Урок русского языка по теме: винительный падеж имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Жижева Анна Александровна

Конспект урока по  русскому языку по теме: винительный падеж имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по русскому языку330.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урока по русскому языку

Тема. Винительный падеж имён существительных.

Составила учитель начальных классов МАОУ СОШ №16 г. Сыктывкар

Жижева Анна Александровна.

УМК «Школа России»

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

3

Цель урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Познакомить с особенностями винительного падежа имён существительных.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

-

Тип урока:

ОНЗ

Планируемый результаты:

Предметный:

  • Пишут каллиграфически правильно;
  • Видят и исправляют ошибки в написании букв «Я»;
  • Грамотно пишут слова с непроверяемой орфограммой;
  • Знают слова с непроверяемой орфограммой: огород, морковь, огурец, помидор, горох;
  • Знают признаки винительного падежа;
  • Ставят вопросы к именам существительным;
  • Моделируют выводы под руководством учителя в виде схемы.

Личностный:

  • Высказывают свое мнение и свою точку зрения
  • Выполняют самооценку собственной деятельности

Метапредметный:

  • Учувствуют в формулировке темы и задач урока(П);
  • Контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) ;
  • Ориентируются в учебнике, в тексте и находят нужную информацию (П);
  • Проводят рефлексию собственной деятельности (Р);
  • Правильно строят ответы, предложения (К);

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности обучающихся:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Парная

Ресурсы:

  • Мультимедийная презентация.
  • Конспект
  • Раздаточный материал
  • Учебник «Русский язык» Л.Ф. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс 2 часть. «Просвещение», 2014 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Орг. момент. Мотивация детей на урок (на деятельность)

1. замотивировать детей на учебную деятельность (л.)

2.Формировать умение  высказывать свое мнение

2.Учить извлекать информацию из текста

4. Учить отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного 5.Формировать интерес к родному языку.

6. Учить уважительно относятся к высказываниям одноклассников.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

- Ребята, встали красиво возле своих парт, покажите, что вы готовы к уроку.

-Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

-Посмотрите на экран, прочитайте высказывание.

Читают.

-Что значит в опытных устах и умелых руках? Что этим хотел сказать Куприн?

-Умелые и опытные руки – это человек, который умеет правильно и красиво говорить и писать.

-А зачем нам красиво,  правильно говорить и писать?

-Чтобы окружающие нас понимали и т.д.

-Грамотная речь и письмо – в первую очередь, признак хорошего воспитания и грамотности человека. Так давайте же и мы с вами будем стараться стать теми людьми, у которых умелые руки и опытные уста.

2. Минутка чистописания.

 

1.Учить принимать и сохранять учебные задачи минутки чистописания;

 2.Учить в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

3. Совершенствовать умения анализа.

4. Совершенствовать такие качества письма, как правильная форма букв.

5. Учить взаимооценке результатов деятельности. (Р)

Второе марта

Классная работа.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/140/162350/img3.jpg

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число: Второе марта. На другой строке – Классная работа.

-Ребята, посмотрите на экран. Сравните тетради Миши и Коли. Чья тетрадь вам нравится больше? (на слайде показаны тетради двух «учеников НШ», первая тетрадь грязная с кривым подчерком, вторая – чистая с каллиграфическим подчерком)

-Коли.

-Почему?

-Потому что он хорошо ведет тетрадь, пишет красивым, ровным  подчерком. Она выглядит опрятно и на нее приятно смотреть.

-Ребята, посмотрите теперь в свои тетради. У всех ли получается вести свои тетради так же, как у Коли?

-Нет.

-Почему?

-Потому что у меня много помарок, у меня не получается красиво писать и т.д.

- Для чего надо совершенствовать свой почерк и вести аккуратно тетрадь?

-Потому что такую тетрадь приятно держать в руках, легко читаются слова  и т.д.

-Существует такая поговорка: «Аккуратность человека красит». Давайте с вами будем впредь стараться вести свои тетради, как и Коля.

-Отгадайте загадку.

Если б не было его,

  Не сказали б ничего.

