Местоимение
классный час по русскому языку
Материалы можно использовать на предметной неделе по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta.docx | 180.58 КБ |
detyam_o_zhizni.docx | 92.4 КБ |
zagadki.docx | 16.02 КБ |
zagolovok._gazeta.docx | 16 КБ |
zvyozdnyy_chas.docx | 19.56 КБ |
leksika.docx | 50.17 КБ |
mestoimeniya._stsenka.docx | 15.02 КБ |
morfologiya.docx | 49.92 КБ |
nemnogo_teorii._nablyudeniya.docx | 18.87 КБ |
razmyshleniya_pro_mestoimeniya.docx | 16.11 КБ |
skazka.docx | 16.07 КБ |
slovoobrazovanie.docx | 48 КБ |
slovoobrazovanie.docx | 48 КБ |
stihi_i_pesni.docx | 16.06 КБ |
stend.docx | 242.25 КБ |
Предварительный просмотр:
По частоте употребления местоимения
занимают третье место
после существительных и глаголов.
Их 9000 самых употребляемых слов:
4000 существительных, 2500 глаголов, 69 местоимений.
Местоимения есть во всех языках. В русском языке 8 местоимений по 6 падежей = 48 форм.
Местоимения - запасные игроки на футбольном поле или «дублёры» в театре.
Они выходят на сцену и на поле тогда, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.
А. Реформатский
Местоимения - слова с «пустым значением». Особенность значения у них общая, а грамматически они все разные, как и положено словам разных частей речи. Есть местоимённые прилагательные, местоимённые числительные и т.д. А говорить о том, что местоимения отдельная часть речи, конечно, не приходится.
Л. Петрановская
Я о себе такого мненья
Огромна роль местоименья!
Я делу отдалось сполна,
Я заменяю имена!
В русском языке есть часть речи такая,
Укажет на лицо, предмет, но называет.
Вместо имени употребляется –
Местоимением называется.
Восемь разрядов имеет оно,
Людям всем в речи, конечно, нужно!
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходиться словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
ПЕСЕНКА ВИННИ-ПУХА
На днях, не знаю сам зачем,
Зашёл я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им, что, когда,
И почему, и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему?
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну!», и «просто смех!».
Когда ж закончил я рассказ
То Кое-Кто спросил « И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё!»
А. Коваль «НА ЯХТЕ»
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летели какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чём кричат чайки.
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждёт.
НЕКТО
Никто никому ничего не сказал,
Что Некто и с кем-то куда-то попал.
Никто ведь об этом ничто не узнал,
Что Некто зачем-то куда-то пропал.
А Некто с кого-то пример не берёт.
Он только худеет, не ест и не пьёт,
Не видит он даже, что некто идёт,
Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.
В какой день недели, в котором часу
Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу
Кому бы то ни было: этой, тому,
Нашему, вашему, даже ему?
Вернется когда-нибудь Некто к себе,
Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?",
В любой день недели он будет всегда
Повсюду, везде улыбаться тогда.
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна-
И были в этой стране и большие и малые города. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.
Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.
Третий город – Притяжательный. В нём живут очень дружные местоимения МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.
В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.
Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название Вопросительный.
А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: «Ах, в который раз ты не слушаешься меня...».
В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».
Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: «В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…». Потому что это уже совсем другая история.
Из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог?
За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?
К какому местоимению нужно прибавить слог «ло», чтобы получить неодушевлённый предмет?
Когда руки бывают местоимениями?
Какие местоимения попадаются на дороге?
Какое местоимение состоит из 1 буквы, но 2 звуков?
Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую букву и Ь, превращается в маленького грызуна?
Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща.
Предварительный просмотр:
ДЕТЯМ О ЖИЗНИ
Уважая других - Ты себя уважаешь,
Унижая других - Ты себя унижаешь,
Помогая другим - Ты себе помогаешь,
Защищая других - Ты себя защищаешь!
И прощая других - ЖИЗНЬ себе упрощаешь!
И совсем по-другому себя ощущаешь!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Звёздный̆ час»
Цель: закрепить навык употребления и правописаний местоимений. Развивать связную речь обучающихся, наблюдательность, внимание, навыки сравнения, логическое мышление; расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к изучению предмета, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: у учителя: карточки с заданиями вопросами; у детей: авторучка, веер цифр.
Учитель: Ребята! Сегодня мы проводим игру « Звёздный час». Тема нашей игры – « Местоимение». Сегодня мы узнаем имя того из вас, который является самым лучшим знатоком этой темы. Игра проводится в три тура.
