Мягкий знак для обозначения мягкости согласного в середине слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чупрова Анастасия Константиновна

конспект урока по письму и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_dlya_obozn._myag.rar108.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 14»

с. Усть-Цильма

Урок письма и развития речи в  3 –ем  классе

Тема: «Мягкий знак для обозначения

мягкости согласного в середине слова».

Учитель:

Чупрова А. К.

 2017 г.

Тема: Мягкий знак для обозначения мягкости согласного в середине слова.

Цель: развивать умение обозначать мягкость согласного звука в середине слова мягким знаком.

Задачи: 

обучающие:

- учить различать слова с мягким знаком в середине и на конце слова;

-уточнять представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове;

-способствовать формированию умения образовывать новые слова через упражнения;

- расширять кругозор и активный словарный запас ребёнка через изменение слов;

- закрепить правописание словарных слов;

-развивать устную опосредованную речь через умение давать правильный полный ответ;

коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие слов с мягким знаком в середине и на конце слов;          

- развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

- развивать долговременную память через повторение словарных слов;

- развивать умение делать простейшие сравнения через наблюдение за твёрдыми и мягкими звуками;

- развивать эмоционально–волевую сферу через осмысление поставленных задач;

воспитательные:

- воспитывать интерес к уроку письма.

Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, презентация, карточка с таблицей букв, карточки со словами: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь, аудиозапись пальчиковой гимнастики, рабочая тетрадь: Читай, думай, пиши. Часть 1. А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

      Начинается урок,

      Он пойдёт вам впрок.

      Постарайтесь всё понять -

      Будете грамотно писать.

  1. Пальчиковая гимнастика.

- Чтоб нам красиво писать, пальцы надо размять (под аудиозапись учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику).

  1. Минутка чистописания.  

- У вас на партах листы с набором букв.

А

Ь

Т

Р

О

К

П

Ю

Ь

Н

Я

Л

В

Ы

Д

Г

Ь

С

- Внимательно посмотрите на лист и определите, какую букву мы будем сегодня писать на мину. чистописания?

Подсказка: она встречается в каждой строке данного набора.

- Что это за буква? (мягкий знак).

- Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала).

Откройте тетрадочки и запишите в них по образцу:

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу.

С чистотой я дружу,

На “отлично” напишу!

ь   ьь   ььь

- Что вы можете сказать о Ь?

- Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука).

- А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? (Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука).

- Назовите слова, в которых встречается Ь.

Примечание: в ходе беседы учитель уточняет месторасположения Ь в слове.

-  Как вы думаете, буква Ь очень нужная, или её можно пропустить? (Мягкий знак очень важен. Если его не поставить, изменится смысл слова).

- Сделайте вывод о роли Ь в словах.

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, он необходим, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

  1. Работа над темой урока.

-  На партах у вас листы со словами. Почитайте их.

П…СУДА, …ДЕЖДА, Н…ДЕЛЯ, ГУСЬ, ТЕНЬ, К…РЗИНА, ЗВЕРЬ, ОВ…ЩИ, ШЕСТЬ, ПИС…МО.

- На что вы обратили внимание, при чтении слов? (В некоторых словах пропущены буквы).

- Ваша задача: разделить эти слова на группы и записать их в столбики, вставляя пропущенные буквы.

Проверка. (Слайд 2).

ПОСУДА

ОДЕЖДА

НЕДЕЛЯ

КОРЗИНА

ОВОЩИ

ГУСЬ

ТЕНЬ

ЗВЕРЬ

ШЕСТЬ

ПИСЬМО

-  На сколько столбиков вы разделили слова?

-  Какие слова вы записали в первый столбик?

- Что вы можете сказать об этих словах? (Это словарные слова, их правописание нужно запомнить).

- Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, и называйте, какую букву вы вставили. (Дети читаю цыпочкой и называют, какую букву вставили).

- Значит, в первый столбик вы записали словарные слова.

- Были ли у вас затруднения при выполнении, когда вы записывали слова в следующий столбик?

- А какие слова вы записали во второй столбик? (Слова с мягким знаком.)

- Прочитайте их, если в словах пропущена буква, называйте её.

- Что общего во всех этих словах? (Ь).

(Учитель при проверке слова ПИСЬМО, обращает внимание, почему там именно пропущен Ь).

- Где по месторасположению находится Ь? (В конце слова).

- Во всех словах? (Нет. В слове «письмо» мягкий знак находится в середине слова, а в остальных словах Ь знак находится в конце слова).

- Значит, в какой столбик мы должны записать слово «письмо»? (В третий).

- Какую работу выполняет мягкий знак? (Указывает на мягкость предшествующего согласного).

- Где в словах может находиться Ь? (Мягкий знак может находиться в конце слова и в середине слова).

- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

 Вывод: Сегодня на уроке мы будем с вами развивать умения слышать мягкие согласные звуки в словах и писать слова с мягким знаком в середине слова. (Слайд 3).

Физминутка.

- Я буду называть слова, если в словах пишется Ь, то вы хлопаете в ладоши, если без Ь, то вы топаете.

 - Пень, слон, пальто, день, стол, картофель, окно, слова, письмо, альбом.

  1. Работа над темой урока.

А) Работа по рабочим тетрадям (с. 31 упр. 2)

- Сейчас мы будем работать в рабочих тетрадях. Откройте их на с. 31, упражнение 2.

Учащиеся выполняют в тетрадях и на доске, объясняя «при написании в слове … после буквы … пишу Ь, потому что звук … мягкий». Написания первой пары слов «день – деньки» объясняет учитель.

  Б) Самостоятельная работа. (раб. тет., с.31 упр.4).

  - На этой странице внизу есть упражнение 4.

- Прочитайте задание. (Слайд 4).

- Это задание вы выполняете самостоятельно.

Проверка.

-  Какое словечко вы дописали?  (Коньки).

- Проверьте запись слова «коньки».

- Какую букву вы записали после буквы Н? (Ь).

- Почему?  (В слове «коньки» после Н пишу Ь, потому что звук НЬ мягкий).

VI. Итог урока.

 - Настал момент подведения итогов нашей работы.

- С какими словами мы работали на уроке?

- Какое задание, которое выполняли на уроке письма, вам запомнилось? Почему?

VII. Дом. задание.

- Учебник, с. 92 упр. 14.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...