"Имена собственные и нарицательные".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Имена собственные и нарицательные.
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; Иметь представление о различии имён собственных и нарицательных.
Предметные:
- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;
- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом
Личностные:
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения
1. Организационный момент
У.- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите друг другу хорошее настроение. Садитесь. Начинаем урок.
Повторим правила дружной работы на уроке.
- Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.
- Внимательно слушайте того, кто говорит.
2. Словарная работа.
Слайды №2-8
- Кто написал слова правильно, без ошибок? Поставьте + (проверка по образцу)
- Что вы можете сказать о данных словах?
- На какие группы вы можете распределить эти слова?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Можем ли мы к этому слову подобрать пару из написанных на доске?
- Как выдумаете, почему эти слова написаны по-разному?
3. Актуализация знаний.
- Сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.
- Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание.
- Распределите слова по этим группам. (работа в парах)
Слайд 9.
1.Имена | 2.Названия городов | 3.Названия рек | 4 |
Слова для справок: Иркутск, Тверь, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Селенга, Катя, Саша, Коля..
- Какие слова остались? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.
- Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Слайд 10.
Оцените свою работу.
- Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы? Обратите внимание на 1 столбик.
- Как мы можем сказать про своё имя? (Собственное).
- Можем ли мы так сказать обо всех словах, записанных с большой буквы?
II. Постановка темы и целей урока
- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные)
- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным?
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
(Научиться различать имена собственные и нарицательные. Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы.)
III. Открытие нового знания.
– Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное», «нарицательное?»
- А хотите узнать?
- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько городов можно назвать словом город? А сколько городов можно назвать словом Москва? (один)
- Сколько рек можно назвать словом река? (много), а сколько рек можно назвать словом Волга? (одну)
- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны? (Они называют предмет своим именем)
- Найдите общее слово для слов Москва, Тверь. Что обозначают имена нарицательные? (они обозначают общее слово для группы похожих предметов)
- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.
- Откройте учебники, на стр.15 прочитайте сообщение профессора Самоварова.
-Что называет имя собственное?
- А нарицательное?
-Какие ещё слова можно назвать именами собственными?
Вывод
- Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов – это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
Формирование представления о различие имен собственных и нарицательных.
Работа с учебником.
Упр. 14
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, поставьте +
- Чему мы учились, выполняя это задание? (писать имена собственные)
IV Физкультминутка.
VI . Первичное закрепление полученных знаний.
Слайд 11.
- Что вы видите?
- Для чего он нужен?
- А кому бы вы хотели бы написать письмо?
- Перед вами лежат конверты. Подпишите их.
- Какое правило мы должны помнить?
- Ребята, напишите письмо своему другу или подруге. (3-4 предложения)
- Кто может зачитать свое письмо? Какое правило помнили?
- Чему мы учились, выполняя это упражнение?
Выборочное списывание.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как будем писать их названия?
- Ребята, названия книг, журналов, газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках. Об этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших классах.
VII.Обобщение.
- Наш урок подошёл к концу.
- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей?
Расскажите по схеме:
VIII. Рефлексия Слайд 12
Сегодня на уроке я
- узнал, открыл для себя ….
-научился, смог …
- могу похвалить себя за …
- мне понравилась работа …
Домашнее задание. Выучить правило, индивидуальные карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"
Модель доски: interwrite BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана-Гра...
урок русского языка в 3 классе на тему "Имена собственные и нарицательные".
Предложенный урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" , авторы учебника С.В. Иванов и А.О. Евдокимова....
Имена собственные и нарицательные
Русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.
Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....
Имена собственные и нарицательные
Презентация по русскому языку для 2 класа...
Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....