Мягкий знак для обозначения мягкости согласного в середине слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
конспект урока по письму и развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak_dlya_obozn._myag.rar | 108.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 14»
с. Усть-Цильма
Урок письма и развития речи в 3 –ем классе
Тема: «Мягкий знак для обозначения
мягкости согласного в середине слова».
Учитель:
Чупрова А. К.
2017 г.
Тема: Мягкий знак для обозначения мягкости согласного в середине слова.
Цель: развивать умение обозначать мягкость согласного звука в середине слова мягким знаком.
Задачи:
обучающие:
- учить различать слова с мягким знаком в середине и на конце слова;
-уточнять представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове;
-способствовать формированию умения образовывать новые слова через упражнения;
- расширять кругозор и активный словарный запас ребёнка через изменение слов;
- закрепить правописание словарных слов;
-развивать устную опосредованную речь через умение давать правильный полный ответ;
коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие слов с мягким знаком в середине и на конце слов;
- развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
- развивать долговременную память через повторение словарных слов;
- развивать умение делать простейшие сравнения через наблюдение за твёрдыми и мягкими звуками;
- развивать эмоционально–волевую сферу через осмысление поставленных задач;
воспитательные:
- воспитывать интерес к уроку письма.
Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, презентация, карточка с таблицей букв, карточки со словами: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь, аудиозапись пальчиковой гимнастики, рабочая тетрадь: Читай, думай, пиши. Часть 1. А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.
Ход урока:
- Организация начала урока.
Начинается урок,
Он пойдёт вам впрок.
Постарайтесь всё понять -
Будете грамотно писать.
- Пальчиковая гимнастика.
- Чтоб нам красиво писать, пальцы надо размять (под аудиозапись учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику).
- Минутка чистописания.
- У вас на партах листы с набором букв.
А | Ь | Т | Р | О | К |
П | Ю | Ь | Н | Я | Л |
В | Ы | Д | Г | Ь | С |
- Внимательно посмотрите на лист и определите, какую букву мы будем сегодня писать на мину. чистописания?
Подсказка: она встречается в каждой строке данного набора.
- Что это за буква? (мягкий знак).
- Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала).
Откройте тетрадочки и запишите в них по образцу:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкой слежу.
С чистотой я дружу,
На “отлично” напишу!
ь ьь ььь
- Что вы можете сказать о Ь?
- Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука).
- А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? (Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука).
- Назовите слова, в которых встречается Ь.
Примечание: в ходе беседы учитель уточняет месторасположения Ь в слове.
- Как вы думаете, буква Ь очень нужная, или её можно пропустить? (Мягкий знак очень важен. Если его не поставить, изменится смысл слова).
- Сделайте вывод о роли Ь в словах.
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, он необходим, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
- Работа над темой урока.
- На партах у вас листы со словами. Почитайте их.
П…СУДА, …ДЕЖДА, Н…ДЕЛЯ, ГУСЬ, ТЕНЬ, К…РЗИНА, ЗВЕРЬ, ОВ…ЩИ, ШЕСТЬ, ПИС…МО.
- На что вы обратили внимание, при чтении слов? (В некоторых словах пропущены буквы).
- Ваша задача: разделить эти слова на группы и записать их в столбики, вставляя пропущенные буквы.
Проверка. (Слайд 2).
ПОСУДА ОДЕЖДА НЕДЕЛЯ КОРЗИНА ОВОЩИ | ГУСЬ ТЕНЬ ЗВЕРЬ ШЕСТЬ | ПИСЬМО |
- На сколько столбиков вы разделили слова?
- Какие слова вы записали в первый столбик?
- Что вы можете сказать об этих словах? (Это словарные слова, их правописание нужно запомнить).
- Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, и называйте, какую букву вы вставили. (Дети читаю цыпочкой и называют, какую букву вставили).
- Значит, в первый столбик вы записали словарные слова.
- Были ли у вас затруднения при выполнении, когда вы записывали слова в следующий столбик?
- А какие слова вы записали во второй столбик? (Слова с мягким знаком.)
- Прочитайте их, если в словах пропущена буква, называйте её.
- Что общего во всех этих словах? (Ь).
(Учитель при проверке слова ПИСЬМО, обращает внимание, почему там именно пропущен Ь).
- Где по месторасположению находится Ь? (В конце слова).
- Во всех словах? (Нет. В слове «письмо» мягкий знак находится в середине слова, а в остальных словах Ь знак находится в конце слова).
- Значит, в какой столбик мы должны записать слово «письмо»? (В третий).
- Какую работу выполняет мягкий знак? (Указывает на мягкость предшествующего согласного).
- Где в словах может находиться Ь? (Мягкий знак может находиться в конце слова и в середине слова).
- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?
Вывод: Сегодня на уроке мы будем с вами развивать умения слышать мягкие согласные звуки в словах и писать слова с мягким знаком в середине слова. (Слайд 3).
Физминутка.
- Я буду называть слова, если в словах пишется Ь, то вы хлопаете в ладоши, если без Ь, то вы топаете.
- Пень, слон, пальто, день, стол, картофель, окно, слова, письмо, альбом.
- Работа над темой урока.
А) Работа по рабочим тетрадям (с. 31 упр. 2)
- Сейчас мы будем работать в рабочих тетрадях. Откройте их на с. 31, упражнение 2.
Учащиеся выполняют в тетрадях и на доске, объясняя «при написании в слове … после буквы … пишу Ь, потому что звук … мягкий». Написания первой пары слов «день – деньки» объясняет учитель.
Б) Самостоятельная работа. (раб. тет., с.31 упр.4).
- На этой странице внизу есть упражнение 4.
- Прочитайте задание. (Слайд 4).
- Это задание вы выполняете самостоятельно.
Проверка.
- Какое словечко вы дописали? (Коньки).
- Проверьте запись слова «коньки».
- Какую букву вы записали после буквы Н? (Ь).
- Почему? (В слове «коньки» после Н пишу Ь, потому что звук НЬ мягкий).
VI. Итог урока.
- Настал момент подведения итогов нашей работы.
- С какими словами мы работали на уроке?
- Какое задание, которое выполняли на уроке письма, вам запомнилось? Почему?
VII. Дом. задание.
- Учебник, с. 92 упр. 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме».
Закрепление мягкого знака на конце и в середине слова....
конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме», 2 класс
конспект данного урока составлен по программе "Школа России", по стандартам ФГОС...
Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».
Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Дополнене к уроку по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"
Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....
Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"
Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...