-Язык.

-С какой буквы начинается это слово?

-С буквы «Я»

-В написании этой заглавной и строчной буквы мы сегодня потренируемся.

-Из каких элементов состоят обе буквы «Я»?

-Ответы детей.

-Они состоят из  короткой наклонной линии с закруглением внизу влево, большого\малого овала и  длинной\короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.

-Давайте поговорим, какие ошибки можно допустить при написании этих букв. (учитель на доске записывает четыре варианта неправильного написания букв)

-Какую ошибку вы видите в первом написании?

-Слишком большой овал.

-Правильно, в правильном написании буквы «Я» овал должен быть по размеру, как половина буквы, не больше и не меньше.

-Какую ошибку вы видите во втором варианте?

-Овал слишком маленький.

-В третьем? В четвертом?

-Нарушение наклона.

-Возьмите зелёную ручку, пропишите букву «Я», чередуя заглавную и строчную.

Пишут

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените, как писал ваш товарищ букву  «Я». Самую красивую букву подчеркните снизу простым карандашом. Скажите товарищу, что у него хорошо получилось и ошибки, которые у него увидели.

- Поднимите руку те, кто соблюдал все требования, для того, чтобы красиво и аккуратно написать.

. - Молодцы! Теперь поднимите руку те, кто при написании допустил ошибки и потренируется ещё писать эти буквы правильно и аккуратно.

- В чем были трудности, что у вас не получилось?

3.Словарно - орфографическая работа.

1.Уточнить знания детей о написании непроверяемой безударной гласной в корне слова.

2.Совершенстовать

умения контроля за

результатом деятельности

сличение с эталоном)

  Огород, горох, морковь, огурец, помидор.

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы!

- Ребята, сейчас вам буду называть слова. Вам нужно записать их под диктовку. После того, как запишете слова, поставьте ударение и выделите орфограмму.

-Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте стишок из него все слова с непроверяемой безударной гласной О в корне слова. Не забудьте обозначить орфограммы и поставить ударения.

-Выписывают.

-Какие слова ты выписал?

-Огород, горох, морковь, огурец, помидор.

-Что нужно делать, чтобы не допускать ошибки в таких словах?

-Запомнить, выучить.

 - Есть много приёмов для запоминания трудных слов. Давайте познакомимся сегодня с одним из них. Чтобы легче запомнить эти трудные слова, выучите стишок.

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы!

4.Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания

1.Актуализировать

знания по теме

падежи имени сущ;

Отметка выставлена

у отметки отсутствует

выставляется по отметке

хочется отметку

наградить отметкой

говорить об отметке.

-Прочитайте запись на доске. Скажите, что здесь написано?

- На доске написано имя существительное отметка, употреблённое в разных падежах.

-Назовите эти существительные в порядке склонения.

- Отметка, у отметки, по отметке, отметку, отметкой, об отметке.

-Что такое склонение существительных?

-Склонение существительных – это изменение по падежам.

-Сколько падежей в русском языке?

- В русском языке шесть падежей.

-Назовите все падежи и вопросы к ним.

Называют.

5.Постановка учебной задачи.

Формулирование детьми проблемы (вопроса) первой части урока.

(Выход на тему и задачу урока)

1.Учить ставить тему и

задачи урока (Р)

2.Учить ставить и отвечать на поставленные вопросы (К)

Я ________ падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать? Во что играть?

Готов ребятам подсказать,

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

-Послушайте стихотворение.

- Ребята, о каком падеже мы сегодня будем с вами говорить?

-О винительном.

-Как вы догадались?

-В стихотворении стоят вопросы «кого?» и «что?» - это вопросы    винительного падежа.

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Винительный падеж.

-Верно. Тема сегодняшнего урока «Винительный падеж имен существительных» (тема урока появляется на доске)

-Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

- Мы сегодня будем учиться находить существительные в В.п и учиться ставить существительные в В.п.

6. Открытие нового знания.

