«Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чеботарева Елена Алексеевна

Урок русского языка
УМК "Перспективная начальная школа"
 4 класс
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.doc83 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

УМК "Перспективная начальная школа"

 4Д класс

 МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области

Учитель: Чеботарева Елена Алексеевна

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Тема: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся навыка правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

Задачи:

  • Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
  • Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
  • Развитие умения работать в группах, навыка работы со словарями, самоконтроля и самооценки.

Предполагаемые результаты формирования универсальных учебных действий:

Личностные:

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.

Метапредметные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
  • решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
  • корректировать свою деятельность, сверяя свои действия с целью;
  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Предметные:

  • умение применять орфографическое правило написания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
  • умение проверять написанное;  
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть слова – суффикс, часть речи – глагол.

Х О Д      У Р О К А

1.

Этап целеполагания.

а) Создание проблемной ситуации

Цель деятельности учителя:

- подвести учащихся к выводу темы урока и наметить его задачи

Задачи:

- подготовка учащихся к продуктивной работе через позитивный настрой

- создание  проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

-активизация познавательных УУД

Цель деятельности учащихся:

- определить тему урока, наметить учебные задачи в соответствие с ней и спланировать свою деятельность

Методы:

-побуждающий от проблемной ситуации диалог.

– Поприветствуйте гостей, проверьте, все у вас ли готово к уроку?

– Послушайте стихотворение и предположите, какая часть речи интересует нас на сегодняшнем уроке:

Мне их выучить пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

(Новый метод этот):

Кричать – кричал,

Вертеть – вертел,

Двигать – двигал,

Лететь – летел...

Я и прыгал! Я и пел!

Я и топал! И летел!

– Что такое глагол?

– Как изменяется глагол? (по временам, числам)

– Как называют изменение глагола по временам и числам?

– Сколько спряжений знаете?

– Как узнать, какого спряжения глагол?

– Что вам известно про суффикс –л– ?

Как проверить написание безударного суффикса глагола прошедшего времени?

– В чем возникло затруднение?  Чего не знаем?  Какую цель поставим? (научиться писать безуд. суфф. глаг. прош. вр.)

– Как ее достичь? Давайте составим план урока:

  1. словарная работа
  2. чистописание
  3. работа над новым материалом
  4. работа по учебнику
  5. физминутка/игра
  6. работа в парах
  7. работа в группах
  8. итог урока  

2.

Орфографическая минутка.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-развивать орфографию и каллиграфию.

Задачи:

-постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и поиска рационального ее решения.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- повторить словарные слова,

- отработать письмо буквы «е».

Методы: взаимопроверка.

1. Словарная работа:

– Посмотрите на доску и сформулируйте задание:

Биседа, винигред, жилезо, призидент, путешествие, сикрет.

ВЗАИМОПРОВЕРКА по словарю «Пиши правильно» у. 2 ч. с. 126

– Какое слов «лишнее»? Что общего у этих слов? (В месте ошибки – е)

– Что знаете о букве е? Какую букву будем прописывать? Зачем нам чистописание?

2. Чистописание:  Ее

– Какого спряжения будет глагол, если в его личных окончаниях стоит букве е?

– Какого спряжения глагол терпеть?

– Назовите глаголы-исключения 2 спряжения,

– Назовите глаголы-исключения 1 спряжения.

3.

Изучение учебного материала.

Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-получает возможность задуматься.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Задачи:

-формировать знания о фразеологических оборотах,

-развивать способности к анализу, синтезу.

Методы:

-учебный диалог,

-наглядные,

-познавательные.

  1. Погружение в проблему:

– Какие из данных глаголов надо рассмотреть, работая по теме урока

Вертел           Двиг . л

Кричал          Прыг. л

– Почему? (глаголы прошедш. вр. с пропущенным безударным суффиксом)

– Как его проверить? Как узнать?

2. Новый материал:    У. с. 95 упр. 69.

Читаем задание: Прочитай предложения. (Читаем). В каком времени стоят все глаголы в предложениях? (В прошедшем времени). Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс? (Кто-то знает?) Посмотри объяснение на плакате!

