Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ed._mn_._chislo_im_sushch.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
во 2 классе по программе «Школа России»
Дунаева Галина Сергеевна
Тема урока | Единственное и множественное число имён существительных. | ||
Цель урока | Создать условия для знакомства обучающихся с понятиями «единственное» и «множественное» число имён существительных. | ||
Задачи |
| ||
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: контролировать и оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли. Личностные результаты: ориентироваться в нравственном содержании текста, самостоятельно делать выводы. | ||
Педагогические технологии | Информационная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология. | ||
Основные понятия | Единственное и множественное число имён существительных, грамматический признак. | ||
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир, литературное чтение. | ||
Ресурсы | Учебник, раздаточные карточки, компьютер, презентация,электронная физкультминутка для глаз. | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Целеполагание и мотивация 2. Пальчиковая гимнастика | Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. - Перед тем как писать, надо пальцы нам размять. Большой пальчик мы потрём, Указательный пожмём, Средний с вами мы погладим, Безымянный - пощипаем. А мизинчик разотрём. Кистью дружно мы стряхнём И писать уже начнём. | Подготовка класса к работе. | КоммуникативныеУУД: - сотрудничество с учителем; - владение диалогической речью. Личностные результаты: - настроить на работу; - организация рабочего места. Здоровьесберегающая технология |
3.Минутка чистописания | - Откройте тетради, запишите число, классная работа.Слайд 2 - Сегодня к нам на урок снова пришёл Незнайка и принёс буквы. Назовите, какие буквы он принёс? - Запишите в тетрадь. - На какие 2 группы можно разделить эти буквы? - Назовите гласные буквы. Чем отличается буква «и» от буквы «ы»? - Назовите согласные буквы? Дайте характеристику звукам, которые обозначают данные буквы. - Помогите Незнайке составить из данных букв слово. - Подберите к нему родственные слова. - Докажите. | т п ы ц и Можно разделить на гласные и согласные. и ы Буква «и» обозначает мягкость согласного звука. п т ц - Звуки [п], [т], - согласные, парные, глухие, могут быть твёрдыми и мягкими - Звук [ц]- согласный, глухой, непарный, всегда твёрдый. - птицы - птичий, птичка, птичник, птицелов, по-птичьи - Они имеют одинаковый корень и близкие по смыслу. | Познавательные УУД: - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение обобщать и классифицировать по признакам Регулятивные УУД: - целеполагание; - умение высказывать своё предположение. КоммуникативныеУУД: - владение монологической речью; - сотрудничество с учителем. Личностные УУД: - моторное восприятие; - умение самостоятельно делать выводы. |
4.Актуализация знаний | - Возьмите карточку жёлтого цвета. Слайд 3 На выполнение задания даю 3 минуты. В…сна. Т..пло. Таютрыхлые сн…га. (По)небуплывут лё(г, х)кие облака. (На)д…рев…яхкр…ч…т гр…чи. Скор… прил…тятскв...рцы. - Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга. - Какие орфограммы встретились в тексте? | -Дети перечисляют. - Дети вписывают пропущенные буквы. Взаимопроверка - «!» - молодец, всё выполнил правильно; - «+» - хорошо, но есть ошибки; - «?» - ошибок много, нужна помощь учителя. - Ответы детей. | Познавательные УУД: - умение ориентироваться в изученном материале; - умение применять правила при написании слов. Регулятивные УУД: - умение высказывать своё предположение; - умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - самооценка. Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение работать в парах; - сотрудничество с товарищем. Личностные результаты: - зрительное восприятие; - умение самостоятельно делать выводы; - умение ориентироваться в нравственном содержании текста. |
5.Словарная работа. | - По дороге в школу Незнайка встретил птиц, но не знает их название. Поможем ему?Слайд 4 - Я буду показывать изображение птиц, а вы запишите их название. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Определите часть речи. Докажите. - Каких птиц не мог встретить Незнайка? - Какая птица лишняя? Почему? - Среди оставшихся птиц Незнайка считает, что есть лишняя. Как вы думаете, какая? | Воробьи, ворона, сорока, соловьи, снегирь, петух, синицы. Петух – это домашняя птица. Соловьи – перелётные птицы. Снегирь – зимующая птица, кочующая (для нашей местности) | Познавательные УУД: - умение писать словарные слова: - умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: - умение высказывать своё предположение; - самооценка. Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты: - зрительное восприятие; - умение самостоятельно делать выводы. |
6.Гимнастика для глаз «Воробьиная дискотека» | - Посмотрите на экран. Следим за предметами. | Здоровьесберегающая технология. | |
7. Формулирование темы урока. | Слайд 5. - Посмотрите на написание слов. На какие две группы можно разделить слова? Снегирь ворона Воробьи сорока Соловьи синицы петух Слайд 6.Незнайка разделил слова так: воробьи ворона соловьи сорока синицы снегирь петух По какому признаку он разделил слова? Слайд 7. - Сколько предметов обозначают имена существительные: ворона, сорока, снегирь, петух. Слайд 8. - Сколько предметов обозначают имена существительные: воробьи, синицы, соловьи? Слайд 9. - Подберите синонимы к слову один. - Подберите антоним к слову один. -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?Слайд 10. - Ребята, может кто-то знает, как называются имена существительные, которые обозначают один предмет? Несколько предметов? - Давайте проверим правильность нашего вывода. - Что нам в этом поможет? | - Слова с мягким знаком и без мягкого знака. - Эти имена существительные обозначают один предмет. - 2, 3, 4. - Один, единственный, одинёшенек. - Много. - Высказывания детей. - Учебник. | Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение работать с толковым словарём и учебником. Регулятивные УУД: - умение прогнозировать предстоящую работу; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты: - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
