Методическая разработка внеурочного мероприятия
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Методическая разработка внеурочного мероприятия по русскому языку для учащихся 3 классов "Брейн-ринг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_meropriyatiya.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №___»
г. ____
Методическая разработка внеурочного мероприятия
по русскому языку
«Слова старые и новые.
Слова из бабушкиного сундучка»
Автор: Полякова В.В.,
учитель начальных классов
2018 год
Учебный предмет: Русский язык
Возрастная группа (класс): 3 класс
Название внеурочного мероприятия: «Брейн – ринг. Интеллектуальная игра по русскому языку».
Цель: создать условия для формирования у учащихся интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала в процессе получения учащимися новых знаний по темам «Орфография», «Орфоэпия», «Лексика».
Задачи:
- способствовать расширению и активизации словарного запаса детей на основе обогащения представлений о родном крае;
- способствовать углублению знаний учащихся, полученных ими во время изучения материала учебного предмета «Русский язык»;
- создавать условия для развития речи детей, логического мышления, внимания;
- способствовать формированию культуры общения, толерантному отношению к социуму, умению работать в парах и группах.
Оборудование: мультимедиа комплект, иллюстрации или предметы, которые обозначаются словами-архаизмами (из предложенных в тексте), чистые листы бумаги, словари с толкование архаизмов (желательно на каждого игрока), ручки, карточки с заданиями, песочные часы, электронная презентация, грамоты.
Подготовительная работа: до начала мероприятия учащиеся делятся на 4 команды по 7 человек, в командах выбирают капитанов, придумывают название своей команды, учат приветствие командам; создаётся жюри из учителя начальных классов, библиотекаря и выпускника 11 класса; для участников команд готовятся грамоты, для активных болельщиков - медали.
Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся по учебному предмету «Русский язык», развитие интереса к указанному учебному предмету.
Время реализации внеурочного мероприятия: 45 минут
Обязательно проведение 2 физминуток.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
1.Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, уважаемые участники нашей интеллектуальной игры «Брейн – ринг»!.
- Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык. Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: « Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
- Сегодня мы проведем брейн – ринг и узнаем лучших знатоков русского языка. В нашей игре участвуют две команды.
2. Представление участников каждой команды и приглашение их за игровые столы.
3. Представление членов жюри.
- Введение в новую тему. Актуализация знаний.
- Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и выходят из употребления. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. (Гораций)
- Я приготовила слова: керосиновая лампа, голбец, чердак, коромысло, лапти, кушак, сундук.
- Давайте их вместе прочитаем!
- Вам понятны эти слова?
- Как мы можем назвать эти слова? (старые, древние, устаревшие)
- Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?
- Почему? (потому что ушли в прошлое предметы, которые они обозначают)
- А как вы думаете, кто использовал в речи такие слова? (наши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки)
- Кто догадался, какая тема нашей игры?
- Слова старые и новые. Слова из бабушкиного сундучка.
- В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе уходят из обихода. Почему так происходит?
- Да потому, что меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет (например, керосиновая лампа, лапти), то вместе с ним уходит и слово.
3. Игра.
1. Задание командам «Найдите в словарях значение указанных слов, объясните их происхождение и подберите правильную иллюстрацию к каждому слову или предмет, который обозначается этим словом (из предложенных)».
На слайде: Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы.
- В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко. А где же мы можем их встретить чаще? (В стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках).
- А где можно узнать об устаревших словах?
- А хотите больше узнать об устаревших словах? Сегодня мы с вами попробуем это сделать.
1 команда. Слова: «сундук», «перст».
(заимствованное слово) сундук - (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук (сандык), как предмет обихода, можно увидеть в казахских аулах, русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.
кольчуга броня, кольчатая рубаха, доспех из мелких железных колец, сеткою, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием.
перст
1. устар., палец на руке.
2. перен. таинственное указание, что-либо мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу кого-либо, чего-либо.
2 команда. Слова: «керосиновая лампа», «голбец».
керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина — продукта перегонки нефти. После широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются, в основном, там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.
голбец - род примоста, загородки, чулана или казенки в крестьянской избе, междупечью и полатями; припечье, со ступеньками для всхода на печь и на полати, с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье: чулан называется верхним, а подполье нижним голбцем. Ино голбец бывает не у входа и полатей, а за перегородкой, в стряпной за печью.
3 команда. Слова: «чердак», «коромысло».
чердак - помещение между потолком и крышей дома.
коромысло -
1.Род деревянной дуги с зарубками или крючками на концах для переноски ведер.
