Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Галина Сергеевна Дунаева

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ed._mn_._chislo_im_sushch.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

во 2 классе по программе «Школа России»

Дунаева Галина Сергеевна

Тема урока

Единственное и множественное число имён существительных.

Цель урока

Создать условия для знакомства обучающихся с понятиями «единственное» и «множественное» число имён существительных.

Задачи

  1. Познакомить с понятиями «единственное» и «множественное» число имён существительных.
  2. Содействовать формированию грамотного употребления слов в речи.
  3. Содействовать формированию умения работать с толковыми словарями.
  4. Содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости.
  5. Обогащение эмоционально – ценностной сферы за счет общения с природой.
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли.

Личностные результаты: ориентироваться в нравственном содержании текста, самостоятельно делать выводы.

Педагогические технологии

Информационная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Основные понятия

Единственное и множественное число имён существительных, грамматический признак.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы

Учебник, раздаточные карточки, компьютер, презентация,электронная физкультминутка для глаз.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Целеполагание и мотивация

2. Пальчиковая гимнастика

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

- Перед тем как писать, надо пальцы нам размять.

Большой пальчик мы потрём,

Указательный пожмём,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный  - пощипаем.

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы стряхнём

И писать уже начнём.

Подготовка класса к работе.

КоммуникативныеУУД:

- сотрудничество с учителем;

- владение диалогической речью.

Личностные результаты:

- настроить на работу;

- организация рабочего места.

Здоровьесберегающая технология

3.Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.Слайд 2

- Сегодня  к нам  на урок снова пришёл Незнайка и принёс  буквы. Назовите, какие буквы он принёс?

- Запишите в тетрадь.

- На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

- Назовите гласные буквы. Чем отличается буква «и»  от буквы «ы»?

- Назовите согласные буквы? Дайте характеристику звукам, которые обозначают данные буквы.

- Помогите Незнайке  составить из данных букв слово.

- Подберите к нему родственные слова.

- Докажите.

т   п    ы    ц   и

Можно разделить на гласные и согласные.

и    ы

Буква  «и» обозначает мягкость согласного звука.

п   т   ц

- Звуки [п], [т], - согласные, парные, глухие, могут быть твёрдыми и мягкими

- Звук [ц]- согласный, глухой, непарный,  всегда твёрдый.

- птицы

- птичий, птичка, птичник, птицелов, по-птичьи

 - Они имеют одинаковый корень и близкие по смыслу.

Познавательные УУД:

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- умение высказывать своё предположение.

КоммуникативныеУУД:

- владение монологической речью;

- сотрудничество с учителем.

Личностные УУД:

- моторное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы.

4.Актуализация знаний

- Возьмите карточку  жёлтого цвета.

Слайд 3

На выполнение задания даю 3 минуты.

В…сна. Т..пло.  Таютрыхлые сн…га. (По)небуплывут лё(г, х)кие облака. (На)д…рев…яхкр…ч…т  гр…чи. Скор… прил…тятскв...рцы.

- Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.

- Какие орфограммы встретились в тексте?

-Дети перечисляют.

- Дети вписывают пропущенные буквы.

Взаимопроверка

- «!» - молодец, всё выполнил правильно;

- «+» - хорошо, но есть ошибки;

- «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.

- Ответы детей.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в изученном материале;

- умение применять правила при написании слов.

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

- умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- самооценка.

Коммуникативные УУД:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение работать в парах;

- сотрудничество с товарищем.

Личностные результаты:

- зрительное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы;

- умение ориентироваться в нравственном содержании текста.

5.Словарная работа.

 - По дороге в школу Незнайка встретил птиц, но не знает их название. Поможем ему?Слайд 4

- Я буду показывать изображение птиц, а вы запишите их название. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Определите часть речи. Докажите.

- Каких птиц не мог встретить Незнайка?

 -  Какая птица лишняя? Почему?

- Среди оставшихся птиц Незнайка считает, что есть лишняя. Как вы думаете, какая?

Воробьи, ворона, сорока, соловьи, снегирь, петух, синицы.

Петух – это домашняя птица.

Соловьи – перелётные птицы.

 Снегирь – зимующая птица, кочующая (для нашей местности)

Познавательные УУД:

- умение писать словарные слова:

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

- самооценка.

Коммуникативные УУД:

-  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты:

- зрительное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы.

6.Гимнастика для глаз

«Воробьиная  дискотека»

- Посмотрите на экран. Следим за предметами.

Здоровьесберегающая технология.

7. Формулирование темы урока.

Слайд 5.

- Посмотрите на написание слов. На какие две группы можно разделить слова?

Снегирь              ворона

Воробьи             сорока

Соловьи             синицы

                             петух

Слайд 6.Незнайка разделил слова так:

воробьи            ворона

соловьи             сорока

синицы              снегирь

                             петух

По какому признаку он разделил слова?

Слайд 7. - Сколько предметов обозначают имена существительные: ворона, сорока, снегирь, петух.

Слайд 8. - Сколько предметов обозначают имена существительные: воробьи, синицы, соловьи?

Слайд 9.

- Подберите синонимы к слову один.

- Подберите антоним к слову один.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?Слайд 10.

- Ребята, может кто-то знает, как называются имена существительные, которые обозначают один предмет? Несколько предметов?

- Давайте проверим правильность нашего вывода.

- Что нам в этом поможет?

- Слова с мягким знаком и без мягкого знака.

- Эти имена существительные обозначают один предмет.

- 2, 3, 4.

- Один, единственный, одинёшенек.

- Много.

- Высказывания детей.

- Учебник.

Познавательные УУД:

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение работать с толковым словарём и учебником.

Регулятивные УУД:

- умение прогнозировать предстоящую работу;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

-  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты:

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

8.Работа по теме урока.