1.Закрепить термин «винительный падеж» (пр)

2. Учить правильно ставить вопросы к именам существительным (пр)

3. Познакомить с предлогами В.п. (пр)

1)РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИЗНАКОВ В.П.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

-Прочитайте первое предложение. Выделите в нём грамматическую основу.

Вокзал  находится на окраине города.

-Определите падеж существительного, которое является в предложении подлежащим.

Существительное вокзал  в первом предложении является подлежащим. Оно стоит в именительном падеже.

-Существительное в именительном падеже употребляется с предлогом или без предлога?

Существительное в именительном падеже употребляется без предлога.

Прочитайте второе и третье предложения. Выделите в них грамматическую основу.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

-Определите, каким членом предложения является существительное вокзал в данных предложениях.

- Существительное вокзал во втором и в третьем предложениях является второстепенным членом.

-Определите падеж существительного вокзал во втором и в третьем предложениях.

-Существительное вокзал во втором и в третьем предложениях стоит в винительном падеже.

-Почему вы так решили?

- Поступило сообщение на что? На вокзал.

Пассажиры видят что? Вокзал.

-Существительное вокзал в винительном падеже употребляется с предлогом или без предлога?

- Существительное вокзал в винительном падеже употребляется  с предлогом и без предлога.

2) ОПРЕДЕЛЕНИЕ СХОЖИХ ПРИЗНАКОВ В.П. С И.П.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

-Ребята, с какими падежами можно перепутать В.п?

-С Р.п. и И.п.

-Почему можно перепутать В.п. с И.п?

-Потому что они отвечают на один и тот же вопрос неодушевленных существительных.

-Назовите этот вопрос.

-Что?

-Посмотрите снова на первое предложение. Что вы можете сказать про слово вокзал в этом предложении?

-Это существительное отвечает на вопрос «что?», стоит в И.п. и является подлежащим.

-Посмотрите на второе и третье предложение. Что теперь вы можете сказать про слово вокзал в этих случаях?

-Это существительное отвечает на вопрос «что?», стоит в В.п. и является второстепенным членом предложения.

-Сделаем вывод, может ли второстепенный член предложение стоять в И.п.?

-Второстепенный член предложение не может стоять в И.п.

-А может ли подлежащие стоять в В.п.?

- Подлежащие не может стоять в В.п.

-Откройте учебник на странице 49. Прочитайте про себя правило.

Читают.

4)ОБОБЩЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В.П.

2)на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже?

3) каким членом предложения является существительное в винительном падеже?

4) Употребляется существительное в винительном падеже: с предлогом или без предлога?

Сделайте вывод о том, как отличить существительное в винительном  падеже от существительных, стоящих в других падежах. Используйте для этого план, который показан на экране.

-Имена существительные в  В.п. отвечают на вопросы «кого?что?»

-Имена существительные  в В.п. являются второстепенным членом предложения.

- Употребляется существительное в В.п. с предлогом и без предлога.

5)ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХСЯ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В В.П.

-Ребята, возьмите карточку №1. Вам даны словосочетания, прочитайте их. Найдите словосочетания с именами существительными в В.п, подчеркните стоящие рядом с ними предлоги зеленой пастой и поставьте от главных слов к зависимым вопросы, обозначая при помощи стрелки.

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.

Первое словосочетание учитель показывает на доске.

Дети выполняют 1 словосочетание вместе с учителем, а дальше самостоятельно.

-Ребята, словосочетания по какими номерами оказались лишними?

-4 и 10.

-Почему?

-Потому что там существительные в Д.п.

-Правильно. Какой вопрос вы поставили во 2 словосочетании?

-За что?

-Какой вопрос вы поставили в 3 словосочетании? (так далее идет работа с каждым из словосочетаний)

-Обо что?

7.Этап воспроизведения нового знания. · 1Совершенствовать умение обобщения, вывода(п)

2.Строить связное речевое высказывание в устной форме. (п)

  • СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ

-Давайте с вами составим схему. На какие вопросы отвечают существительные в В.п?

-Кого? Что?

-Снова посмотрите на карточку №1, с какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?

Отвечают.

