Рабочая программа внеурочной деятельности "Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Индивидуальный маршрут (русский язык)» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также основной образовательной программой начального общего образования, на основе рабочей программы по русскому языку для 3 класса УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель данного курса: диагностика трудностей обучения, межличностного
взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей обучающихся в данном классе (мышление, память, пространственная ориентировка, психомоторная координация);
обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения: одаренных детей и детей, испытывающих трудности в обучении (разработка индивидуальной траектории развития);
закрепление и расширение у младших школьников знаний по русскому языку;
развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Развивать образное мышление;
- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- Развивать творческие способности;
- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- Содействовать воспитанию интереса к предмету и процессу познания в целом;
- Совершенствовать общее языковое развитие учащихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий совместную совместную творческую деятельность учителя, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно – деятельностного подхода
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
10. Принцип взаимодействия, предполагающий оказание педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
11. Принцип достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической (школьный психолог) и педагогической (учитель) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;
12. Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, социальный педагог и др.).
Краткая характеристика учащихся 3 класса.
За время обучения некоторые учащиеся показали низкую мотивацию учебно-познавательной деятельности, хотя значение обучения осознает и проявляет некоторый интерес к приобретению знаний, если материал доступен и понятен. Каждый шаг к освоению какого-либо вида деятельности дается с огромными усилиями. Задания выполняются полностью только под контролем учителя. Учебную деятельность организуют с трудом, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы замедленный.
Наибольшие затруднения вызывает изучение основных предметов: математики, русского языка, чтения.
Слабое развитие аналитико-синтетической деятельности. Учащиеся испытывают затруднения при использовании полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий.
Учебный материал усваивается в течение нескольких уроков поверхностно. Недостаточно развита долговременная память и способность к переключению внимания с одного вида работы на другой.
Для полного и глубокого усвоения учебного материала необходима индивидуальная работа.
Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса: русский язык
Трудности | Фамилия, имя |
- замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки); | |
- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов; перестановки букв и слогов; | |
- неправильная постановка ударения в слове; | |
- ошибки в делении слов на слоги | |
Трудности при усвоении родного языка - недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас; - низкий уровень устной и письменной речи, сложности ее речевом оформлении; – смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания; | |
- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков; - неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков; - неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы; - несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста; | |
– трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова; - различение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов; | |
- затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, различении частей речи; - различение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным; | |
– различение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации; - трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова; - трудности в нахождении главных членов | |
- трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д. |
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
– неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания; | |
– неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи; | |
– непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых); | |
– недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил); | |
– неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач; | |
– неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания); | |
– смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении; | |
– неспособность полностью контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания; | |
– неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее; | |
– неумение применить знания в нестандартной ситуации; | |
– неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности |
Характер взаимодействия ученика и учителя:
– непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого),
– боязнь критики, негативной оценки;
– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Особенности реализации программы.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка «Индивидуальный маршрут» Реализация программы может быть рассчитана на весь курс начального образования. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 45 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Общая характеристика курса
Программа индивидуальной познавательной деятельности позволяет увидеть, как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия индивидуальной работы и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.
Система занятий по программе «Индивидуальный маршрут» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
- воспитание межличностных отношений;
Связь содержания программы с учебным предметом.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русский язык, литературное чтение, математика).
Курс «Индивидуальный маршрут» представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности».
Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).
В программу курса включены игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Для успешной реализации программы внеурочной деятельности должен выполняться ряд условий:
1. Подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка).
2. Путь к достижению положительного результата строится путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка.
При оценке работы сначала внимание обращается на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.
Развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Каждый незначительный успех ребенка будет отмечен.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. (Создание индивидуального маршрута.)
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Постоянное отслеживание продвижение каждого ученика.
7. Упор на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала способствует общему развитию учащихся. Задания
разнообразны, занимательны, интересно оформлены. На занятиях используется дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного
мышления, произвольности и т. п.
9. Виды заданий регулярно и систематически повторяются и доводятся до автоматизма.
Для организации коррекционно-развивающей работы могу быть использованы технологии мультимедиа. Они позволяют интегрировано представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального
контроля за ходом деятельности ученика.
Итоговый контроль:
● стартовая диагностика;
- текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования;
- итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольного диктанта с грамматическим заданием, контрольной работы или итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Виды внеучебной деятельности в курсе:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- общение;
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для закрепления алгоритмов, развития самоконтроля, пространственного и логического мышления.
Содержание курса
Содержание курса ориентировано на овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) и предметными результатами, обеспечивающими интеллектуальное развитие ребенка, которое включает в себя накопленные знания по предмету и развитую способность к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний, новых способов действий, что составляет основу умения учиться.
Основное содержание курса:
Виды речевой деятельности
Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.