Работа по учебнику на с. 61.  

- Прочитайте правило тётушки Совы на

с. 61.

- Как изменяются имена существительные?

- Изменение имён существительных по числам – это первый грамматический признак имени существительного.

Упражнение  № 104 на с. 61.

 - Повторите для Незнайки сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе?

Чтение детьми

- Имена существительные изменяются по числам.

- В единственном числе имена существительные обозначают 1 предмет, во множественном  - 2 и более.

Познавательные УУД:

- умение работать с учебником;

- умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-  владение монологической речью;

- сотрудничество с учителем.

Личностные результаты:

- целенаправленная познавательная деятельность.

9.Физкультминутка

Сегодня Незнайка предлагает поиграть в игру «Один – много»

Учитель называет имена существительные в единственном числе -   дети поднимают руки, во  множественном числе – делают наклоны.

Снег, ручьи, окно, весна, соловьи, лес, листья, лазурь, солнце, метели, пора, бури.

- Дети, стоя,  выполняют движения.

Здоровьесберегающая технология.

10.Закрепление изученного

- Вспомните, в  каком стихотворении встречались все эти имена существительные?

Какое ещё стихотворение А. Н. Плещеева мы читали?

 Работаем в группах.

- Выпишите из этого стихотворения имена существительные и определите число.

Слайд 11.

Самостоятельная работа по карточкам

- Возьмите зелёную карточку и выберите для себя любое задание.

1 уровень  – данные имена существительные в единственном числе преобразовать в имена существительные множественного числа.

СОРОКА –

 ВОРОНА –

 ЦАПЛЯ –

 ЖУРАВЛЬ –

 УТКА –

 ГУСЬ –

2 уровень   – данные имена существительные во множественном числе преобразовать в имена существительные единственного  числа.

 ДЯТЛЫ –

 СКВОРЦЫ –

 КЛЕСТЫ –

 ПОПОЛЗНИ –

 СВИРИСТЕЛИ –

 ПОПУГАИ –

3 уровень  – данные имена существительные изменить по числам.

 ГРАЧИ –

 ЧАЙКИ –

 ВЕРТИШЕЙКА –

 ДРОЗД –

 СТРАУСЫ –

 КОРШУН –

- На выполнение задания даю 3 мин.

- Проверим.Слайд 12.

А. Н.  Плещеев «Весна»

«Сельская песенка»

Работа в группах.

Ученики диктуют друг другу по 1 строчке и выписывают имена существительные.

Одна пара у доски.

Самостоятельное выполнение по выбору.

Дети самостоятельно выбирают  группу слов.

Познавательные УУД:

- умение обобщать и классифицировать по признакам;

- умение записывать текст по опорным словам.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической речью;

- умение оформлять свои мысли в письменной форме;

- сотрудничество с учителем.

Личностные результаты:

-  слуховое и зрительное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы;

- умение ориентироваться в нравственном содержании текста.

11.Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Найди лишнее» (если останется время). Задания из тренажёра «Единственное число имён существительных»

- О каком признаке имени существительного вы узнали?  

- Незнайка остался доволен вашей работой. Он хорошо запомнил первый грамматический признак имен существительных и всегда будет правильно изменять имена существительные по числам.  

Выберите утверждение   Слайд 13.

На уроке я работал:  активно,   пассивно

Своей работой я:        доволен, недоволен

За урок я:                    устал, не устал

Материал урока мне: понятен,  интересен;

                                     непонятен, бесполезен

Работа  на компьютере

Ответы детей

Самооценка результатов деятельности

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процессов результата деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.

Личностные результаты:

- самооценка критериев успешности.

12.Домашнее задание.

Слайд 14.

Обязательное задание.

- Упражнение  № 106 на с. 62. Правило на с. 61. Прочитайте задание.

- Возникнут трудности при выполнении этого упражнения?

По выбору:

  1. Составить предложение, используя любое слово из упражнения.
  2. Определить в нём части речи.
  3. Вспомнить художественные произведения, в которых  встречались данные слова.

Познавательные УУД:

- умение работать с источником информации.

Личностные результаты:

- право свободного выбора.

Приложение № 1.

В…сна. Т..пло.  Тают  рыхлые сн…га. (По)небу  плывут лё(г, х)кие облака.  (На)д…рев…яхкр…ч…т  гр…чи. Скор… прил…тятскв...рцы.

Приложение № 2

    Данные имена существительные в единственном числе преобразовать в имена существительные множественного числа.

              1 уровень

 Данные имена существительные во множественном числе преобразовать в имена существительные единственного  числа.

2 уровень

Данные имена существительные изменить по числам

3 уровень

СОРОКА –

 ВОРОНА –  

 ЦАПЛЯ –

 ЖУРАВЛЬ –

 УТКА –

 ГУСЬ –

 ДЯТЛЫ –

СКВОРЦЫ –

КЛЕСТЫ –

ПОПОЛЗНИ –

 СВИРИСТЕЛИ –

 ПОПУГАИ –

 ГРАЧИ –

 ЧАЙКИ –

 ВЕРТИШЕЙКА –

 ДРОЗД –

СТРАУСЫ –

 КОРШУН –

Приложение № 3.

Домашнее задание:

Обязательное задание:

Упражнение  № 106 на с. 62. Правило на с. 61. Прочитайте задание.

- Возникнут трудности при выполнении этого упражнения?

По выбору:

1.        Составить предложение, используя любое слово из упражнения.

2.        Определить в нём части речи.

3.        Вспомнить художественные произведения, в которых  встречались данные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Урок русского языка в 2 классеТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных» Цель: Дать понять об изменении имён существительных по числам, учить определять число имён существит...

3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...

Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  ...

Конспект урока: "Единственное и множественное число имён существительных"

Цели деятельности учителя: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развива...