Местоимение
классный час по русскому языку

Материалы можно использовать на предметной неделе по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По частоте употребления местоимения

занимают третье место

после существительных и глаголов.

Их 9000 самых употребляемых слов:

4000 существительных, 2500 глаголов, 69 местоимений.

Местоимения есть во всех языках. В русском языке 8 местоимений по 6 падежей = 48 форм.

Местоимения -  запасные игроки на футбольном поле или «дублёры» в театре.                                

Они выходят на сцену и на поле тогда, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.

А. Реформатский

Местоимения - слова с «пустым значением». Особенность значения у них общая, а грамматически они все разные, как и положено словам разных частей речи. Есть местоимённые прилагательные, местоимённые числительные и т.д. А говорить о том, что местоимения отдельная часть речи, конечно, не приходится.

                                         Л. Петрановская

Я о себе такого мненья

Огромна роль местоименья!

Я делу отдалось сполна,

Я заменяю имена!

В русском языке есть часть речи такая,

Укажет на лицо, предмет, но называет.

Вместо имени употребляется –

Местоимением называется.

Восемь разрядов имеет оно,

Людям всем в речи, конечно, нужно!

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходиться словам другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

     ПЕСЕНКА ВИННИ-ПУХА

     На днях, не знаю сам зачем,

Зашёл я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сём.

Я рассказал им, что, когда,

И почему, и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну!», и «просто смех!».

Когда ж закончил я рассказ

То Кое-Кто спросил « И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни сё

http://chudesenka.ru/_dr/0/10060100.gif

http://www.au-pair.dp.ua/wp-content/uploads/2011/05/570-230x300.gif

http://static.ddmcdn.com/gif/how-to-draw-animals-44.jpg

http://www.cleverhands.ru/cache/dolphin_400n.jpg

А. Коваль «НА ЯХТЕ»

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летели какие-то чайки,

О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зелёные волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чём кричат чайки.

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждёт.

              НЕКТО

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с кем-то куда-то попал.

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то пропал.

А Некто с кого-то пример не берёт.

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашему, вашему, даже ему?

Вернется когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?",

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда.

   В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна-

   И были в этой стране и большие и малые города. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.

 

 

   

     Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ.  На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.

 

   Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.

      Третий город – Притяжательный. В нём живут очень дружные местоимения  МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.

   В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.


   

    Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название Вопросительный.


   
А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: «Ах, в который раз ты не слушаешься меня...».

     В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.


   
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».


   
Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: «В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет». Потому что это уже совсем другая история.

Из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог?

За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?

К какому местоимению нужно прибавить слог «ло», чтобы получить неодушевлённый предмет?

Когда руки бывают местоимениями?

Какие местоимения попадаются на дороге?

Какое местоимение состоит из 1 буквы, но 2 звуков?

Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую букву и Ь, превращается в маленького грызуна?

Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?

Сколько личных местоимений в слове семья?

 Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща.



Предварительный просмотр:

ДЕТЯМ О ЖИЗНИ

Уважая других - Ты себя уважаешь,
Унижая других - Ты себя унижаешь,
Помогая другим - Ты себе помогаешь,
Защищая других - Ты себя защищаешь!
И прощая других - ЖИЗНЬ себе упрощаешь!
И совсем по-другому себя ощущаешь!

http://cs540108.vk.me/v540108129/1fb5/j3-G5luk1k8.jpg



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Звёздный̆ час»

Цель: закрепить навык употребления и правописаний местоимений. Развивать связную речь обучающихся, наблюдательность, внимание, навыки сравнения, логическое мышление; расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к изучению предмета, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: у учителя: карточки с заданиями вопросами; у детей: авторучка, веер цифр.

Учитель: Ребята! Сегодня мы проводим игру « Звёздный час». Тема нашей игры – « Местоимение». Сегодня мы узнаем имя того из вас, который является самым лучшим знатоком этой темы. Игра проводится в три тура.

1-й тур – отборочный;

2-й тур – полуфинал;

3-й тур – финал, то есть звёздный час для победителя.

Задания нужно выполнять быстро и правильно. За правильно выполненное задание вы получите звёздочку, кто больше наберёт звёздочек, тот перейдёт в следующий тур.

1-й тур – отборочный

1 вопрос. Является ли местоимение частью речи?

1. Является.

2. Не является.

