Конспект обучающего сочинения по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Представлен конспект урока по русскому языку во 3 классе по теме: Обучающее сочинение по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща» по программе "Школа России" (авторская программа по русскому языку Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект обучающего сочинения по картине
А.И.Куинджи «Берёзовая роща» 3 класс,
Спириденко Натальи Вячеславовны.
Тема: Сочинение по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща».
Цели: Учить создавать своеобразный текст описания по картине под руководством учителя.
Задачи: Дать понятие о пейзаже.
Познакомить с творчеством художника А.И.Куинджи.
Совершенствовать навык работы с текстом, учение определять тему,
идею текста, тип речи, составлять план.
Обогащать речь, за счёт введения авторских, выразительных слов.
Воспитывать чувство любви к природе родного края.
Вызвать интерес к произведениям живописи, пробудить желание
анализировать увиденное и эмоционально выражать свое
отношение к просматриваемой картине.
Совершенствовать грамотность, учить самостоятельно работать со
словарём.
Оформление доски.
Вступление.
Архип Иванович Куинджи- знаменитый русский художник-пейзажист. В своих картинах «Ладожское озеро», «Сумерки», «Север» художник передаёт красоту природы родного края. Наиболее известная картина Куинджи «Берёзовая роща».
Заключение.
Мне понравилась картина А.И.Куинджи «Берёзовая роща», за удивительную красоту русского пейзажа. Особенно необыкновенно выразительны стройные берёзки, окутанные солнечным светом. Мне кажется, что не только роща наполнена ясными, тёплыми красками утреннего солнца, но и весь мир украсился ими.
Языковой отбор.
Солнце: небесное светило, тёплые лучи солнца.
День: солнечный, тихий.
Небо: голубое и чистое, безоблачное, небесный шатёр.
Берёзовый лес: величественные берёзы, кружевные переплетения веток, лесные стражники, гордые красавицы, кудрявые, пушистые кроны берёз.
Молодые берёзки: изящные, тонкие берёзки, девицы в белоснежных сарафанах, хрупкие, юные берёзы, лесные красавицы, сверкающие белизной стволы берёз.
Ветви: прозрачные, светящиеся, кружевные.
Поляна: ровная, желтовато-зелёная, залитая солнцем, сияющая, светлая и яркая.
Трава: светло-зелёный ковёр, аромат трав и цветов, залитое солнцем зелёное покрывало, изумрудное одеяло, сочно-зелёный ковёр.
Лес: тёмно-зелёный, таинственный.
Ручей: стремится по камушкам только посередине, а по сторонам застойная вода его была подёрнута слоем зеленоватой тины.
Ход урока.
I. Организация класса к уроку.
II. Сообщение темы и порядок работы.
-Сегодня на уроке мы подготовимся писать сочинение по картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща». Мы составляем план, опираясь на него вы будете на следующем уроке писать сочинение. Но для этого вы должны подумать над темой, идеей картины, выбрать нужный тип речи. Так же отобрать выразительные слова и подготовить безошибочное написание текста вашего сочинения.
III. Структурный анализ.
-Перед вами картина Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща».
-В мариупольском предместье Карасевке , в маленьком доме на краю крутого, живописного обрыва, с которого открывались широкие просторы долины реки Кальчика и Азовского моря, родился и провёл годы жизни будущий художник Архип Иванович Куинджи. Дата его рождения 1841 год. Учился Архип в городской начальной школе плохо, зато рисовал постоянно. Белые стены дома и кухни, ученические тетради , книги для записей- вот где появились первые рисунки будущего художника.
«Чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом. Надо рисовать и рисовать с жизни»-однажды сказал Куинджи начинающему художнику. Детские впечатления подсказали художнику прекрасные образы русской природы с одновременным ощущением бесконечности расстилающих далей родного края и красоты берёзового леса.
-Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща» относится к пейзажу. Это картины, изображающие природу или какую-либо местность(лес, поле, горы, роща).
- О чём картина? Какова её тема? (Берёзовая роща.)
-Что хотел передать художник этой картиной? Какова идея? (Красота берёзовой рощи.)
-Мы с вами продумывали тему, идею текста сочинения, давайте продумаем к какому типу речи он будет принадлежать. (Описание.)
- Вспомните, сколько частей в тексте описания? Назовите их (вступление, описание, заключение).
IV. Чтение картины. Языковой отбор.
- Анализ вступлений.
-Перед тем как начать писать сочинение надо продумать вступительное слово. Перед уроком я просмотрела вступления к сочинению, которые вы писали дома, и удивилась, что ошибки в них встречаются одни и те же. Мне показалось даже, что писал их один человек.
- Ребята, внимательно ещё раз послушайте, как нужно правильно писать вступление. Вступление должно состоять из 2-х, 3-х предложений, рассказывающих об авторе и его творчестве. А последнее предложение должно представлять картину ,по которой будете писать сочинение. Внимательно прослушайте вступление, одно из тех, которое вы написали.
