Адаптированная рабочая программа 4 класса по русскому языку для детей с ОВЗ с ЗПР
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Саханова Валентина Алексеевна

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класс

для детей с ограниченными возможностями здоровья

с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

              «Рассмотрено»        «Согласовано»

     На заседании МО

     Протокол №                                 Заместитель директора по

                                                         УВР _______/__________

   «___» _______ 2019г.                        «___» _________ 2019г.                                                

                                   

                                  «Утверждено»

                          Директор школы

                   _________/Н.С. Сазонова/

                     Приказ № _______ от  

                       «_____»___________2019г.

Адаптированная рабочая программа

для детей с ограниченными возможностями здоровья

с задержкой психического развития

на 2019 – 2020 учебный год

 по предмету____________ Русский язык______________

 класс ______________4_______________________________________

Количество часов по плану _____________170_____________________

       

                   

Преподаватель ________Саханова  Валентина Алексеевна____________

                                          СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

3 - 7

2. Содержание учебного предмета, курса

10 - 12

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

13 - 20

                     

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4  класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык».

Адаптированная рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья , уровня их развития, подготовки к усвоению учебного материала.

Учебный предмет «Родной русский язык» интегрируется в учебный предмет «Русский язык».

Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса «Русский язык»:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,

2) формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,   осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом

устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

4) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной. культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности. ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

5) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

6) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

9)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач:

использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета;

  1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  3.  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  4. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности:
  5. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей      окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия лих реальностей;
  6. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  7. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета

Предметные результаты изучения курса «Русский язык»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания:

  1. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения:
  2. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека:
  3. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач:
  4. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач:

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

  1. способность проверять написанное.

Основные цели:  

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

 - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:   

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков
    в слабой позиции в корне слова;
  • разбирать простое предложение с однородными членами;
  • ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • писать обучающее изложение доступного текста;
  • списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

производить разбор слова по составу;

  • подбирать однокоренные слова;
  • распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
  • определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
  • производить морфологический разбор доступных слов;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

Четвероклассники получат возможность научиться.

•        орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
  • изменять  имена  существительные,   имена  прилагательные,   глаголы  по  числам;
    склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

•        производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

  • интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

вычленять в предложении основу и словосочетания;

  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

определять тип текста;

  • писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:

способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценка работ по русскому языку

1. Диктант.

Объем диктанта соответствует количеству слов по чтению.

Ошибкой в диктанте считаются:

- нарушение правил орфографии при написании слов;

- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова, даны в программе каждого класса);

- те правила орфографии и пунктуации, которые не изучались, но которые учитель оговорил с учащимися перед работой и выписал их на доску.

Ошибкой в диктанте не считаются:

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;

- логопедические ошибки (Приложение);

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Негрубыми ошибками считаются:

- перенос слова;

- исключения из правил.

Примечание:

- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных слова, считаются как две ошибки;

- два исправления считаются за одну ошибку;

- две пунктуационные ошибки считаются за одну ошибку.

Выставление отметки за диктант:

«5» - нет ошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка;

«4» - 1-2 орфографические ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1-2 исправления;

«3» - 3-5 орфографические ошибки , 3 пунктуационных и 1-2 исправления;

«2» - 6 и более орфографические ошибок.

Выставление отметки за грамматическое задание:

«5» - нет ошибок

«4» - правильно выполнено ¾ заданий

«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий

«2» - правильно выполнено менее ½ заданий

Выставление отметки за словарный диктант:

«5» - нет ошибок (одно исправление)

«4» - 1-2 ошибки (одно исправление)

«3» - 3-5 ошибок

«2» - 5 и более ошибок

Выставление отметки за контрольное списывание:

«5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений

«4» - 1 ошибка и 1-2 исправления

«3» - 2-3 ошибки и 1-2 исправления

«2» - 5 и более ошибок

2. Изложение.

Оценивается одной отметкой.

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений

3. Сочинение.

Оценивается одной отметкой.

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что эти виды работ в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Логопедические ошибки

Ошибки, характерные для детей с ЗПР, не должны засчитываться при оценке работы учащихся. При выставлении отметки учащемуся, обучающемуся по адаптированной программе, ставится оценка на 1 балл выше.

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

- пропуск букв и слогов (прощла – прощала, жадые – жадные, ишка – игрушка);

- перестановка букв и слогов (онко – окно, звял – взял, натуспила – наступила);

- недописывание букв и слогов (дела – делала, лопат – лопата, набухл – набухли);

- наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, бабабушка – бабушка, катораые – которые);

- искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, шуки – щёки);

- слитное написание слов и их произвольное деление (насто – на сто, у стала – устала, виситнастене – висит на стене);

- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.)