-Кто хочет рассказать о винительном падеже по схеме? (учитель спрашивает 2-3 детей)

Рассказывают.

8.Промежуточная рефлексия.

- Какое новое знание мы открыли?

-Мы узнали больше информации о В.п.

- Где оно нам пригодится?

- При изучении других падежей.

- В чем будем упражняться?

- Будем определять падежи имен существительных.

9.Упражнения в применении знания в речи 

1.Совершенствовать умение анализа (П)

2.Учить ставить вопросы к именам существительным (пр)

3.Обогатить словарный запас детей (Пр)

4.Уметь определять падеж имён существительных.(Пр)

1)РАБОТА НА НАХОЖДЕНИЕ СООТНОШЕНИЙ.

-Ребята, возьмите карточку №2. На карточке в первой колонке даны словосочетания и сочетания слов, а во второй название падежей, вам необходимо соотнести их.

-Ребята, возьмите зеленые ручки в руки, отложите пенал на край парты, посмотрите на экран и исправьте ошибки.

-У кого получилось выполнить эту работу без ошибок?

-Поднимаю руки.

-Молодцы. У кого были ошибки?

-Поднимают руки.

-Будьте внимательнее при выполнении следующих работ.

2)СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В В.П.

-Ребята, у себя на партах найдите карточку №3. Вам даны слова, составьте по одному предложению с каждым из существительных так, чтобы оно стояло в В.п. Запишите предложения в тетрадь.

Карточка №3

1.Кот

2.Игрушка

3.Бабушка

-Прочитай, какие предложения у тебя получились.

3)НАХОЖДЕНИЕ В ТЕКСТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В В.П. И И.П.

Любит лётчик самолёт,

Пулемётчик — пулемёт.

Как стекло, светло и чисто

Блещет мастера станок.

У бойца-кавалериста ,                  

Серебром горит клинок.              

Содержи и ты в порядке

Парту, книжки и тетрадки.

С. Маршак

-Ребята, возьмите карточку №4. Прочитайте стихотворение, вместе с соседом по парте выпишите сочетания слов и словосочетания с именами существительными и распределите их в два столбика: ребята, сидящие на 1 варианте, выписывают с существительными И.п., а ребята, сидящие на 2 – с существительными В.п.

-Какие слова ты выписал в первый столбик?

-Любит летчик, любит пулеметчик, блещет станок, горит клинок.

-А ты какие слова выписал во второй столбик?

-любит самолет, любит пулемет, блещет мастера, содержи парту, книжки, тетрадки.

-У кого получилось так же?

Молодцы!

4)ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ

-Ребята, закройте учебник, отложите все в сторонку, кроме ручки и тетрадки. Сейчас я вам буду диктовать предложения, а вы пишите только те словосочетания, в которых существительные стоят в В.п.

-Кончил дело (В.п) - гуляй смело.

-Мама видит малыша (В.п).

- Цыплят (В.п) по осени считают.

-Сегодня на празднике не было Татьяны (В.п.)

Пишут.

-Прочитай, что у тебя получилось.

-Кончил дело, видит малыша, считают цыплят, не было Татьяны.

-У кого получилось так же?

-Молодцы!

10.Рефлексия.

1.Учить рефлексии(р.)

2.Учить оценивать качество своих знаний (л)

-Наш урок подошел к концу.

- Как звучала тема сегодняшнего урока?

-Что нового узнали о В.п. существительных?

-Что было для вас трудным?

-

Домашнее задание

Упр. 87

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.

Карточка №1.

1.Прыгнул через бревно;

2.Кинул за стол;

3.Ударился о тумбочку;

4.Бежал по дороге;

5. Рассказал про животных;

6.Увидел сквозь стекло;

7.Положил на землю;

8.Спрятался под шкаф;

9.Спрятал в портфель;

10.Подбежала к дереву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".

Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"

Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...

Конспект урока русского языка по теме: «Винительный падеж имен существительных»

Конспект урока русского языка по теме:«Винительный падеж имен существительных»В данной работе предоставлен материал для детей с ОВЗ, а так же используются интерактивные задания...