-Куинджи -великий русский художник, родился в 1841 году. Зарабатывая на жизнь, Куинджи несколько лет работал ретушером в фотоателье. Выставлял наиболее известные работы в Академии художеств в Петербурге. За годы своего творчества написал картины: «Украинская ночь», «Сумерки», «Север», «Берёзовая роща».
-Ребята, какие ошибки вы заметили в этом вступлении?
Что нужно исправить в нём? (Вступление длинное, содержит много лишних предложений.)
-Многие из вас в своём вступлении использовали слово великий художник. Какими словами можно заменить? (Знаменитый, известный.)
-Составьте 1-е предложение сочинения.
(Архип Иванович Куинджи-известный русский художник.)
-Назовите мне картины, написанные этим художником.
( «Ладожское озеро», «После грозы», «Сумерки», «Север», «Берёзовая роща»)
-Какие темы картин Куинджи использует в творчестве?
( Природа родного края.)
-Представьте себе огромный тысячеметровый зал и в нём единственная небольшая картина. Впервые картина «Берёзовая роща» была показана в Петербурге в 1879 году на выставке. Она имела необыкновенный успех. Люди специально приезжали в Петербург , чтобы взглянуть на неё.
-Об этом тоже можно написать во вступлении. Последнее предложение представляет картину, является переходом к описанию пейзажа. Прочитайте мне его.
(Наиболее известная картина Куинджи «Берёзовая роща».)
-Какие темы картин Куинджи им пользует в творчестве? (Природа родного края.)
-Об этом тоже можно написать во вступлении. Последнее предложение представляет картину , является переходом к описанию пейзажа. Прочитайте мне его.
(Наиболее известная картина Куинджи «Берёзовая роща».)
-Обратите внимание на знаки, которые помогут вам исправить ошибки при построении предложений во вступлении.
З. -заменить, П.- повтор слов, 1,2,3- измени порядок слов в предложении, ( )-опустить.
-Прочитай, Катя, вступление, но уже с исправленными ошибками. Правильно ли написала вступление Катя? Почему?
- Составление самого описания и плана 2-ой части.
-Ребята, внимательно посмотрите на картину. Что изобразил художник?
(Берёзовую рощу.)
-Какими красками художник показал неповторимую красоту берёзовой рощи?
(Яркими, зелёными.)
-Краски, напоминающие о лете , о солнце- красные, жёлтые, оранжевые, тёплые.
-Значит, какой день сумел изобразить художник этими красками?
( Ясный, солнечный, летний день.)
-Лето. День удивительно солнечный, тихий, радостный.
-Что играет в картине главную роль?
( Свет, солнце.) .
-Солнечный свет на летней зелени до А.И.Куинджи никто так не передавал. Хотя мы солнце на картине его не видим, но ощущаем. Что помогает понять, что день солнечный?
(Освещённая солнцем роща, падающие на землю тени берёз.)
-Куинджи выбрал труднейший момент освещения против солнца . И.Е.Репин писал о Архипе Куинджи: «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи-художник света».
-Хотя мы солнце на картине не видим, но ощущаем. Что помогает понять, что день солнечный?
( Освещённая солнцем роща, падающие на землю тени берёз.)
-Как озаглавим этот подпункт плана?
(Солнечный свет, солнце.)
-Подберите глаголы, которые помогают наиболее полно представить картину происходящего.
(Сияет, струится, проникает на поляну, пробивается, пронизывает, разливается, затопляет всю поляну, играет )
-Какие выразительные слова помогут описать небо, озарённое солнечным светом.
(Голубизна неба, голубок шатёр).
-Добавьте в подбор выразительных слов - лазоревое небо.
Лазурь-это светло-синяя или голубая краска. Как мы озаглавим этот подпункт плана?
(Небо.)
-Что произошло с берёзовой рощей после прикосновения солнечных лучей?
(Роща проснулась, ожила.)
-Каким стал берёзовый лес?
(Красивым, светло-зелёным.)
-Изумрудная зелень берёз насыщена солнечными лучами, от этого она становится ещё ярче. Изумруд -драгоценный светло-зелёный камень.
-Как можно озаглавить следующий подпункт плана?
(Берёзовый лес.)
-Давайте оживим этот безмолвный лес? Как можно сказать о берёзах в лесу?
(Величественные берёзы, лесные стражники, гордые красавицы.)
-Теперь пофантазируем, что же делают берёзки в лесу?
(Расчёсывают кудри, тянутся к солнцу, водят хороводы.)
-Какая берёза растёт на переднем плане?
(Большая уже старая, потому что она искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.)
-Срезав верхним краем картины кроны берёз, Куинджи оставляет в центре отдельные, попавшие в поле зрения зелёные ветви. Какими вы их видите?
(Кажутся кружевным, изящными.)