2.Равноплечий рычаг, к концам которого приделаны чашки весов.
3.В технике: в различных механизмах - название рычагов и шатунов.
4.Большой шест у колодцев, укрепляемый на неподвижной оси, к которому подвешивают опускаемое в колодец ведро; то же, что журавль.
5.В зоологии: насекомое из отряда стрекоз.
4 команда. Слова: «лапти», «бирка».
лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей.
бирка – палочка или дощечка, на которой зарубками или краской кладутся знаки, заметки.
Задание болельщикам. Игра «Это правда или нет?»
Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей.
«Га – га - га ! - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Январским ясным утром,
В начале сентября
Взошла луна, а звезды
Упали на поля.
Нарцисс закукарекал,
Расцвел петух – чудак.
А я в чердак спустился,
Чтоб подмести подвал.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?
2. Задание командам. «Найди пару»
- Интересные слова были в речи у наших бабушек? А сейчас вам нужно соединить слова в пары «Устаревшее – нынешнее значение».
очи губы
уста глаза
перст лоб
брадобрей палец
чело парикмахер
изгородь неряха
изба забор
рать войска
замарашка дом
4.Физминутка.
5. Продолжение игры.
3.Задание командам. «Работа с коми пословицей»
- Данные пословицы нужно не только объяснить, но и найти толкование устаревших слов, которые встретятся в них.
1 команда. Весной паши-сей в шубе и армяке, а жни в одной рубашке.
2 команда. Привычка — не лапоть, ее пинком не сбросишь.
3 команда. Будешь чураться работы, положи зубы на полку.
4 команда. У причала нырнет, а в пяти верстах от него сухим из воды выйдет.
Задание болельщикам. Игра «Скажи правильно».
Я СДЕЛАЛ СВОЙ РИСУНОК РАСКРАШЕННЫМ. (Я раскрасил свой рисунок).
МОЙ ЗУБ СТАЛ БОЛЬНЫМ. (У меня заболел зуб).
МОИ ОТМЕТКИ СДЕЛАЛИ МОЮ МАМУ ГРУСТНОЙ. (Мои отметки огорчили маму).
ПОДАРОК ДРУГА СДЕЛАЛ КОСТЮ РАДОСТНЫМ. (Подарок друга обрадовал Костю).
ДОЖДЬ СДЕЛАЛ НАС МОКРЫМИ, А СОЛНЫШКО СУХИМИ. (Дождик намочил нас, а солнышко обсушило).
Интеллектуальная разминка для команд и болельщиков.
- Я буду показывать вам карточки с указанием старинных названий частей тела человека, а вы попробуйте заменить эти слова новыми (современными) словами (перст, чело, выя, уста, длань, око, ланита).
- Как вы думаете, почему мы больше не используем эти устаревшие слова? (Их заменили новые слова синонимы, более точные и удобные).
- Эти устаревшие слова называются АРХАИЗМАМИ.
6. Физминутка.
7. Продолжение игры.
4.Задание командам. «Подбор однокоренных слов»
- А знаете ли вы, что у некоторых устаревших слов сохранились слова родственники. Самих этих слов уже не существует, а вот однокоренные слова мы используем и сейчас. Давайте поищем родственников.
(СЛОВА НА КАРТОЧКАХ)
перст, перстень, наперсток, перчатки, палец, кольцо
- Вам нужно будет ответить на следующие вопросы:
- Какое из этих слов устаревшее? Почему?
- Каково значение этого слова?
– Каково общее лексическое значение этих слов? (Палец и то, что надевается на палец)
- Являются ли эти слова родственными? (Не все слова родственные)
- Какое слово не является родственным? (Палец)
- Почему слово палец не входит в эту группу? (палец-перст—синонимы)
8. Итог.
Подведение итогов жюри.
- Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы по игре:
- Что такое слово? (Основная единица языка)
─ Какие слова называются устаревшими? (слова, которые вышли из употребления)
- Где мы можем встретиться с устаревшими словами?
- Скажите, а зачем нам нужно изучать устаревшие слова? (чтоб не забывать историю малой родины)
9. Рефлексия. Игра «Да. Нет»
1) Устаревшие слова помогают нам понять глубже историю нашего народа.
2) Устаревшие слова можно встретить в современных документах.
3) В толковом словаре великорусского языка Даля можно найти устаревшие слова.
4) В сказках Пушкина, Жуковского нет устаревших слов.
10. Объявление результатов игры.
11. Заключительное слово учителя.
- Я хочу прочитать вам письмо – наставление от наших предков. Я думаю, вы поймёте, о чём они вам хотели сказать.