- замена одной буквы на другую (трюх – трёх, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);

- нарушение смягчения согласных (васелки – васельки, смали – смяли, кон – конь).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексическо-грамматической стороны речи:

- аграмматиз (Саша и Лена собирает цветы. Дети сидели на большими стулья.);

- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане – в кармане, при летели – прилетели, в зела – взяла).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (21 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (43 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (30 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном  числе по родам, в правописании родовых окончаний.Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение /мен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Личные местоимения (7 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (34 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение (15 ч)

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение

11                        I

2

Предложение

9

3

Слово в языке и речи

21

4

Имя существительное

43

5

Имя прилагательное

31

6

Личные местоимения

7

7

Глагол

34

8

Повторение

14

Итого:

170 часов

             № п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Повторение изученного в 1-3 классах

1

Наша речь и наш язык.Развитие речи.

Составление текста по рисунку с включением в него диалога

1

2

Текст. План текста

1

3

Развитие речи.Изложение повествовательного текста

1

4

ВПОМ Типы текстов. Развитие речи.

Составление устного рассказа на выбранную тему (м)

1

5

Предложение как единица речи.

1

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

7

ВПОМ Обращение (м)

1

8

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения

1

9

Распространённые и нераспространённые предложения.

Проверочная работа №1 по теме «Повторение»

1

10

Словосочетание. Развитие речи. Восстановление деформированного текста

1

11

Контрольный диктант №1

1

Предложение

12

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

13

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления

1

14

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов

1

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Словарный диктант №1

1

16

 Обобщение знаний об однородных членах предложения.

ВПОМ Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» (м)

1

17

Простые и сложные предложения

1

18

Знаки препинания в сложном предложении

1

19

Знаки препинания в сложном предложении Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

1

20

Проверочная работа №2 по теме «Предложение»

1

Слово в языке и речи

21

ВПОМ Лексическое значение слова (м)

1

22

ВПОМ Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова (м)

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы (м)

1

24

ВПОМ Фразеологизмы. Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму (м)

1

25

Значимые части слова  

1

26

Значимые части слова

1

27

ВПОМ Значимые части слова (м)

1

28

Контрольное списывание №1

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

30

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

31

Упражнение в написании приставок и суффиксов»

1

32

Упражнение в написании приставок и суффиксов»

1

33

ВПОМ Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Развитие речи. Составление объявления (м)

1

34

ВПОМ Развитие речи.Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» (м)

1

35

Части речи

1

36

Грамматические признаки частей речи

1

37

Наречие

1

38

Наречие

1

39

ВПОМ Признаки падежных форм имён существительных (м)

1

40

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1

41

 Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1

Имя существительное

42

Несклоняемые имена существительные

1

43

Контрольный диктант

1

44

Работа над ошибками. Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1

45

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1

46

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

1

47

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

1

48

ВПОМ Развитие речи.Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (м)

1

49

2-е склонение имён существительных

1

50

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1

51

3-е склонение имён существительных

1

52

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1

53

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1

54

ВПОМ Развитие речи.

Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (м)

1

55

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

56

Именительный и винительный падежи

1

57

Родительный падеж

1

58

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже

1

59

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

60

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

61

Дательный падеж

1

62

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

1

63

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

1

64

Творительный падеж

1

65

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

1

66

Предложный падеж

1

67

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

1

68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

69

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

70

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

1

71

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

72

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант №3  

1

73

ВПОМ Развитие речи.Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану (м)

1

74

Контрольный диктант №3

1

75

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе

1

76

Промежуточная диагностическая работа

1

77

Именительный падеж множественного числа

1

78

Родительный падеж множественного числа

1

79

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

1

80

ВПОМ Развитие речи.Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану (м)

1

81

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

1

82

Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное».

Развитие речи.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

1

83

ВПОМ Проект «Говорите правильно!» (м)

1

84

Контрольный диктант №4

1

Имя прилагательное

85

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Значение и употребление в речи.

Словообразование имён прилагательных

1

86

Род и число имён прилагательных

1

87

Род и число имён прилагательных.ВПОМ Развитие речи.

Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» (м)

1

88

ВПОМ Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» (м)

1

89

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

1

90

ВПОМ Склонение имён прилагательных.

Развитие речи.Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» (м)

1

91

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

92

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

93

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

94

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

95

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

96

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

97

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

98

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

99

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

100

ВПОМ Развитие речи. (м)

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

1

101

Контрольное списывание №2

1

102

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе

1

103

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

104

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

105

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

1

106

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

1

107

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

Словарный диктант 4

1

108

ВПОМ Развитие речи.

Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение (м)

1

109

ВПОМ Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Развитие речи.

Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» (м)

1

110

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

111

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

112

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.ВПОМ Развитие речи

Изложение повествовательного текста (м)

1

113

Обобщение знаний об имени прилагательном

1

114

Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное».

