Упражнения по формированию коммуникативно- речевых умений
статья по русскому языку

Ирина Александровна Верас

В материале размещены упражнения для использования в практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие

коммуникативно-речевых умений

1 группа. Задания и упражнения с использованием коммуникативно – речевых умений, связанных с содержанием текста.

Эту группу мы построили на комплексе отдельных заданий и упражнений, реализуемых на уроках русского языка.

Цель: сформировать умение определять тему и главную мысль готового текста. Научить создавать собственный текст в зависимости от темы и главной мысли.

1) Составьте текст из трех - четырех предложений на тему «дятел- полезная птица». Начни свой рассказ со слов: «Не зря дятла лесным доктором называют!» Напиши текст.

2) Составь и запиши рассказ по его началу.

«Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…»

3) Преврати  одно предложение в целый рассказ.

«Поваленная в прошлом году ветром ива продолжала жить…»

4) Прочитайте текст. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте ее.

Летний дождь.

День был очень жаркий. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в тенистых чащах берез. Птицы не переставали петь. Вдруг посыпались капли дождя. Трава стала жадно поглощать влагу.

5) Прочитай заголовки к текстам. Попробуй определить, о чем говорится в каждом тексте.

1. Я умею плавать. 2. Помощники. 3. Мои новые друзья.

6) Вспомни какую–нибудь историю, которая произошла с тобой на каникулах. Назови свой будущий текст так, чтобы по заголовку твои одноклассники поняли, что же с тобой приключилось.

7) Прочитайте итальянскую сказку и определите основную мысль. Есть ли в этом тексте предложение, в котором она прямо выражена?

«Как осел петь перестал»

8) Прочитай текст. Найди текст,  из которого не ясно зачем его написали, какова его основная мысль?

«В прошлое воскресенье мы с папой встали рано и поехали за город в лес. Сначала мы долго шли полем, потом ходили по лесу, разжигали костер. Вернулись домой поздно вечером.»

«В прошлое воскресенье мы с папой встали рано и поехали за город в лес. Я не выспался, глаза все время закрывались. В электричке пришлось ехать очень долго, даже в окно смотреть надоело. Когда мы шли со станции полем к лесу, то начался дождь, и я промочил ноги.

В лесу костер у нас совсем не горел, и только дым щипал глаза.

Вернулись мы домой уже поздно вечером, грязные и усталые.»

Данное задание закрепляет знание о композиции рассказа, учит составлять собственный текст.

9) Прочитай заголовки. Подумай, о чем может говориться в тексте с такими заголовками.

Зимние тайны.

Снежный городок.

Подарки матушки-зимы.

10) Спишите  текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подберите и запишите заголовок, который отражает тему или идею этого текста.

1 вариант

     Ясная морозная ночь. Земля воздух  мес_ц скованы морозом. Крупные звёзды син_ми фон_рями в_сят в лесу между ветвями. Мелкие звёзды усе_ли всё небо.

2 вариант

     Утро. С гор ласко_о теч_т зап_х цветов. На листьях деревьев на стеблях трав блестит роса. Дорога кажет(?)ся мягкой как бар¬х_т и хочется погладить её рукой.        

11) Прочитайте два текста, выберите подходящую к основной мысли текста пословицу. Введите ее в каждый текст.

«У Шарика шуба густая, теплая, он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки- просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, добро стережет, злых людей и воров во двор не пускает,- за это его любят да сытно кормят.»

«Собака - друг человека. Собака помогает пастуху охранять овец от волков. В сибирской Тайке собака лайка находит охотнику драгоценного соболя. На Севере ездовых собак запрягают в сани и мчаться по тундре. Собака не оставит человека в беде.»

Пословицы:

- Собака - верный друг человека.

- Не замахивайся палкой - и собака не залает.

- И собака помнит, кто ее кормит.

- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

- Без собаки зайца не поймаешь.        

1 группа. Задания и упражнения с использованием коммуникативно – речевых умений, связанных с содержанием текста.

Эту группу мы построили на комплексе отдельных заданий и упражнений, реализуемых на уроках русского языка.

Цель: сформировать умение определять тему и главную мысль готового текста. Научить создавать собственный текст в зависимости от темы и главной мысли.

1) Составьте текст из трех - четырех предложений на тему «дятел- полезная птица». Начни свой рассказ со слов: «Не зря дятла лесным доктором называют!» Напиши текст.

2) Составь и запиши рассказ по его началу.

«Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…»

3) Преврати  одно предложение в целый рассказ.

«Поваленная в прошлом году ветром ива продолжала жить…»

4) Прочитайте текст. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте ее.

Летний дождь.

День был очень жаркий. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в тенистых чащах берез. Птицы не переставали петь. Вдруг посыпались капли дождя. Трава стала жадно поглощать влагу.

5) Прочитай заголовки к текстам. Попробуй определить, о чем говорится в каждом тексте.

1. Я умею плавать. 2. Помощники. 3. Мои новые друзья.