Дорогие отроки!
Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Используемые ресурсы.
- Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 2010.
- Емельянова Н. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей/ методическое пособие, 2 класс - М: Издательство РОСТ, 2011.
- https://www.liveinternet.ru/users/lovemama/post194263019
- http://komikyv.ru/node/96#
Критерии оценки для жюри
Количество баллов за выполненное задание | Критерии оценки |
Критерии оценки представления команд | |
0 баллов | Название, девиз и эмблема не соответствуют заявленной тематике мероприятия и / или отсутствует команда не подготовила девиз и эмблему и / или команда отказалась представляться. |
1 балл | Название, девиз и эмблема слабо соответствуют заявленной тематике мероприятия и / или команда представилась, но очень плохо и / или команда не подготовила эмблему. |
2 балла | Название, девиз и эмблема соответствуют заявленной тематике мероприятия и / или не все участники команды хорошо подготовлены и / или кто-то из участников путает слова девиза. |
3 балла | Название, девиз и эмблема полностью соответствуют заявленной тематике мероприятия и команда хорошо представляется. |
Критерии оценки 1 задания | |
0 баллов | Задание выполнено неверно. |
1 балл | Задание выполнено частично только по одному слову. |
2 балла | Найдено в словарях значение одного слова, объяснено его происхождение и подобрана правильная иллюстрация к одному слову или предмет, который обозначается этим словом (из предложенных). |
3 балла | Найдено в словарях значение указанных слов, объяснено их происхождение и подобрана правильная иллюстрация к каждому слову или предмет, который обозначается этим словом (из предложенных). |
Критерии оценки 2 задания | |
0 баллов | Не составили ни одной пары сло.в |
1 балл | Правильно составлены все 1-3 пар слов. |
2 балла | Правильно составлены все 4-8 пар слов. |
3 балла | Правильно составлены все 9 пар слов. |
Критерии оценки 3 задания | |
0 баллов | Значение пословицы не раскрыли. Архаизм не нашли. |
1 балл | Раскрыли значение пословицы. Архаизм не нашли. |
2 балла | Раскрыли значение пословицы. Архаизм нашли, но объяснить смысл слова не смогли. |
3 балла | Раскрыли значение пословицы. Архаизм нашли и объяснили его смысл. |
Критерии оценки 4 задания | |
0 баллов | Нет понимания предложенного задания. |
1 балл | Нашли устаревшее слово, не объяснили его значение, не определили группу родственных слов. |
2 балла | Нашли устаревшее слово, объяснили его значение, не определили группу родственных слов. |
3 балла | Нашли устаревшее слово, объяснили его значение, определили группу родственных слов. |
Правила игры
1) Каждая команда во время интеллектуального брейн-ринга получает задания и выполняет их коллективно и индивидуально.
2) Каждый участник команды принимает активное участие в решении поставленной задачи.
3) Игра состоит из 4 заданий.
4) Завершает игру оценка жюри количества и качества правильных ответов, а также участия каждого ученика в работе группы.
5) Запрещается пользоваться телефоном и сетью Интернет, громко переговариваться, шуметь, некорректно общаться.
Самоанализ внеурочного мероприятия
«Брейн – ринг. Интеллектуальная игра по русскому языку «Слова старые и новые. Слова из бабушкиного сундучка» проводился среди команд, представляющих учащихся 3-а класса, в рамках Предметной недели («День начальной школы»), посвящённой Дню рождения школы. Интеллектуальная игра – это соревнование между детьми в эрудиции. Это активная форма обучения, которая позволяет проверить знания ребят в той или иной отрасли знаний и в то же время узнать новое в процессе деятельности. Выбран этот учебный предмет не случайно. На итоговом родительском собрании 2 класса родители указали на то, что во внеурочную деятельность нужно продолжить включать мероприятия по учебному предмету «Русский язык».
Цель мероприятия – создать условия для формирования у учащихся интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала в процессе получения учащимися новых знаний по темам «Орфография», «Орфоэпия», «Лексика».
Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:
- способствовать расширению и активизации словарного запаса детей на основе обогащения представлений о родном крае;
- способствовать углублению знаний учащихся, полученных ими во время изучения материала учебного предмета «Русский язык»;
- создавать условия для развития речи детей, логического мышления, внимания;
- способствовать формированию культуры общения, толерантному отношению к социуму, умению работать в парах и группах.
Первая задача выполнялась на каждом этапе. В процессе выполнения заданий каждый учащийся включался в деятельность, развивая свой интеллектуальный и творческий потенциал, расширял и активизировал свой словарный запас.