1-й тур – отборочный;
2-й тур – полуфинал;
3-й тур – финал, то есть звёздный час для победителя.
Задания нужно выполнять быстро и правильно. За правильно выполненное задание вы получите звёздочку, кто больше наберёт звёздочек, тот перейдёт в следующий тур.
1-й тур – отборочный
1 вопрос. Является ли местоимение частью речи?
1. Является.
2. Не является.
2 вопрос. Выбери правильный ответ.
1. Местоимение называет предмет.
2. Местоимение указывает на предмет.
3 вопрос. Какие слова указывают на предмет, но не называют их?
1. дождь
2. он
3. цветок
4. оно
5. ягода
6. мы
4 вопрос. (У каждого ученика карточка.) Распределите местоимения по лицам.
5 вопрос. Как пишутся местоимения с предлогом?
1. Раздельно.
2. Слитно.
3. Местоимения не употребляются с предлогом.
6 вопрос. Какие местоимения изменяются по родам?
1. Местоимения 3 лица ед. и мн.ч.
2.Местоимения 2 лица.
3. Местоимения 3 лица ед.ч.
2-й тур – полуфинал
1 вопрос. В какой из строчек местоимения стоят в дательном падеже?
1. Ему, им, её.
2. Тебе, вам, мне.
3. Нам, ей, вами.
2 вопрос. В каком падеже стоит местоимение в предложении « Медвежонок остановился, перед ним сидела большая лягушка»?
1. В творительном.
2. В предложном.
3. В родительном.
3 вопрос. В каких словосочетаниях нужна буква -н в местоимениях.
1. Уйти от …его.
2. Помочь …ему.
3. Звать …её.
4. Думать о …ей.
5. Защищать …его.
6. Рисовать с … им..
7. Ухаживать за …ей.
8. Спешить к …ему.
9. Увидеть …их.
10. Смотреть на …её.
4 вопрос. В каком из словосочетаний местоимение стоит в дательном падеже?
1. Уйти от него.
2. Думать о ней.
3. Рисовать с ним.
4. Ухаживать за ней.
5. Спешить к нему.
6. Смотреть на неё.
5 вопрос. В каком из предложений местоимение является главным членом?
1. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз.
2. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
3. У неё чуткий слух.
6 вопрос. Просклоняйте личное местоимение 2-го лица единственного числа.
И.п.- __________
Р.п.- __________
Д.п.- __________
В.п.- __________
Т.п.- __________
П.п.- __________
7 вопрос. Вставьте подходящие по смыслу местоимения.
Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие. ______ на ладошке уменьшаются. Есть обезьяны огромные и сильные. _______ боятся даже леопарды. У обезьян сильные хвосты. Хвосты помогают _______ перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и пушистый. ______ похож на хвост лисы. Шёрстка у обезьян тоже разная. У одних ______ гладкая и плотная. У других обезьян _______ густая. У некоторых обезьян во рту есть специальные защёчные мешочки. _____ в _____ прячут орехи, ягоды и плоды. Проголодается обезьянка, а за едой _______ ходить не надо. Живут обезьяны в Африке и тропических лесах Южной Америки.
3-й тур – финал
За две минуты надо написать как можно больше местоимений.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Я
т
ы
в
ы
о
н
и
м
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕКАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Что нас ждёт:
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ:
ВИДЕОУРОКИ «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»;
- РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ:
ЦИТАТЫ, СТИХИ, СКАЗКИ, ПЕСНИ, ЗАГАДКИ,
ПРО МЕСТОИМЕНИЯ;
- СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ:
ВЫПУСК СТЕНГАЗЕТЫ,
ПОДГОТОВКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ СВОЕЙ РАБОТЫ;
- ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЁР ПО РАЗРЯДАМ МЕСТОИМЕНИЙ,
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ;
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
НАГРАЖДЕНИЕ
АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДЕТИЛЕЙ.
ДЕРЗАЙТЕ!!! АЗАРТА!!! УСПЕХОВ!!!
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРС НА СОЧИНЕНИЕ ЛУЧШЕГО СИНКВЕЙНА ИЛИ СКАЗКИ ПРО МЕСТОИМЕНИЯ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...
Урок русского языка 3 класс.Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.
Урок русского языка....
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"
Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...
Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».
Знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять....
Урок русского языка в 4 классе "Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. Понятие о склонении местоимений."
Цель: Формирование понятие о склонении местоимений....
Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"
Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...
Урок для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Повторение изученного материала по теме: «Местоимение». Склонение личных местоимений
Урок предназначен для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Итоговый....