Чтение. Понимание учебного текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных (ударных, безударных) и согласных (парных и непарных по твёрдости-мягкости, парных и непарных по звонкости-глухости) звуков в словах. Деление слов на слоги. Ударение.. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что?, собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам, по падежам. Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; чк—чн, чт, нч, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• орфограммы корня;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• раздельное написание предлогов с именами существительными; личными местоимениями; другими словами; частицы не с глаголами;
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• знаки препинания в конце предложения; запятая в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении; между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологической формой речи. Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. План текста.
Содержание рабочей программы 3 класс (34 ч)
Содержание рабочей программы
Виды речевой деятельности
Введение (1 ч)
Знакомство с курсом. Выявление границ знания и незнания. Цели и задачи. Составление индивидуального маршрута.
Наша речь и наш язык (1 ч).
Путешествие в царство Речь и язык.
Как возникла наша речь, язык, письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Текст. Предложение. Словосочетание (5 ч).
Текст. Тайны текста.
Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов. Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг.
Синтаксис и пунктуация. Лексика
Предложение.
Загадки простого и сложного предложения.
Предложение, его назначение и признаки. Виды предложений по цели высказывания. Распространённые и нераспространённые предложения. О значении слов. Грамматическая пьеса-сказка. Простое и сложное предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая сказка.
Грамматическая сказка. Практическая работа по разбору предложений по членам. Памятка «Как разобрать предложение по членам».
Мои друзья – знаки препинания.
Пунктуация. Грамматические сказки и рассказы А. Каневский «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания». Веселые рифмы. Дидактические игры и упражнения. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.
Словосочетание.
Связь слов в предложении. Строим схему предложения.
Путешествие по стране Слово (Слово в языке и речи (1 ч).
На карнавале слов.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи. Словари русского языка и их использование. Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг.
Занимательное словообразование (Состав слова (6 ч).
В гостях у слов родственников.
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Что такое окончание? Тренировочные упражнения.
Приставки-труженицы.
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Роль суффиксов. Игры и упражнения с суффиксами.
Много ли на свете суффиксов. Роль суффиксов. Правила написания суффиксов. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Игры и упражнения с суффиксами.
Строим слова. Семья слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём.
Тест достижений. Анализ работы.
Секреты орфографии (8ч)
На сцене гласные. Корень и «главное» правило.
Способы проверки безударных гласных. Самоинструкция. Игра «Словесный мяч». Дидактические упражнения по проверке безударных гласных корня.
Опасные согласные.
Звуки – «волшебники». Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Упражнения по проверке написания гласных и согласных разными способами.
В прятки с непроизносимым согласным.
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространённых словах. Сочетание сн. Если тренировка необходима… Дидактические игры и упражнения.
Удвоенные согласные.
Правописание слов с двойными согласными. Ребусы. Загадки. Грамматическая сказка.
Для разных приставок – разные законы.
Правописание приставок в слове. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками. Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками.
Правописание суффиксов. Дидактические игры и упражнения.
Суффиксы -ик, -ек, -ок, -оньк, -еньк.
Отличия приставки от предлога.
Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Дидактические игры и упражнения
Секреты мягкого и твердого знаков.
Разделительный твёрдый знак. Упражнения в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.
Морфология
Части речи. (8 ч)
В гостях у частей речи.
Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Глагол (повторение). Имя числительное как часть речи (общее представление). Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг. Дидактические игры по распознаванию частей речи.
Здравствуйте, Имя Существительное! (2 ч)
Существительное – существует. (Понятие об имени существительном как части речи.) Его роль в речи. Игры «Одушевлённые и неодушевлённые», «Собственные и нарицательные». Изменение по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Род имён существительных. Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Ознакомление с признаками имён существительных в каждом падеже. Несклоняемые имена существительные. Роль существительных в предложении.
Доброе утро, Имя Прилагательное! (2 ч)
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Наблюдение над употреблением прилагательных в описательном тексте. Общее представление о сложных именах прилагательных и их написании. Изменение прилагательных по числам. Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. Роль имён прилагательных в предложении. Дидактические игры и упражнения
Привет, Местоимение!
Личные местоимения, значение и употребление в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдения над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении. Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг.
Здравствуй, дядюшка Глагол! (2 ч)
Значение и употребление в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении. Дидактические игры и упражнения
Связная речь.(2 ч)
Искусство красноречия.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Пишем изложение.
В стране Сочинителей.
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Повторение изученного за год (2 ч).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
- элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
- уверенность в своих силах и действиях
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности и самостоятельно;
- составлять под руководством учителя и самостоятельно план действий для решения учебных задач;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;
- проверять работу по образцу или обратному действию.
Познавательные
Учащийся научится:
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- моделировать ситуацию.
- использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- воспроизводить способ проверки орфограмм, грамматических разборов.
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- анализировать предложенные варианты решения учебной задачи, выбирать из них верные.
- оценивать предъявленное готовое решение.
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
- представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (памятки).
