открытый урок в 4 классе по русскому языку "Родительный и предложный падежи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Данжеева Сэсэгма Лопсоновна

открытый урок в 4 классе "Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok.docx59.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе по русскому языку

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

 (Школа России)

Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формировать умение употреблять прилагательные множественного числа в речи.

Планируемые результаты:        

  • Предметные:   самостоятельно определять родительный и предложный падежи; уметь различать и находить прилагательные в тексте;
  • Личностные: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.
  • Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, компьютер, учебник, доска, мел.

Орг. момент

Слово учителя.

1 мин

Утром в школу мы бежим.

На мороз мы не глядим.

Под ногами снег скрипит,

В небе солнышко блестит.

На уроке тишина,

А на улице…(зима).

Здравствуйте, ребята! Сильно замерзли пока в школу шли?  

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? У кого все готово, присаживайтесь на свои места, остальные готовятся.

Мотивационный этап

Словесный метод;

Слово учителя

1 мин

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Актуализация знаний

Словесный метод;

Слово учителя

5 мин

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Что обозначают имена прилагательные?
  3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
  4. С какой частью речи употребляются?
  5. Как изменяются имена прилагательные?
  6. Приведите примеры имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

А про изменение прилагательных по числам я знаю маленькую историю про страуса. Кто такой страус?

- Где живут страусы?

Стихотворение «Маленький страус» из книги «Доброе утро, имя прилагательное» Татьяны Рик.

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.

Но его не обидели, честное слово,

Добрые дяденьки рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

Добрые тетеньки женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«ДОБРЫЕ очень!..»- он в нем написал.

Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрые: тети или дяди.

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить!

Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого стихотворения, посмотрите на него еще раз.

 У прилагательных во множественном числе нет рода. Молодцы! 

Постановка учебной задачи

М.: словесно-наглядный

 Метод практический прием: выполнение упражнения

Формулирование учебной цели

2 мин

Ребята,  как склоняются имена прилагательные во множественном числе? Давайте просклоняем 2 словосочетания. Откройте свои тетрадочки, запишите число, классная работа(один ученик читает по слогам как записывается число).

Ребята, 1 вариант склоняет веселые песни, 

             2 вариант яркие звезды.

 (И.п. (какие?) веселые песни, яркие звезды…) заканчиваем. Давайте по цепочке, сначала отвечает 1 вариант, а затем 2. (выслушиваем ответы). Что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.  Сформулируйте тему нашего урока.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

Какую цель на урок мы поставим? Научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа. Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь к концу урока мы ее добьемся.

Решение учебной задачи

Словесный метод.

Беседа

Метод – словесный

Работа с учебником

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Метод – словесно-наглядный.

Метод словесный

Прием беседа

Работа с понятиями

Прием: выполнение упражнения с комментированием

Самостоятельная работа

Метод: словесно - практический

Прием: выполнение упражнения с комментированием

Метод: словесно - практический

Прием: выполнение упражнения с комментированием

Закрепление изученного

30 мин

1.Ребята, откройте учебники на странице 43. Прочитайте еще раз тему нашего урока. Найдите упр. 90. Давайте рассмотрим схемы. Мы с вами только, что выполняли задание и узнали, в каких падежах пишутся одинаковые окончания. Давайте повторим? В каких падежах? Правильно, в родительном и предложном. В каком еще падеже имена прилагательные имеют такие же окончания? Молодцы!

Ребята найдите упражнение 91. Прочитайте стихотворение.

 Все богатства русского пейзажа

 В полное владенье нам даны:

 Вьюжных зим серебряная пряжа,

 Кружева зелёные весны.

О чем это стихотворение? Что вы представили, читая стихотворение? Ребята, спишите текст. Списали? Теперь возьмите карандашики и укажите имена прилагательные в Родит. Падеже. Назовите, какие прилагательные вы нашли? (ответы детей). Ребята, а почему они имеют разные окончания? Правильно потому, что в 1 случае оно в единственном числе, а во 2 уже во множественном.

Какой вывод мы можем сделать? Имена прилагательные в ед.ч. и во мн.ч. имеют разные окончания. Это вам знакомо.

2. -Какое имя, в переводе с тибетского означает богатый?

Батор-

Нордоп-

Чтобы убедиться в правильности выбранного ответа, выполните арифметические действия, результат поможет выбрать правильный ответ:

25-8+5+6-8=20

Найдите ниже 2 слова, прочитайте их (один ученик читает всему классу по слогам) богатство, хозяйство. Теперь прочитайте с ударением. Ребята, что такое богатство как вы понимаете? Богатство – это, с одной стороны, большое количество всевозможных материальных благ у человека, которые способствуют комфортной жизни. С другой стороны, богатство – это духовный мир человека, его интеллектуальный капитал, разнообразие эмоций и различные положительные качества. Молодцы! А что такое хозяйство? В самом простом понимании под хозяйством подразумевается совокупность инструментов и приспособлений, посредством которых владелец обеспечивает свои потребности. Запишите эти два слова к себе в тетрадь, поставьте ударение, проверьте, правильно ли вы записали.

3.Продолжим. Упражнение 92. Прочитайте предложения. Задание спишите и вставьте пропущенные буквы. Внимание! 1 вариант записывают 1 и 2 предложения, потому что они маленькие, и вставлять там немного, а 2 вариант записывают 3 предложение. Заканчиваем. Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаши, проверьте по слайду. Отдайте тетради обратно. Еще раз пробегите глазками, правильно ли вы выполнили. Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь. Ребята, какое предложение вам показалось более красивым? Что в нем привлекло ваше внимание?

Укажите падеж имен прилагательных , выделите их окончания. Кто желает ответить?  (слушаем ответы). Ребята, у кого-то есть по-другому? Если нет, то вы выполнили правильно.

4. Физминутка.

5.Работа с карточками. 

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

Перед вами текст. (Слайд )Прочитайте его.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Какая часть речи пропущена?

Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку. Задания на этих карточках вы выполните дома.

Зеленая карточка. Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка. Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка. Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

Рефлексия

Словесный метод.

Слово учителя.

1 мин

Вы все хорошо поработали и справились со всеми заданиями. А теперь те, кто считает, что сегодня поработал лучше всех и доволен своими результатами – улыбнется широко-широко. Класс просто сияет улыбками. А это значит, что сегодня все потрудились на славу.

Итог урока

Словесный метод.

Беседа;

Слово учителя.

2 мин

 Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока? Добились ли мы этой цели?

 Что на уроке было для вас новым?

- Чему научились?

- Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?

Откройте дневники, запишите Д/З упражнение 93.

Ребята, урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Интегрированный урок по немецкому и русскому языку по теме "Падежи", 4 класс,

интегрированный урок немецкий язык, русский язык , 4 класс. Тема "Падежи"...

Русский язык . 4 класс. "Школа 2100" Лист успеха "Предложный падеж"

Русский язык . 4 класс. "Школа 2100" Лист успеха "Предложный падеж"...

Открытый урок 4 класс .Школа России. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе.

Открытый урок  4 класс .Школа России. Правописание  безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе....

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных"

Конспект  урока русского языка  3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных" поможет учителю в проведении урока по данной теме в любом УМК в ...

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."...