Конспект урока русского языка в 1 классе. Тема: "Большая буква в кличках животных".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 1 классе. Тема: "Большая буква в кличках животных". | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Тема: Большая буква в кличках животных.
Цель: научить различать названия животных от их кличек, писать имена собственные с большой буквы.
Задачи: 1. Научить детей писать клички животных с большой буквы; повторить правила
правописания большой буквы в именах, фамилиях и отчествах.
2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, кругозора, интеллекта и
логики учащихся; умению работать в парах и группах.
3. Воспитывать у детей чувства доброты, сострадания, сопереживания и
ответственности за жизнь животных, любви и бережного отношения к ним, работать
над культурой поведения (клички).
Методы используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, индивидуальные групповые, частично поисковые.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная установка, карточки задания, учебник русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
Психологическая установка. (Слайд № 3)
Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я хочу учиться.
Я готов к уроку.
- Мобилизующий этап.
- Игровое поле. (Слайд № 4)
У. Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые напомнят вам известные правила правописания. Помните, что зайчик прыгает наискосок через дорожку.
Д. Зайчик может прыгнуть из домика буквы Ж, в домик с буквой Ш, а из него - в домик с буквой И. По этим прыжкам вспоминается правило: сочетание ЖИ – ШИ пишутся с буквой И.
Д. Зайчик может из домика с буквой Ч попасть в домик с буквой Щ, а оттуда – в домик с буквой А.
Д. Из домика с буквой Ч зайчик перемещается в домик с буквой Щ, а из него – в домик с буквой У: сочетания ЧУ – ЩУ пишутся с буквой У.
- Минутка чистописания. (Слайд № 5)
У. На сколько групп можно поделить данные буквы?
Л, К, К, Ё, Ч, И, И
Д. Буквы можно поделить на две группы: гласные и согласные.
У.Сколько гласных? Согласных?
У. Назовите особую букву? В чём её особенность?
Д.Буква Ё. После согласных называет звук [о]. После гласных и начинается слово с буквой Ё – два звука[й'],[о].
У. Определите порядок следования букв в данном ряду: (Слайд № 6)
Кки, Ккё, Ккю ….
Д. Заглавная К, строчная к, гласная буква обозначающая мягкость стоящего перед ним согласного.
У. Продолжите эту запись, вспомнив остальные буквы второго ряда.
- Словарно-орфографическая работа. (Слайд № 7)
Задание в группах.(карточки)
У. а) Какие слова можно собрать из рассыпанных букв?(корова, собака)
У. б) Соберите слово. (клички)(Слайд № 8)
У. Определите тему урока.(Слайд № 9)
У. Отгадайте загадки. (Слайд № 10)
1.Среди двора стоит копна:
Спереди – вилы,
Сзади – копна;
- Гладишь – ласкается,
- Дразнишь – кусается.
У. В чём смысловое сходство слов корова и собака?
Д. Корова и собака домашние животные.
У. В чём их различие?
Д. Корова – травоядное животное, собака из семейства хищных; корова даёт молоко, собака сторожит, с ней охотятся и т. д.
Д. У коровы большие рога.
У. Что обозначает корова? (Слайд № 11)
Д. Корова – домашнее молочное животное с большими рогами.
У. Что обозначает слово собака? (Слайд № 12)
Д. Собака – домашнее животное из семейства хищных.
У. Запишем эти слова на доске(под диктовку детей записывает учитель).
- Актуализация знаний. Слайд № 13
У. Посмотрите на иллюстрации. Кого мы ещё видим из животных?
У. На какие две группы можно разделить этих животных по месту жительства.
У. Перечислите домашних животных. Назовите представителя диких животных.
У. Домашние животные записаны в виде транскрипции. Запишите эти слова с помощью букв, записывая их в столбик. (Слайд № 14). Выделите орфограммы.
У. Проверь себя. Слайд № 15
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
У. Ребята, а как мы будем отличать одинаковых животных?( Слайд № 15.)
Каждый человек имеет своё имя. Домашним животным мы тоже даём кличу. Почему? С какой целью?
Д. Чтобы отличать одного животного от другого, чтобы легче было с ними общаться.
ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО.
а) У. Давайте дадим каждому животному кличку (Слайд №15).
Согласны вы с тем, как назвали животных? (Слайд № 16)
У. Предлагайте свои варианты. Клички животных это имена собственные
Как вы будете писать клички животных? Почему?
Д. Имена собственные пишутся с большой буквы
У. Проверим. (Слайд № 16)
Вывод. Клички животных пишутся с большой буквы. (Слайд № 18)
б) У. В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Вы можете вспомнить такие слова? Посовещайтесь в парах.
Д. Шарик – шарик. Во дворе много скворцов. Алёша Скворцов. Много львов.
Город Львов.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.Слайд № 19.Коллективная работа.
Вставьте пропущенные слова.
Наш (Шарик) поймал воздушный (шарик).Собака (Шарик) укусил шарик.
Лопнул (шарик), испугался (Шарик). Домик для (скворцов) сделал Алёша (Скворцов)
Работа в тетради.
1 вариант. Записывают 1-ое предложение.
2 вариант – 4-е предложение.
ФИЗМИНУТКА. Слайд № 20.
2.Работа в парах. Напишите данные слова через запятую. (Слайд № 21)
Азбука. Зима. Двор. Мурзик. Тетрадь. Задача. Сергеев. Тетрадь. Пеструшка.
Проверка. Какие слова написали с маленькой буквы, какие с большой? Почему?
3.Работа в группах. Слайд № 22.
Придумайте и напишите названия животных и дайте им клички.
1 группа – из одного слога;
2 группа – 2 слога;
3 группа – 3 слога.
- Самостоятельная работа. Слайд № 23. Выпишите предложения, связанные с темой
«Наши домашние животные» раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Придумайте заголовок и начало рассказа.
Проверь себя. (Слайд № 24)
ИТОГ УРОКА.
РЕФЛЕКСИЯ. Слайд № 25
САМООЦЕНКА. Слайд № 26
Список используемой литературы:
- Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М. Владос. 2004
- Н.М. Бетенькова. Занимательный русский язык. – Смоленск. 1999
- В.П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах./ В.П. Канакина – М: Просвящение, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного
Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...
Урок русского языка 2 класс Тема «Заглавная буква в написании кличек животных»
Урок русского языка по теме «Заглавная буква в написании кличек животных»...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
Урок русского языка 2 класс .Тема: «Большая буква в кличках животных»
Представленный урок русского языкам преднозначен для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Ориентирован на программу специальных (коррекционных) образовательных учрежден...
Конспект урока русского языка 1 класс «Звуки и буквы», УМК «Перспектива»
Тема: «Звуки и буквы»Цели деятельности учителя: закрепление представления о существенных признаках звуков и букв и формирование умения сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.Пл...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных" 2 класс, УМК: Школа России
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель: формирование навыка написания собственных имён существительных. Задачи урока Дидактические:1. Формировать умения у учащихся распознавать со...