- пользоваться словарями, справочниками;
Коммуникативные
Учащийся научится:
- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь;
- работать самостоятельно, не мешая и не отвлекая товарищей
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Целью мониторинговых исследований является сбор, обработка и анализ информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:
- рост активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися предметных и межпредметных умений, качественное изменение в личностном развитии;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого курса обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
- результаты выполнения тестовых базовых заданий и заданий повышенного уровня, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
Программное обеспечение по курсу «Индивидуальный маршрут/русский язык» 3 класс в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Книгопечатная продукция:
«Сборник рабочих программ УМК «Школа России» в соответствии с требованием ФГОС 1 – 4 классы по новому образовательному стандарту». Издательство «Просвещение». 2011 г.
Авторская программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной: Русский язык. 1– 4 классы. Издательство «Просвещение». 2011 г.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Учебники:
Учебник «Русский язык. 3 класс». Ч.1. Ч.2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Издательство «Просвещение», М. 2012;
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:
CD –ROM. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику.
- http://www.umnikk.ru
- http://animashky.ru
- nsportal.ru›Начальная школа
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text (картинки для словарных диктантов)
- http://www.teremoc.ru/zagadki/zagadk_givotnie.htm (загадки)
- http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/43/ (загадки)
- www.planetaznaniy.astrel.ru
- www.nachalka.com
- www.school.edu.ru
- www.4stupeni.ru
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства:
Компьютерное оборудование.
Электронные учебные пособия: диск CD –ROM. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику.
Индивидуальные компьютеры – ноутбуки.
Технические средства:
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Проектор
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Демонстрационные таблицы по русскому языку для 1 – 4 классов.
Набор предметных картинок.
Наборное полотно.
Дидактические карточки для учащихся.
Список использованной литературы
- «Сборник рабочих программ УМК «Школа России» в соответствии с требованием ФГОС 1 – 4 классы по новому образовательному стандарту». Издательство «Просвещение». 2011 г.
- Авторская программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной: Русский язык. 1– 4 классы. Издательство «Просвещение». 2011 г.
- Рабочая программа по русскому языку 3кл. Табаковой Г.П.
- Учебник «Русский язык. 3 класс». Ч.1. Ч.2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Издательство «Просвещение», М. 2012;
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Примерное календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Индивидуальный маршрут» (русский язык) 3 класс (34 ч)
№ | Дата | Раздел. Тема | Количество часов | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов |
Введение (1 ч) | ||||
Знакомство с курсом. Тест способностей. Составление индивидуального маршрута. | 1 | |||
Наша речь и наш язык (1 ч). | ||||
Путешествие в царство Речь и язык. | 1 | Презентация. | ||
Текст. Предложение. Словосочетание (5 ч). | ||||
Тайны текста. | 1 | |||
Конструируем предложения. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. Памятки. | ||
Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая сказка. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. Памятки. | ||
Мои друзья – знаки препинания. | 1 | |||
Словосочетание. Связь слов в предложении. Строим схему предложения. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. Памятки. | ||
Путешествие по стране Слово (1 ч). | ||||
На карнавале слов. | 1 | |||
Занимательное словообразование (Состав слова (6 ч). | ||||
В гостях у слов родственников. | 1 | Презентация. | ||
Что такое окончание? Тренировочные упражнения. | 1 | |||
Приставки-труженицы. | 1 | |||
Роль суффиксов. Игры и упражнения с суффиксами. | 1 | |||
Строим слова. Семья слов. | 1 | |||
Тест достижений. Анализ работы. | 1 | |||
Секреты орфографии (8 ч) | ||||
На сцене гласные. Корень и «главное» правило. | 1 | Презентация. | ||
Опасные согласные. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. Памятки. | ||
В прятки с непроизносимым согласным. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. Памятки. | ||
Удвоенные согласные. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. | ||
Для разных приставок – разные законы. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. Памятки. | ||
Правописание суффиксов. Дидактические игры и упражнения. | 1 | Карточки для индивидуальной работы. | ||
Отличия приставки от предлога. | 1 | Презентация. Карточки для индивидуальной работы. Памятки. | ||
Секреты мягкого и твердого знаков. | 1 | |||
Части речи. (8 ч) | ||||
В гостях у частей речи. | 1 | Презентация. | ||
Здравствуйте, Имя Существительное! | 2 | Презентация. | ||
Здравствуйте, Имя Существительное! | ||||
Доброе утро, Имя Прилагательное! | 2 | Презентация. | ||
Доброе утро, Имя Прилагательное! | ||||
Привет, Местоимение! | 1 | |||
Здравствуй, дядюшка Глагол! | 2 | Презентация. Карточки для индивидуальной работы. Памятки. | ||
Здравствуй, дядюшка Глагол! | ||||
Связная речь.(2 ч) | ||||
Искусство красноречия. | 1 | |||
В стране Сочинителей. | 1 | |||
Итоговое повторение (2 ч) | ||||
Тест достижений. Анализ работы. | 1 | |||
Викторина «Веселая грамматика». | 1 |
[1] Изучается во всех разделах курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой
Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС. Рабоча...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"
Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включе...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Секреты русского языка» направление общеинтеллектуальное для 4 класса
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...