У. с. 96  плакат Летучей мыши (правило).

– Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в прошедшем времени? (Нет)

– Что достаточно что знать? (Как пишется его начальная форма) 

Коллективное обсуждение. Запись.

1. Мальчик выбежал на крыльцо.

2. Во дворе лаяла собака. (Какой глагольный суффикс в нач. форме? Если не знаем, как узнать?)

3.Бабушка приехала в гости.

4. Отец достроил баню.

5. Я увидел кошку.

6. Кошка выглядела неплохо.

7. Они затеяли недоброе.

Физминутка

Вы будете выполнять те действия, которые я называю с помощью глаголов прошедшего времени:

Встанем, все встаем, встали, поднимем руки вверх, поднимаем руки вверх, подняли руки вверх, опускаем, опустили. Посмотрели на меня, выполним гимнастику для глаз, выполнили гимнастику для глаз, сели.

4.

Включение нового знания в систему знаний и повторение 

Постановка целей и задач урока через коммуникативное общение учащихся в группах.

Самостоятельное ознакомление с материалом

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-создать условия для формирования познавательных УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи.

Задачи:

-развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

- дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.

Методы:

-учебный диалог,

-наглядные,

-самостоятельная деятельность уч-ся,

- работа со справочным материалом.

Доп. информация:

Родиной самовара считается Тула. В 1778 году был изготовлен первый тульский самовар. Он стал символом добра и домашнего уюта.

  1. Работа в парах (Демонстрируется картинка САПОГИ – предположите, как будем работать дальше? – «Два сапога – пара», работа в парах)

Время работы: 2 минуты. 

Инструкция: договоритесь, кто записывает начальную форму глагола, кто – форму прошедшего времени, безударные суффиксы выделяйте.

Обид…, закле…, куш…, хлоп…, прыг…, трог…, мысл…, увид…, слуш…, брос…

П Р О В Е Р К А (хором)

Обидел – обидеть

Заклеил – заклеить

Кушал – кушать

Хлопал – хлопать

Прыгал – прыгать

Трогал – трогать

Мыслил –мыслить

Увидел – увидеть

Слушал – слушать

Бросил – бросить

  1. Работа в группах Т.1 с. 44, упр. 47

Поставить глаголы в скобках в форму единственного числа мужского рода. Выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прошедшего времени.  

САМ (гореть) -------------------- самовар,
САМ (гудеть) -------------------- самовар,
САМ (шипеть) ------------------- самовар,
САМ (кипеть) -------------------- самовар.
САМ (свистеть) -------------------,
САМ (сверкать) -------------------,
САМ (пыхтеть) -----------------,
САМ дым (пускать) -------------------.
САМ (урчать) --------------------,
САМ (бурчать) -------------------,
САМ чайком нас (угощать) -------------------.
Самовар недаром
Зовется – САМОВАРОМ.

Словарь образования слов у.ч.2 с. 157    Самовар – сам + вар/ит + соед. глас. (о)

- Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.

- Какой можем сделать вывод?

П Р О В Е Р К А (индивидуально у каждой группы)

5.

Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами.

- формировать самооценку учащихся

Задача:  содействовать осознанию учебной деятельности.

Методы: самоконтроль.

Подведем итоги, используя глаголы прошедшего времени:

– Чему научились на уроке?

Научился, узнал, понял, удивился, было, смотрел, работал, писал, объяснил
– Цели достигли?

Проверим: объясните, какой безударный суффикс надо написать в словах:

Двиг . л

         Прыг. л

– В жизни нам эти знания пригодятся?

Домашнее задание (выборочное)

1. Т. с. 45, упр.48, 49

2.  У. с. 98 упр. 72

Оценки



Предварительный просмотр:

обид…

закле…

куш…

хлоп…

прыг…

трог…

мысл…

увид…

слуш…

брос…



Предварительный просмотр:

Верт . л          

Крич . л          

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двиг  . л

Прыг. л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...