разнообразные задания, методы и приёмы.
Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие фонематический слух. Стараюсь подбирать такие задания, которые вызывали бы интерес у обучающихся.
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.
- Увидеть орфограмму в слове.
- Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
- Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
- Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
- Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
- Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Используйте в работе разные виды диктантов.
Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока. 3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:
Этап работы над орфограммой
Объяснение орфограммы в процессе письма Объяснение орфограммы после записи текста Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы | Рекомендуемый вид диктанта
Объяснительный диктант Выборочно-объяснительный диктант Диктант «Проверяю себя» Контрольный диктант |
Зрительные Диктанты Федоренко – это, не только развитие беглого чтения, работа над правильным произношением и грамотное письмо (работа над орфограммами), дети запоминают правописание часто употребляющихся слов.
Работа со словарными словами. В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма.
Проведите в классе проект «Словарные слова». Обучающиеся распределят слова в группы по смыслу. Так легче запоминать.
3. «Мозговая гимнастика» Достаточно поиграть с ребенком один час в день, чтобы со временем исчезли симптомы дислексии, гиперактивности, нарушений вестибулярного аппарата. «Гимнастика мозга» помогает избавиться от боязни собственного голоса и обрести уверенность в себе. Учит концентрироваться, быть внимательным, легко переключать внимание между общей картиной и деталями, одновременно творчески мыслить и писать, а также улучшает память. С включением активного движения наиболее эффективно происходит обучение числам, буквам и письму.
4. Орфографическое чтение.
Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат
5. Составляйте памятки, алгоритмы проверки орфограмм.
Важнейшие орфограммы, изучаемые в начальной школе.
№ п/п | Название орфограммы | Опознавательные признаки (общие и частные) | |
1 | Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) | а) отсутствие ударения; б) гласные: а, о, и, е; в) место в слове | |
2 | Звонкие и глухие согласные | а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным) | |
3 | Непроизносимые согласные | а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове | |
4 | Разделительный ь | наличие звука [Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё | |
5 | Разделительный ъ | а) наличие звука [Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня | |
6 | Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок | а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению | |
7 | Заглавная буква в именах собственных | а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя | |
8 | Заглавная буква в начале предложения | а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово | |
9 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу | наличие в слове сочетаний | |
10 | ь на конце имен существительных после шипящих | а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых Ш и Ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский | |
11 | Безударные окончания имен существительных | а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е--и; в) часть речи: имя существительное | |
12 | Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его | а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное | |
13 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний - ут -- ют, - ат--ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее | |
Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:
1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
2) орфографическое поле, необходимое для проверки;
7. Повышение орфографической зоркости через внеурочную деятельность.
Проводите для обучающихся младших классов кружок на развитие орфографической зоркости.
Если работу над формированием орфографической грамотности проводить в системе, точнее сказать ежедневно и целенаправленно, то обучающиеся научатся замечать орфограммы в словах, проверять их и грамотно писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие
Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...
« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»
Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...
Презентация Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. На современном ...