-Ветви на фоне тёмной зелени дальних деревьев рисуются лёгким узором ,благодаря чему обостряется ощущение яркого солнечного света.
-На втором плане, какие деревья?
(Одна берёза старая и много молодых.)
-Как определили?
(По стволам.)
-Рассмотрите стволы деревьев. Помогают ли они нам понять, что день солнечный?
(Солнечные лучи бережно прикасаются к стволам берёз.)
-Деревья привольно растут на поляне, они так высоты ,что крон не видно, лишь яркие потоки света струятся по белым стволам.
-По веткам можно понять, где молодая, а где старая берёза?
(Нет, они сплелись между собой.)
-Что напоминает узор веток?
(Кружево.)
-Что проглядывает сквозь ветки?
(Проглядывает синее небо.)
-Кажется, что до него очень далеко. Берёза красива, облачённая в тёмно-зелёную, изумрудную листву. Чтобы зримо увеличить высоту берёзы и показать необычное сплетение веток, Куинджи показал много неба, горизонт получился низким.
-На линии горизонта, в глубине картины, какие деревья? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?
(Это рощица молодых берёзок.)
-Они маленькие, потому что предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала видеть берёзу на первом плане.
-Как можно сказать ласково, нежно о берёзках.
(Изящные, тонкие, юные красавицы.)
-Как можно озаглавить следующий подпункт плана?
(Юные красавицы.)
-Давайте оживим берёзки. Представим, что они тянутся к солнышку, разглядывают отражение на водной глади.
-Куда уводит взгляд ручей?
(Вдаль, к лесу)
-Ручей уводит нас в глубину, к дальнему лесу.
-Опишите лес.
(Кроны деревьев леса собраны вместе, по форме можно определить, что это лиственный лес.)
-На ярком свету исчезают детали, появляется плоские силуэты. Только в таком лесу могут появиться сказочные герои.
-Ребята, посмотрите какие причудливые тени берёз видны на траве? Что можно сказать о них?
(Тёмно-зелёные тени чётко видны на траве.)
-Как озаглавим подпункт плана?
(Тени.)
-Какие красивые выражения подобрали вы для описания травы?
(Ковёр, зелёное покрывало.)
-Почему именно описание берёз выбрал Куинджи в своей картине?
(Красивое белоствольное дерево.)
-Берёза- самое любимое, красивое, нарядное дерево. Берёза символизирует красоту природы России. Архип Иванович Куинджи -приглашает полюбоваться великолепием рощи.
-Для более точного описания пейзажа картины используйте выразительные слова, которые помогут оживить берёзовую рощу. Некоторые из них записаны на доске, на листках, которые лежат перед вами.
3. Анализ заключений.
-В чём успех картины? Картина удивительно проста. Кажется, что здесь особенного, просто берёзы! Но картина волнует нас. Глядя на неё, мы испытываем чувство глубокой радости. Свой восторг перед открывшейся красотой пейзажа художник сумел донести до нас. И в этом замечательное мастерство художника Архипа Ивановича Куинджи.
-Закончить сочинение надо заключением. Оно должно быть небольшим(1,2 предложения) и выражать, чувства, впечатления от картины.
-Прочитай Даша заключение.
-Получилось ли у Даши заключение? Почему(Даша не высказала своего отношения к картине).
-Мне понравилась картина А.И.Куинджи «Берёзовая роща», за удивительную красоту русского пейзажа. Особенно необыкновенно выразительны стройные берёзки, окутанные солнечным светом. Мне кажется, что не только роща наполнена ясными, тёплыми красками утреннего солнца, но и весь мир украсился ими.
V. Орфографическая подготовка.
-На слайдах записаны некоторые слова, перед которыми ставится запятая. Выписаны трудные слова, в которых можете сделать ошибки. Будьте внимательны. При написании сочинения соблюдайте план. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающее сочинение по картине. 4 класс
Презентация разработана для учащихся 4 класса. Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка".Цели: Формировать умения строить описание человека (персонажа)Формировать умения использовать пр...
Конспект урока по предмету "Графика и письмо" "Фея берёзовой рощи".
На уроке учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида 5 Б класса ОР упражняются в печатании слов и (или) букв (в зависимости от индивидуального уровня развития графических ...
Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обучающее сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень".
Здесь содержится конспект урока и презентация к уроку....
конспект урока "Сочинение - описание картины И.И. Левитана "Март" 4 класс русский язык
Конспект урока "Сочинение- описание по картине И.И. Левитан "Март" 4 класс русский язык. В конкпекте представлен материал , который поможет провести урок - подготовить учащихся к написанию сочинения....
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России» Тема: Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России» Тема: Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»...
Презентация "Обучающее сочинение по картине Л.С. Степанова «Лоси»" 2 класс
Урок- презентация...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Обучающее сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри »
Цель данного урока: составить и записать художественное описание картины В.М.Васнецова "Богатыри"...