2 вопрос. Выбери правильный ответ.

1. Местоимение называет предмет.

2. Местоимение указывает на предмет.

3 вопрос. Какие слова указывают на предмет, но не называют их?

1. дождь

2. он

3. цветок

4. оно

5. ягода

6. мы

4 вопрос. (У каждого ученика карточка.) Распределите местоимения по лицам.

5 вопрос. Как пишутся местоимения с предлогом?

1. Раздельно.

2. Слитно.

3. Местоимения не употребляются с предлогом.

6 вопрос. Какие местоимения изменяются по родам?

1. Местоимения 3 лица ед. и мн.ч.

2.Местоимения 2 лица.

3. Местоимения 3 лица ед.ч.

2-й тур – полуфинал

1 вопрос. В какой из строчек местоимения стоят в дательном падеже?

1. Ему, им, её.

2. Тебе, вам, мне.

3. Нам, ей, вами.

2 вопрос. В каком падеже стоит местоимение в предложении « Медвежонок остановился, перед ним сидела большая лягушка»?

1. В творительном.

2. В предложном.

3. В родительном.

3 вопрос. В каких словосочетаниях нужна буква -н в местоимениях.

1. Уйти от …его.

2. Помочь …ему.

3. Звать …её.

4. Думать о …ей.

5. Защищать …его.

6. Рисовать с … им..

7. Ухаживать за …ей.

8. Спешить к …ему.

9. Увидеть …их.

10. Смотреть на …её.

4 вопрос. В каком из словосочетаний местоимение стоит в дательном падеже?

1. Уйти от него.

2. Думать о ней.

3. Рисовать с ним.

4. Ухаживать за ней.

5. Спешить к нему.

6. Смотреть на неё.

5 вопрос. В каком из предложений местоимение является главным членом?

1. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз.

2. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

3. У неё чуткий слух.

6 вопрос. Просклоняйте личное местоимение 2-го лица единственного числа.

И.п.- __________

Р.п.- __________

Д.п.- __________

В.п.- __________

Т.п.- __________

П.п.- __________

7 вопрос. Вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие. ______ на ладошке уменьшаются. Есть обезьяны огромные и сильные. _______ боятся даже леопарды. У обезьян сильные хвосты. Хвосты помогают _______ перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и пушистый. ______ похож на хвост лисы. Шёрстка у обезьян тоже разная. У одних ______ гладкая и плотная. У других обезьян _______ густая. У некоторых обезьян во рту есть специальные защёчные мешочки. _____ в _____ прячут орехи, ягоды и плоды. Проголодается обезьянка, а за едой _______ ходить не надо. Живут обезьяны в Африке и тропических лесах Южной Америки.

3-й тур – финал

За две минуты надо написать как можно больше местоимений.

 



Предварительный просмотр:

http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/74/8f/748f48e71c5e0235644332cce9ad62fb.jpg



Предварительный просмотр:

Я

т

ы

в

ы

о

н

и

м



Предварительный просмотр:

http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/74/8f/748f48e71c5e0235644332cce9ad62fb.jpg



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/74/8f/748f48e71c5e0235644332cce9ad62fb.jpg



Предварительный просмотр:

http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/74/8f/748f48e71c5e0235644332cce9ad62fb.jpg



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕКАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Что нас ждёт:

  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ:

ВИДЕОУРОКИ  «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»;

  • РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ:

ЦИТАТЫ, СТИХИ, СКАЗКИ, ПЕСНИ, ЗАГАДКИ,

ПРО МЕСТОИМЕНИЯ;

  • СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ:

ВЫПУСК СТЕНГАЗЕТЫ,

ПОДГОТОВКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ СВОЕЙ РАБОТЫ;

  • ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЁР ПО РАЗРЯДАМ МЕСТОИМЕНИЙ,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»,

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ;

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

НАГРАЖДЕНИЕ

АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДЕТИЛЕЙ.

ДЕРЗАЙТЕ!!! АЗАРТА!!! УСПЕХОВ!!!

Новости: На луг, на лужок, выходи скорей, дружок! / сайт педагога-психолога Михеевой Елены Александровны / Портал образования ЧР

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

ОБЪЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРС НА СОЧИНЕНИЕ ЛУЧШЕГО СИНКВЕЙНА ИЛИ СКАЗКИ ПРО МЕСТОИМЕНИЯ!!!

Сенатор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...