Конспект урока: "Единственное и множественное число имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Волосенко Елена Игоревна

Цели деятельности учителя: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

 

Планируемые результаты

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

 

Предметные:  учить определять грамматический признак имен существительных по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование: учебник русского языка 2 класс УМК «Школа России», презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_16-03.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.03.2017                                                                                                                         Учитель школы: Мамлеева Л. Г.

Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                            Методист: Зубарева Н. С.

Класс: 2 «б»                                                                                                                                          Студентка: Волосенко Е.И.

Урок: 1                                                                                                                                                                                        46 гр.          

Конспект урока по русскому языку

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных».

Цели деятельности учителя: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

Предметные:  учить определять грамматический признак имен существительных по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка 2 класс УМК «Школа России», презентация.

Этапы:

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Практический: минутка чистописания.

Словесный: ответы на вопросы.

1 мин.

5 мин.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение.

А сейчас сядут те, кто готов сегодня старательно работать на уроке.

Минутка чистописания.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Аккуратно прописываем «Белые бараны били в барабаны».

- Ребята, а кто знает, что это? (скороговорка). Почему вы так решили? А что такое скороговорка? (искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь). Для чего нужны скороговорки? (Чтобы наша речь становилась правильной, четкой, выразительной, понятной). Какой звук мы отрабатываем в этой скороговорке? (звук б). Молодцы!

Приветствовать учителя.

Прописывать.

Анализировать, отвечать на вопросы, размышлять.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

- Посмотрите внимательно на экран (Слайд 1: яблоко, яблоки, груша, груши, машина, машины).  

- Назовите предметы, которые представлены на слайде. На какой вопрос они отвечают? (что?) К какой части речи они относятся? (Имя сущ.). На какие две группы делятся имена сущ.? (Одушевленные и неодушевленные). Какие это предметы? (Неодушевленные). А еще, на какие группы делятся имена сущ.?  (Собственные и нарицательные). Хорошо! Какие это предметы? (Нарицательные).

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное, которое обозначает один предмет? (В единственном).

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное, которое обозначает несколько предмет? (Во множественном).

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Единственное и множественное число имен существительных).

-Чем же мы будем заниматься на уроке? (узнавать о единственном и множественном числе имен сущ.). Какие цели поставим? (научится определять число у сущ.). (Слайд 2: Научимся… Вспомним… Узнаем…)

Размышлять, делать выводы, отвечать на вопросы, вспоминать.

Предполагать, ставить цели на урок.

П.: строят речевое высказывание.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Решение частных задач.

Практический: устное выполнение упражнения.

Практический: чтение правила.

Практический: выполнение орфографического письменного упражнения.

Практический: работа в парах.

Практический: самостоятельная работа в карточках.

3 мин.

2 мин.

1 мин.

10 мин.

4 мин.

3 мин.

6 мин.

 - Откройте учебники на стр. 61.

Упражнение 104.

 - N, прочитай слова, пожалуйста. К какой части речи они относятся? (Имя сущ.). Почему вы так решили? (Отвечают на вопрос «что?»). В каком столбике слова единственного числа? (в первом). А множественного? (во втором).

- N, прочитай правило мудрой совы в рамочке. В каком числе могут употребляться имена сущ.? (В единственном и во множественном). Что обозначают имена сущ. в единственном числе? (один предмет). А во множественном? (два или несколько предметов). Хорошо! Запомните, ребята.

- Обычно на письме сущ. единственного числа мы обозначаем так. (Слайд 3) Пишем над словом ед.ч. А слова множественного числа – мн. ч.

Физминутка.

- Немного отдохнем!

Упражнение 105.

- Посмотрите внимательно: в упражнении даны слова. Нужно будет выписать имена сущ. ед. ч., а затем мн. ч. 1 вариант будет выписывать слова ед. ч. 2 вариант только слова мн. ч. А N, пойдет к доске и будет записывать и те, и те, только не просто так, а в два столбика, еще и объясняя нам орфограммы. На новой строчке, посередине, записываем упр. 105., с новой красной строки, с большой буквы, через запятую, затем с маленькой, записываем слова. Приступаем.

Фронтальная проверка.

- Работаем в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? Хорошо! У вас на партах лежат карточки. Возьмите карточку №1. Прочитайте задания про себя. Поднимите руку, кому задание не понятно? Приступайте, на выполнение вам дается 3 мин.

Преврати данные слова в единственное и множественное число. Выдели окончание.

книга - ___________ (книги)

дороги - _____________ (дорога)

гора - ____________ (горы)

слова - _______________ (слово)

друг - ____________  (друзья)

деревья -_____________ (дерево)

брат - ____________ (братья)

прутья -______________ (прутик)

(Слайд 4) Проверяем. Ставим плюсы, если вы правильно написали.

(Слайд 5) 8 + - это «5», 7-6 + - это «4», 5 + - это «3», меньше 5 + - «2».

-Теперь встаньте те, у кого из пар было 5, отлично, похлопаем! Молодцы! Встанут те, у кого 4, хорошо, аплодисменты! Есть 3? 2? Будьте в следующий раз внимательнее.

- Теперь работаем индивидуально, самостоятельно.

Берем карточку №2. Пишем свое имя. Читаем задание про себя. Поднимите руку, кому задание не понятно? Приступайте, у вас 2 мин.

Найдите пару и соедините их линией. 

 лист       мост

яблоки    поля

мосты     ракеты

машины    листы

ошибки    яблоко

ракета     тракторы

поле       машина

трактор    ошибка

- Положите на край стола.

- Теперь перейдем к карточке №3. Ее так же выполняем самостоятельно, индивидуально. Напишите свое имя. Прочитайте задание про себя. Поднимите руку, кому оно не понятно? У вас 5 мин., приступайте.

Заполни пропуски.

Имя существительное – это часть ………………….(речи),

обозначает ………………………..(предмет),
отвечает на вопросы………………………………(кто? что?)

Имена существительное бывают …………………………….. (одушевленными) и …………………………………….(неодушевленными), ……………………………………….. (собственными) и ………………………………………... (нарицательными).

- Передаём карточки №2 и №3 с последней парты на первую. Я их обязательно проверю и выставлю оценки.

Устно работать с упражнением.

Читать правило, запоминать, отвечать на вопросы.

Выполнять физические упражнения.

Выполнять упражнение.

Проверять, сверяясь с доской.

Работать в парах.

Выполнять задание.

Проверять, сверяясь со слайдом.

Оценивать.

Работать самостоятельно, выполнять задания в карточках.

Соединять слова линиями, искать пару.

Заполнять пропуски.

Сдавать работы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин.

–  Какая тема была на уроке? (Единственное и множественное число имен существительных). Чему мы учились сегодня на уроке? (Различать имена сущ. ед. ч и мн.ч и т.д.). Что обозначает имя сущ.? (предмет). На какие вопросы отвечает? (что? кто?) Какие бывают имена сущ.? (Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные). Молодцы!

- А сейчас встанут те, кто считает, что хорошо поработал на уроке. Молодцы!

Домашнее задание: с. 62, упр. 106

 

Анализировать, отвечать на вопросы.

Оценивать свою работу.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  ...

Конспект урока «Единственное и множественное число имён существительных». 2 класс

Конспект урока «Единственное и множественное число имён существительных»....

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных."

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных."...

Тема урока: "Единственное и множественное число имён существительных"

Урок по русскому языку на тему " Единственное и множественное число имён существительных" 2 классУчащиеся научатся на уроке определять грамматический признак имен существительных - числ...