Конспект занятия: Звук и буква Я.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Конспект занятия: Звук и буква Я. 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия: Звук и буква Я. | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква Я.
Цель: продолжать знакомство детей с гласной буквой Я. Познакомить учащихся со случаями, когда буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного; а так же случаев обозначения ею двух звуков [й'а].+
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Развитие звуко-буквенного анализа слов.
2. Формирование навыков сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового чтения;
3. Активизация лексического запаса.
4. Развитие фонематического слуха, фонематических представлений.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение, способность к переключению.
2. Развитие слухового восприятия и внимания.
3. Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формирование усидчивости
2. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.
Оборудование: зеркала, схемы слов, фишки, обозначение гласного звука (замок), элементы печатных и письменных букв Я , карточки с картинками, буквы Я, мультимедийный проектор, листочки с заданиями, азбука.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Добрый день!
Добрый день
Солнцу и птицам.
Добрый день
Улыбчивым лицам.
А сейчас, ребята, повернитесь и поприветствуйте друг друга
Скажите здравствуйте руками
Тому, кто сел за парту с вами!
Скажите здравствуйте глазами
И улыбнитесь вместе с нами!
Пожелать друзьям спеши
Здравствовать от всей души!
- Сегодня у нас много гостей. Повернитесь к гостям, подарите им частичку своего тепла.
А теперь можно тихо сесть.
- Ребята, а каким бы вы хотели, чтобы был наш урок? Прочитайте слова первого столбика и выберете подходящие ( занимательный, вкусный, сонный)
А какими должны быть ученики? ( ленивые, умные, шумные)
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
II. Основная часть.
Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все внятно и понятно.
- А для этого разбудим наш язычок, сделать зарядку.
(возьмем зеркала)
Артикуляционная разминка:
Ох и вкусное варенье,
Жаль осталось на губе,
Язычок я подниму
И остатки оближу!
Вот – лошадка: «Цок-цок-цок».
Поскакал наш язычок. (щелкать язычком медленно, потом быстрее)
И на нёбе язычок
Постучался в потолок. (постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. сначала звук произносим медленно, постепенно убыстряем темп)
-Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
Упражнение «Ветерок»
Поднять голову вверх – вдох, опустить вниз – выдох.
- К нам пришла в гости знакомая буква. С ней мы сегодня и поработаем. Спряталась она в шкатулочке. А какая это буква вам поможет узнать загадка. - Умеете загадки отгадыать? Тогда вперед!
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые и
Маленькие детки! (яблоко). - Эта буква стоит в начале слова. - Что это за буква? (Я)
- Молодцы! (достать из шкатулки).
Артикуляция звука:
- Скажите, Я гласный или согласный? (гласный). Почему? (поется, тянется).
Послушайте, как я произношу: я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка. Каким цветом обозначаем гласные на письме? (красным), (на доске красный замок).
Буква Я необычная буква. Сегодня вы узнаете 2 секрета про букву Я.
-Но сначала, вспомним, что мы видим на веселой картинке (на доске) звук или букву? Почему? (букву). На что похожа буква?
Проведение пальчиковой гимнастики:
Светит солнце золотое
Над планетою Земля.
Много есть людей на свете
Нация у всех своя:
Россияне и эстонцы,
Якуты, башкиры и японцы,
Есть туркмены, англичане,
Итальянцы и армяне,
Татары тоже есть,
Всех их нам не перечесть.
И со всеми я подряд
Подружиться был бы рад
Конструирование буквы:
- Буква может быть печатная и письменная (буквы на доске). Из каких элементов состоит печатная буква Я? Выложите печатную букву Я. Из каких элементов состоит письменную буква я? Письменная заглавная и строчная буквы Я отличаются в написании? Выложите из элементов письменную букву Я.
- Молодцы!
- Работа в тетрадях (писать письменную и печатную букву Я).
— Посмотрите на доску (на слайд):
— Буква Я приплыла к нам на кораблике. Вместе с буквой Я плыли и люди разных национальностей.
- Буква Я предлагает нам поиграть в игру: "Один и много".
- Вместе с буквой Я плыл: русский и много....русских,
башкир и много.....
татарин и много....
цыган и много......
якут и много........
-Молодцы!
Физминутка.
Выполняли мы все задания по порядку,
Теперь вас я приглашаю
На международную зарядку.
Русские, татары и башкиры
Делают мелкие шажки- раз,два, три.