8.Работа по теме урока. | Работа по учебнику на с. 61. - Прочитайте правило тётушки Совы на с. 61. - Как изменяются имена существительные? - Изменение имён существительных по числам – это первый грамматический признак имени существительного. Упражнение № 104 на с. 61. - Повторите для Незнайки сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? | Чтение детьми - Имена существительные изменяются по числам. - В единственном числе имена существительные обозначают 1 предмет, во множественном - 2 и более. | Познавательные УУД: - умение работать с учебником; - умение на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные УУД: - умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - владение монологической речью; - сотрудничество с учителем. Личностные результаты: - целенаправленная познавательная деятельность. |
9.Физкультминутка | Сегодня Незнайка предлагает поиграть в игру «Один – много» Учитель называет имена существительные в единственном числе - дети поднимают руки, во множественном числе – делают наклоны. Снег, ручьи, окно, весна, соловьи, лес, листья, лазурь, солнце, метели, пора, бури. | - Дети, стоя, выполняют движения. | Здоровьесберегающая технология. |
10.Закрепление изученного | - Вспомните, в каком стихотворении встречались все эти имена существительные? Какое ещё стихотворение А. Н. Плещеева мы читали? Работаем в группах. - Выпишите из этого стихотворения имена существительные и определите число. Слайд 11. Самостоятельная работа по карточкам - Возьмите зелёную карточку и выберите для себя любое задание. 1 уровень – данные имена существительные в единственном числе преобразовать в имена существительные множественного числа. СОРОКА – ВОРОНА – ЦАПЛЯ – ЖУРАВЛЬ – УТКА – ГУСЬ – 2 уровень – данные имена существительные во множественном числе преобразовать в имена существительные единственного числа. ДЯТЛЫ – СКВОРЦЫ – КЛЕСТЫ – ПОПОЛЗНИ – СВИРИСТЕЛИ – ПОПУГАИ – 3 уровень – данные имена существительные изменить по числам. ГРАЧИ – ЧАЙКИ – ВЕРТИШЕЙКА – ДРОЗД – СТРАУСЫ – КОРШУН – - На выполнение задания даю 3 мин. - Проверим.Слайд 12. | А. Н. Плещеев «Весна» «Сельская песенка» Работа в группах. Ученики диктуют друг другу по 1 строчке и выписывают имена существительные. Одна пара у доски. Самостоятельное выполнение по выбору. Дети самостоятельно выбирают группу слов. | Познавательные УУД: - умение обобщать и классифицировать по признакам; - умение записывать текст по опорным словам. Регулятивные УУД: - целеполагание; - саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической речью; - умение оформлять свои мысли в письменной форме; - сотрудничество с учителем. Личностные результаты: - слуховое и зрительное восприятие; - умение самостоятельно делать выводы; - умение ориентироваться в нравственном содержании текста. |
11.Подведение итогов. Рефлексия. | Игра «Найди лишнее» (если останется время). Задания из тренажёра «Единственное число имён существительных» - О каком признаке имени существительного вы узнали? - Незнайка остался доволен вашей работой. Он хорошо запомнил первый грамматический признак имен существительных и всегда будет правильно изменять имена существительные по числам. Выберите утверждение Слайд 13. На уроке я работал: активно, пассивно Своей работой я: доволен, недоволен За урок я: устал, не устал Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен | Работа на компьютере Ответы детей Самооценка результатов деятельности | Познавательные УУД: - контроль и оценка процессов результата деятельности. Регулятивные УУД: - умение оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли. Личностные результаты: - самооценка критериев успешности. |
12.Домашнее задание. | Слайд 14. Обязательное задание. - Упражнение № 106 на с. 62. Правило на с. 61. Прочитайте задание. - Возникнут трудности при выполнении этого упражнения? По выбору:
| Познавательные УУД: - умение работать с источником информации. Личностные результаты: - право свободного выбора. |
Приложение № 1.
В…сна. Т..пло. Тают рыхлые сн…га. (По)небу плывут лё(г, х)кие облака. (На)д…рев…яхкр…ч…т гр…чи. Скор… прил…тятскв...рцы.
Приложение № 2
Данные имена существительные в единственном числе преобразовать в имена существительные множественного числа. 1 уровень | Данные имена существительные во множественном числе преобразовать в имена существительные единственного числа. 2 уровень | Данные имена существительные изменить по числам 3 уровень |
СОРОКА – ВОРОНА – ЦАПЛЯ – ЖУРАВЛЬ – УТКА – ГУСЬ – | ДЯТЛЫ – СКВОРЦЫ – КЛЕСТЫ – ПОПОЛЗНИ – СВИРИСТЕЛИ – ПОПУГАИ – | ГРАЧИ – ЧАЙКИ – ВЕРТИШЕЙКА – ДРОЗД – СТРАУСЫ – КОРШУН – |
Приложение № 3.
Домашнее задание:
Обязательное задание:
Упражнение № 106 на с. 62. Правило на с. 61. Прочитайте задание.
- Возникнут трудности при выполнении этого упражнения?
По выбору:
1. Составить предложение, используя любое слово из упражнения.
2. Определить в нём части речи.
3. Вспомнить художественные произведения, в которых встречались данные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"
Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС
В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...
Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.
Открытый урок по русскому языку для 2 класса по УМК "Школа России" . Урок изучения нового материала и пер...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"
Урок русского языка в 2 классеТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных» Цель: Дать понять об изменении имён существительных по числам, учить определять число имён существит...
3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России
Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...
Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.Цели:формировать умения употреблять в речи ...
Конспект урока: "Единственное и множественное число имён существительных"
Цели деятельности учителя: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развива...