6) Вспомни какую–нибудь историю, которая произошла с тобой на каникулах. Назови свой будущий текст так, чтобы по заголовку твои одноклассники поняли, что же с тобой приключилось.

7) Прочитайте итальянскую сказку и определите основную мысль. Есть ли в этом тексте предложение, в котором она прямо выражена?

«Как осел петь перестал»

8) Прочитай текст. Найди текст,  из которого не ясно зачем его написали, какова его основная мысль?

«В прошлое воскресенье мы с папой встали рано и поехали за город в лес. Сначала мы долго шли полем, потом ходили по лесу, разжигали костер. Вернулись домой поздно вечером.»

«В прошлое воскресенье мы с папой встали рано и поехали за город в лес. Я не выспался, глаза все время закрывались. В электричке пришлось ехать очень долго, даже в окно смотреть надоело. Когда мы шли со станции полем к лесу, то начался дождь, и я промочил ноги.

В лесу костер у нас совсем не горел, и только дым щипал глаза.

Вернулись мы домой уже поздно вечером, грязные и усталые.»

Данное задание закрепляет знание о композиции рассказа, учит составлять собственный текст.

9) Прочитай заголовки. Подумай, о чем может говориться в тексте с такими заголовками.

Зимние тайны.

Снежный городок.

Подарки матушки-зимы.

10) Спишите  текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подберите и запишите заголовок, который отражает тему или идею этого текста.

1 вариант

     Ясная морозная ночь. Земля воздух  мес_ц скованы морозом. Крупные звёзды син_ми фон_рями в_сят в лесу между ветвями. Мелкие звёзды усе_ли всё небо.

2 вариант

     Утро. С гор ласко_о теч_т зап_х цветов. На листьях деревьев на стеблях трав блестит роса. Дорога кажет(?)ся мягкой как бар¬х_т и хочется погладить её рукой.        

11) Прочитайте два текста, выберите подходящую к основной мысли текста пословицу. Введите ее в каждый текст.

«У Шарика шуба густая, теплая, он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки- просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, добро стережет, злых людей и воров во двор не пускает,- за это его любят да сытно кормят.»

«Собака - друг человека. Собака помогает пастуху охранять овец от волков. В сибирской Тайке собака лайка находит охотнику драгоценного соболя. На Севере ездовых собак запрягают в сани и мчаться по тундре. Собака не оставит человека в беде.»

Пословицы:

- Собака - верный друг человека.

- Не замахивайся палкой - и собака не залает.

- И собака помнит, кто ее кормит.

- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

- Без собаки зайца не поймаешь.        

3 группа. Задания и упражнения с использованием коммуникативно – речевых умений подбирать языковые средства в тексте.

Цель: развивать умения подбирать языковые средства, активизировать словарный запас учащихся.

Игровые приемы, помогающих развитию словарного запаса учащихся.

1) Игра « Фразеологический зверинец»

- Вставьте подходящие слова.

Голоден как ….                        Изворотлив как …

Хитер как …                        Надут как …

Упрям как …                        Болтлив как …

Слова -  подсказки: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.

2) Игра « Путаница»

- Пока  письмо шло, оно порвалось на части, и понять ничего нельзя, попробуйте разобрать ,что было написано.

КОТЕЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЕ. ( Кот ел сметану,  все дно вылизал).

3) Побери антонимы к словосочетаниям:

глубокая река - …                глубокий сон -…

глубокие знания - …                глубокий обморок -…

4) Замени глаголом следующие выражения:

прикусить язык-…

мозолить глаза - …

путаться под ногами - …

совать нос в чужие дела - …

5) Прием « Биография слова»

« … На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы…».

- Подумайте, почему цветок назван «подснежником»? ( Первым появляется из – под снега).

- Как произошло слово « медуница»? (Цветок со сладким «медовым» запахом , особенно привлекателен для пчел,)

Слово « медуница» - родственное слову « мед».

6) Игра « Кто больше рифм подберет к словам.

Ребенок, лужок, синичка 

(теленок, тигренок, лисенок, снежок, дружок, прыжок, певичка, птичка).

7) Составь предложение, используя все слова ( форму слова изменять нельзя):

день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

8) Вставь в пословицы пропущенные слова:

БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ.

        …ПЕНЁК ОПРОКИННЕТ… ВОЗ….

        …   ДЕЛО ЛУЧШЕ … БЕЗДЕЛИЯ.

9) Впиши подходящие по смыслу имена существительные. На какие

группы можно разбить данные словосочетания?

Душистая _______, железная _______, дружная _______,

звездная _______, футбольный _______, жареный _______,

субботний _______, известная _______, красное _______,

теплое _______.

10) Развитие связной речи с помощью сюжетных картинок.

Предлагается составить рассказ по серии картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель: выявление возможностей составления связного рассказа по серии  картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках.

Методика: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки, предлагают рассмотреть их, разложить по порядку и составить рассказ.

«Три веселых зайчика», «Как мальчик учил уроки», «Хорошая оценка»

11) Вставь пропущенные слова в текст.

Я нашел горку. ______была ледяная, крутая и длинная. Я нашел картонку и начал ________. Хорошо катался. Только трудно __________ на горку.