Якуты и туркмены:
Легкие прыжки - раз,два,три.
Почти вся зарядка -раз,два,три,
(присели)
Мягкая посадка – раз, два,три.
- Буква Я подготовила для вас задания, в которых мы и раскроем про нее 2 секрета.
- Она так спешила к нам на урок, что по пути растеряла в словах свою букву. Давайте поможем словам вернуть потерянные буквы:
_ ма, _ блоки, зме_, фе_, реб_та.
- Какие слова получились? Буква Я мне шепнула, что эти слова можно разделить на группы? Какие слова отнесем к первой группе? Почему?
Ко второй группе? Почему? (я - стоит вначале слова и в конце).
Еще раз назовем эти слова: , яма, яблоки, змея, фея. В этих словах Я обозначает два звука (Й);(А)
Вот мы и узнали первый секрет этой буквы.
Ребята, мы узнали, что буква Я в начале слова и после гласного обозначает два звука (Й);(А) .
- Какое слово у нас осталось? (ребята). - Почему вы не отнесли его ни к первой, ни ко второй группе? (потому что Я в середине слова).
- Давайте разделим это слово на слоги, поставим ударение.
А теперь медленно произнесем слово по слогам и прислушаемся к каждому звуку в нем.
Составление схемы слова ребята.
- А сейчас произнесем только слог с буквой Я. Назовите первый звук в этом слоге. (б")
- Что вы можете о нем рассказать? Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите? (а).
— Какой свой секрет нам открыла буква Я, какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?
- А сейчас буква Я предлагает поиграть вам с ней в игру. Замените гласную букву, чтобы твердый согласный звук стал мягким.
Са, ма, ва, рад, мал.
- Какую работу выполняет буква Я в слове, когда стоит после согласного?
-А теперь мы узнали второй секрет буквы Я.
(Буква Я после согласного обозначает звук (А) и показывает на мягкость согласного)
Физминутка для глаз:
Работа по азбуке (с. 112)
Подготовка к восприятию темы:
- Что такое маяк? (сооружение в виде башни, располагаемое в водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром для кораблей).
Работа с текстом «Маяк".
- Сейчас мы познакомимся с рассказом, который называется « Маяк» и постараемся ответить на вопрос:
- Прочитай слова. Почему в слове МАЯК 4 буквы, а звуков 5?
- Прочитай слово с буквой Я вначале слова (ярко). В середине слова (маяк, маяки). В конце слова (высокая, морская).
Чтение текста хорошо читающим учеником.
-Как называется текст?
- Что такое суда? (корабли).
-Что такое мель? (мелководный участок в реки, в озере, море, затрудняющий движение кораблей).
-Что произошло на море?
- Кому нужно срочно в порт? (судам).
-Что на пути попадалось судам?
- Что светит ярко?
-Как помогает судам маяк?
Чтение текста в паре (цепочкой)
Работа в паре:
Буква Я приготовила для вас пословицу, но в спешке забыла разделить предложение на слова. Помогите ей исправить ошибку.
Ктолюбиттрудиться, томубезделанесидится.
- Как вы поняли смысл этих слов?
Итог урока:
- С какой буквой мы сегодня работали?
- Какие секреты мы узнали о букве Я? (1 - мы узнали, что буква Я в начале слова и после гласного обозначает два звука (Й);(А) , 2 - Буква Я после согласного обозначает звук (А) и показывает на мягкость согласного).
- Какую работу выполняет буква Я в словах?
- Молодцы! Чтобы закрепить эту букву выполните позже задания на листочках с этой буквой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"
Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук и буква Ж"
В конспекте представлены основные методы и приемы работы логопеда по звукопроизношению на примере звука и буквы Ж....
Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"
Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...
Конспект занятия "Звук и буква З"
Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР при дизартрии....
Конспект занятия "Звуки [к], [к’]. Буква К к"
Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Учить детей чётко произносить [к], [...
Конспект занятия "Звуки и буквы С—Ш".
Тема: Звуки и буквы «с—ш».Цель: Учить дифференцировать [с и ш] в слогах и словах.Задачи:1. Учить дифференцировать [с и ш] в слогах и словах2. Учить дифференцировать звонкие и глухие ...
Конспект занятия: "Звук и буква [м]"
Формирование у детей 6-7 лет представления о звуках м – м’, о строчной и заглавной букве «Мм»....