Развитие коммуникативных навыков происходило на каждом этапе.
На выполнение заданий учащимся давалось минимальное количество времени, для того чтобы они разделялись, и получали результат в общем процессе. Т.е. команды, которые этого не делали, не успевали выполнить задание. Кроме того, задания представляли собой моделирование ситуации общения. Все мероприятие было организовано с целью прививать любовь к русскому языку и коми языку, воспитывать бережное отношение к нему, т.к. предполагает осознание учащимися необходимости умелого использования языковых средств, подбора в соответствии с ситуацией общения.
О предстоящем мероприятии учащиеся знали заранее: на открытии недели учащиеся каждого класса получили программу недели и обсудили её с классным руководителем. Кроме того, с целью привлечения большего внимания к мероприятию накануне мероприятия (за два дня) оформителями было подготовлено объявление-приглашение для родителей. Классный кабинет оформляли сами учащиеся 3-а класса: каждый учащийся подобрал и оформил одно-два высказывания о русском языке. Высказывания были вывешены на стендах классного кабинета.
Начиная игру, мы постарались сконцентрировать внимание собравшихся и участников с помощью звуковых эффектов: прозвучала музыка начала. Затем были представлены члены жюри. На следующем этапе было оглашено количество команд. Затем каждая команда представилась: продемонстрировали свое название и девиз. Стоит отметить, что все команды-участники хорошо подготовились, название и девиз команд соответствовали заявленной тематике мероприятия. После того, как все команды представились, участникам и зрителям были представлены правила игры. Организуя основную часть игры, учитель и помощники попытались объединить слово и образ.
Игра состояла из четырёх заданий для участников игры, двух заданий для болельщиков, интеллектуальной разминки, двух физминуток. Задания предполагали письменное и устное его выполнение и оценку жюри.
На выполнение заданий учащимся давалось минимальное количество времени, чтобы каждый участник команды смог проявить себя. Как показали итоги, четвёртое задание вызвало у учащихся интерес, и вместе с тем, оно оказалось самым трудным для выполнения.
Заключительная часть включала в себя рефлексию учащихся и подведение итогов и оглашение результатов. Хочется отметить, что в жюри были приглашены не только учитель начальных классов, но и библиотекарь и выпускник СОО. Это помогло увидеть разные точки зрения жюри.
По оценке жюри места распределились следующим образом: 1 место – команда «Азбука», 2 место – команда «Буквоеды», 3 место – команда «Хочу всё знать». Победу в номинации «Самая сплочённая команда» получила команда «Буковки». Стоит отметить, что оценка учащимися своей работы и работы своей команды по большей части оказалась объективной. Поэтому все ушли с мероприятия удовлетворенными.
Мероприятие прошло на высоком методическом и воспитательном уровне и помогло обучающимся проявить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор. Учащиеся отнеслись ответственно (в меру возрастных особенностей) и творчески к подготовке и проведению мероприятия, продемонстрировали активность и желание дополнительно заниматься русским языком.
Результативность этого мероприятия определялась следующими критериями:
- активность учащихся, познавательный интерес;
- логико-лингвистическое оперирование, уровень речевого развития;
- охват учащихся;
- умение работать в группе, сотрудничать;
- уровень культуры участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Внеурочное мероприятие "Моя малая Родина"
Разработка внеурочного мероприятия по формированию нравственности и патриотизма у младших школьников. Знакомство с достопримечательностями родного края....
Методическая разработка внеурочного мероприятия по русскому языку в 3 классе.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен язык, на котором мы говорим. Поэтому мы должны изучать...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по математике в 8 классах на тему « Математическая статистика против курения»
Методическая разработка внеурочного мероприятияпо математике в 8 классах на тему« Математическая статистика против курения»...
методическая разработка внеурочного мероприятия "Дорожный эрудит"
Данное мероприятие направлено проверить представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге....
Методическая разработка внеурочного мероприятия по ОБЖ для обучающихся начальной школы "Наша школа безопасности"
Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, популяризация деятельности МЧС России...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по ОБЖ для обучающихся начальной школы "Печка-Матушка"
Цель: интегрировать имеющиеся знания о пожарной безопасности и истории традиционного русского быта в интересах формирования отношения к культуре безопасности жизнедеятельности как историко-культурной ...
Методическая разработка внеурочного мероприятия для обучающихся начальной школы "ПОДСНЕЖНИКИ К СТАРОМУ НОВОМУ ГОДУ"
Цель: ознакомление с народными традициями рождественских праздников и мерами безопасности в зимний период (переохлаждение, обморожение, падения на льду и т.д.)...