Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Имена существительные 3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Янчина Татьяна Юрьевна

Обучающиеся на уроке знакомятся с 3 склонением имен существительных. В конспекте есть игровые моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_po_russkomu_yaz.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Имена существительные 3 склонения»

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты: научатся определять тип склонения имен существительных; изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор, морфологический разбор  имени существительного, разбор слова по составу; подбирать к именам существительным 3-го склонения однокоренные имена существительные 1-го склонения

Личностные результаты: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины: часть речи - существительное, падеж, род, склонение имен существительного.

Цель: создание условий для формирования представления о существительных 3 склонения, развитие умений находить существительные 3 склонения.

Задачи: 

познакомить   учащихся   с   существительными   3   склонения, ввести   термин «третье склонение»;

развивать   умение   определять   склонение   имён   существительных   в   косвенных   падежах, внимание, память, логическое мышление;

воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Оборудование: учебник по русскому языку для 3 класса В.П. Канакиной, раздаточный материал.

  1. Орг. Момент

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

Проверим готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний

На доске

др…жит осе…ий от л…сток  х..л..да

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Составьте из этих слов предложение? Что такое предложение?  

Осенний листок дрожит от холода
Запишите предложение, разберите по членам предложения, укажите части речи.

В каком падеже стоят оба существительных? Какого они рода?

Морфологический разбор имени существительного от холода 

С какой частью речи мы работали на прошлых уроках?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Сколько падежей в русском языке?

- Что такое склонение имен существительных?

- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко  2-ому?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

Есть ли дополнения о числе существительных? (Бывают существительные, которые употребляются только в форме единственного числа (молоко, сметана, дружба)  или только в форме множественного числа (брюки, ножницы, очки, каникулы)

III Открытие новых знаний

Работа в группах.

У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения.

Слова: папа, Илья, тарелка, дядя, космонавт, мама, портфель, дерево / морковь, дочь, мышь, ель.

В  конверте  слова лишние (3 склонения)

- Назовите слова, которые относятся к 1 склонению, ко 2 склонению.

- Какие слова не попали ни в 1 ни во 2 склонение?

-  - Какие слова остались? (прикрепляю их на доску)

- Ребята, а что общего у всех этих слов? (окончание и род)

- Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения). 

Сделайте вывод: какие же имена существительные относятся к 3 склонению?

- Сформулируйте тему урока

Имена существительные 3 склонения.

Сегодня на уроке мы научимся находить имена существительные 3 склонения и научимся находить их среди существительных 1 и 2 склонений.

IV Усвоение новых знаний.

- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.

Работа с учебником

Откройте учебники на стр. 97. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.

Работа с правилом.

Первичная проверка понимания.

Упр. 170

Совесть - (греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение , быть судьей своим собственным мыслям и поступкам.

Физкультминутка.

Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Называются имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, яблоня, мозоль, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? ( мозоль, тюль )

Игра «Молчанка» ( на слух)

Задача детей: из  4 слов найти существительное 3 склонения и записать его в тетрадь.

1 карточка: гусь, баран, лошадь, коза.

2 карточка: лето, осень, зима, весна.

3 карточка: помидор, горох, тыква, фасоль.

4 карточка: тетрадь, линейка, ручка, карандаш.

Проверка.

Самостоятельная работа.

Упр. 172 *на 2 столбика* разбор июнь

Самопроверка.

Игра «Собери слова в лукошко»

Дружба радость болезнь награда страна отец семья облако солнце закат мысль мать мама деревня ель помощь гостья дедушка смелость

 - Докажи правильность ответа.

V Итог урока

Чему мы учились на уроке?  (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).- И какие же существительные относятся к 3 склонению? - Приведите примеры существительных 3 склонения?

Рефлексия деятельности

- Сегодня на уроке я узнал…

  1. Я доволен своей работой, потому что…
  2. Я допустил ошибку…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Склонение имён существительных»

Цель урока: познакомить обучающихся с грамматической категорией иени существительного-склонением....

Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...

Конспект урока по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)

Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второго склонения и развив...