12) Восстанови текст с деформированными предложениями.

Птицы под снегом.

по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да.

косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится.

громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться.

заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся.

в, стая, снегу, в, живёт, куропаток.

вылетают, болото, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают.

опять, в, поклюют, снег, и.

заметит, снегом, кто, под, их.

4 группа. Задания и упражнение направленные на развитие коммуникативно –речевых связанных с текстом в целом, со всеми его сторонами.

 Цель: сформировать умение совершенствовать собственный текст, прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи, подбирать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему, определять границы темы.

1) Прочитай текст и найди в нем часть, которая не соответствует заголовку. Подбери к тексту заголовок, который объединял бы все предложения.

2) Правильно ли назван текст? О чем говорится в данном тексте?

На празднике

Говорят, что собаки и кошки не дружат. Но это не всегда. Я знаю собаку, очень большую, которая не только дружит с котятами, но и охраняет их. Коты тоже любят собаку и даже играю вместе с ней. Чудеса!

Как ты озаглавишь текст? Почему?

3) Подбери к тексту заголовок.

Однажды мы собрались на прогулку. Погода на улице стояла замечательная, был легкий морозец, медленно падал на землю снег. Когда мы стали собираться, по телевизору начали передавать хоккейный матч. Такую игру мы с братом не могли пропустить и поэтому остались дома. А мама почему-то грустно сказала: «Замечательно погуляли».

4) Допиши пункты плана для сочинения на тему «Что лежит в моем портфеле»

1. Дом для школьных предметов.

2. Домашний учитель.

3. Ивашка в деревянной рубашке.

4. Копилка для знаний.

5) Зачеркни лишнее!

ВСТРЕЧА В ЛЕСУ

Каждое летом мы всей семьей: папа, мама, я и мой братишка Вова — отдыхаем в деревне у бабушки. [Добираемся мы туда разным транспортом: на электричке, на автобусе, а то и на попутной машине, когда как повезет. Провожают нас обычно все соседи: кто помогает нести вещи, кто советует, как их положить и упаковать.]

Однажды жарким летним днем мы с бабушкой пошли в лес по ягоды. [В лесу] мы набрали полные корзины ягод и собирались уже идти домой, как вдруг я заметила, что под молодой елкой кто-то шевелится. Я заглянула под куст и увидела маленького рыженького зверька.

Я закричала [бабушке]:

— Бабушка! Бабушка! Посмотри, кто тут под елкой? Бабушка подошла, посмотрела и сказала:

— Это же лисенок. Он совсем еще маленький и слабенький.

— Какой он хорошенький! Давай возьмем его домой,— сказала я.

— Не надо: пусть тут останется. Это его дом, а где-то рядом его

Мать — лисица.

Я еще немного полюбовалась лисенком, и мы пошли домой.

6) Замени — надпиши нужное!

Замените неоправданно повторяющиеся слова: зачеркните их и надпишите подходящие слова.

К его коричневым волосам и коричневым глазам удивительно подходил костюм, выдержанный в коричневых тонах. Даже сорочка была у него коричневого цвета, а темный галстук имел какой-то коричневатый оттенок.

Для справок: карие, каштановые, кофейный, шоколадный.

7) Вставьте пропущенные слова в рифму.

     На зимних полях не ищите цветов,-

     Всю землю одел еще снежный_____ ;

     Под снегом цветочкам тепло почивать;

     Когда же малютки проснутся_____?

8) Подчеркни в объявлении лишние слова.

     «Пропала собака. Помогите ее найти! Это спаниель. Он белый с тремя крупными коричневыми пятнами на спине и боках. Уши длинные, висячие. Правое ухо с белым концом. Лапы короткие, темно-коричневые, а между пальцами пучки белой шерсти. Я очень люблю с ним играть и гулять в парке. Нашедшего собаку прошу позвонить по телефону 2-14-23.»

9) Игра «Добавление придаточных предложений»

Учащимся предлагается начало предложения, а им необходимо его закончить.

«Сегодня надо затопить печь, потому что ...»; «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что ...»; «Мама сказала дочке, что ...»; «Мы завтра пойдем в лес, если ...».

10) Игра «Бесконечное предложение»

Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

светило  солнце;

ярко  светило  солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

11) Допиши сложные предложения, выбрав нужное начало.

1.______________, и пошел дождь.

2. ______________, и с юга прилетели птицы.

3. ______________, и выглянула полная луна.

4. ______________, и мать начала волноваться.

5. ______________, и было жарко.

(пришла весна; к полуночи тучи ушли; сын долго не приходил; небо покрылось тучами; стоял тихий летний день).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

Методика формирования коммуникативно-речевых умений и навыков младших школьников

Методическая разработка для начальной школы к урокаи литературного чтения и русского языка....

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности

        Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать  материал для высказывания,  раскрывать ...

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...

Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в форме педагогической мастерской

      Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые  влияют  на...

Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка

Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является развитие связной речи учащихся. Развитая связная речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что важно ...