ВПОМ Развитие речи.Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (м)

1

115

Контрольный диктант №5

1

Личные местоимения

116

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Роль местоимений в речи

1

117

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица

1

118

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

Развитие речи.

ВПОМ Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога (м)

1

119

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

1

120

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Развитие речи Составление поздравительной открытки

1

121

ВПОМ Развитие речи. Изложение повествовательного текста (м)

1

122

Морфологический разбор местоимений.

Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» 

1

Глагол

123

Глагол как часть речи (повторение)

1

124

Время глагола

1

125

Изменение глаголов по временам

1

126

Неопределённая форма глагола

1

127

Контрольный диктант №6

1

128

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Неопределённая форма глагола

1

129

Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

1

130

Упражнение в образовании форм глаголов

1

131

ВПОМ Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану (м)

1

132

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

1

133

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

1

134

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами

1

135

ВПОМ Развитие речи.Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» (м)

1

136

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени

1

137

Спряжение глаголов в будущем времени

1

138

Личные окончания глаголов I и II спряжений  

1

139

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

140

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме

1

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени  

1

142

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.Словарный диктант № 5

1

143

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

144

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

145

Контрольное списывание № 3

1

146

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

147

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

1

148

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

1

149

ВПОМ Развитие речи.

Изложение деформированного повествовательного текста(м) 

1

150

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

151

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

152

Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

1

153

ВПОМ Развитие речи.Составление текста на спортивную тему (м)

1

154

Обобщение по теме «Глагол».

Морфологический разбор глагола

1

155

Контрольный диктант №7

1

156

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. ВПМО Развитие речи.Изложение повествовательного текста (м)

1

Повторение

157

ВПОМ Повторение по теме «Наша речь и наш язык» (м)

1

158

ВПОМ Развитие речи. Повторение по теме «Текст» (м)

1

159

Повторение по теме «Предложение»

1

160

Контрольный диктант № 8

1

161

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Повторение по теме «Имя существительное»

1

162

Итоговая диагностическая работа

1

163

Орфограммы в значимых частях слова

1

164

Орфограммы в значимых частях слова

1

165

ВПОМ Развитие речи.

Изложение повествовательного текста (м)

1

166

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

1

167

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

1

168

Обобщение знаний по курсу «Русский язык

1

169

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

1

170

ВПОМ Игра «Родное слово» (м)

Календарно- тематическое планирование внеурочного модуля «Родной русский язык»

             № п/п

№ урока

Раздел, тема

Кол-во часов

1

1

Наша речь и наш язык.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку с включением в него диалога

1

2

7

Обращение(м)

1

3

17

Простые и сложные предложения

1

4

21

Лексическое значение слова (м)

1

5

22

Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Многозначные слова (м)

6

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы (м)

1

7

24

Фразеологизмы. Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму (м)

1

8

42

Несклоняемые имена существительные

1

9

48

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (м)

1

10

73

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану (м)

1

11

82

Развитие речи.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

1

12

83

Проект «Говорите правильно!» (м)

1

13

88

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» (м)

1

14

100

Развитие речи.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания (м)

1

15

108

Развитие речи.

Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение (м)

1

16

120

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

Развитие речи

Составление поздравительной открытки

1

17

170

Игра «Родное слово» (м)

1

         

       

 Темы, на которые возможно увеличение часов за счет коррекционных занятий

             № п/п

Раздел, тема

1

1

Наша речь и наш язык. Развитие речи.

Составление текста по рисунку с включением в него диалога

2

2

Текст. План текста

3

8

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения

4

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Словарный диктант №1

5

17

Простые и сложные предложения

6

25

Значимые части слова  

7

31

Упражнение в написании приставок и суффиксов»

8

36

Грамматические признаки частей речи

9

37

Наречие

10

45

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

11

52

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

12

70

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

13

99

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

14

110

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

15

111

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

16

112

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

ВПОМ Развитие речи

Изложение повествовательного текста (м)

Личные местоимения

17

120

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

Развитие речи

Составление поздравительной открытки

18

123

Глагол как часть речи (повторение)

19

125

Изменение глаголов по временам

20

126

Неопределённая форма глагола

21

130

Упражнение в образовании форм глаголов

22

136

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени

23

137

Спряжение глаголов в будущем времени

24

139

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

25

140

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме

26

144

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

27

148

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы ...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для детей с ОВЗ для 3 класса

Программа разработана для учеников, которые обучаются в 3 классе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная программа предполагает коррекционный метод работы и направлена на удовлетворение о...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для детей с УО 3 класс

Рабочая программа  составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).В основу адаптации по...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по физической культуре  для детей с ОВЗ 3 класс...