Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ховалыг Долаана Маадыровна

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цель: познакомить учащихся с понятиями одушевленных и неодушевленных существительных, формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные» существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных;

- формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные: 

•        регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

•        познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•        коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать их при классификации имён существительных.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения, работа в группах.

Оборудование: компьютер; мультимедийное приложение к уроку (презентация); карточки с заданием по вариантам; плакат с изображением воздушного шара, карточки для групповой работы, изображения смайликов, магнитики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока826.34 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цель: познакомить учащихся с понятиями одушевленных и неодушевленных существительных, формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные» существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных;

- формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:  

•        регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

•        познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•        коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать их при классификации имён существительных.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения, работа в группах.

Оборудование: компьютер; мультимедийное приложение к уроку (презентация); карточки с заданием по вариантам; плакат с изображением воздушного шара, карточки для групповой работы, изображения смайликов, магнитики.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришел гость – это Незнайка. В течение всего урока он будет наблюдать, переживать и радоваться вашим успехам.

- Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбкой поприветствуйте гостья и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Минутки чистописания

- Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Слайд 2.

Перед нами здесь замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули (тянем, тянем, тянем.)

Покрутили (крутим ладошки туда-сюда)

Постучали (стучим ладонями друг о друга)

И открыли! (пальцы размыкаются).

- Слайд 3. А теперь все открыли тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите сегодняшнее число, и классная работа. (Двадцать второе января).

- Те, кто уже записали поднимите ручки на локоток.

- Слайд 4. А сейчас все внимание на экран, какими буквами различаются слова дом- сом? (Буквами д, с)

- Какой частью речи является слово сом? дом? (существительное)

- Что обозначает эта часть речи? (предмет)

- Прописываем строчку заглавную и строчную буквы с. Слайд 5.

- Оставляем одну линию и записываем. Словарная работа. Слайд 6.

- Отгадайте загадки, и запишите отгадки своих тетрадях через запятую.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)        

Сидит дед,

 во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Неказиста, шишковата,              n29

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка) 

- На какой вопрос отвечают эти имена существительные? (на вопрос что)

- Как назвать эти имена существительные, одним словом? (Овощи)

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова овощи. Слайд 7.

         

- Проверяем. Слайд 7.

ОВОЩИ – 3 слога, 5 звуков, 5 букв.

[о] – гласный, ударный;

[в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый;

[а] – гласный, безударный;

[щ] – согласный, глухой, непарный;

[и] – гласный, безударный.

III. Самоопределение темы урока

- А теперь все смотрим на экран. Найдын, прочти пожалуйста. Слайд 8.

Стол, мальчик, гроза, праздник, белка, слон.

- На какие вопросы отвечают эти имена существительные? (На вопросы кто? Что?)

- Молодцы!

- Алдын-Херел, найди и прочти пожалуйста слова, которые отвечают на вопрос что? (Стол, гроза, праздник.)

- Молодец! Садись.

- А теперь Ноюна, прочти пожалуйста слова, которые отвечают на вопрос кто? (Мальчик, белка, слон.)

- На какие две группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные)

- Молодцы! Как же вы хорошо справляетесь с заданиями, Незнайка хвалит вас, ребята!

- Ну а кто уже догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Одушевлённые и неодушевленные имена существительные). Слайд 9.

IV. Работа по теме урока

- Теперь все быстренько открыли учебники, открыли страницу 12. Слайд 10.

Эдита, прочти, пожалуйста, правилу громко, четко и ясно, чтоб все слышали. (Правило на с. 12).

- А теперь давайте быстренько сделайте упражнение 15 на с. 12. Менди, выйди, пожалуйста, к доске. А остальные работаем самостоятельно в своих тетрадях.

(Ответ:

Одушевленные имена существительные: учительница, ребята, ученик, шофёр, отец, машинист, товарищ.

Неодушевленные имена существительные: Родина, берег, горох, шоссе, восток, заря, праздник, самолёт, ракета, помидор.)

- Молодцы!

(Если учащиеся быстро выполнят, то следующее задание: Упражнение 16 с. 12.)

Физминутка. Слайд 12.

Вы, наверное, устали.

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок, правой ручкой потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились.

И за парту все уселись.

Глазки закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем поморгаем

И работать продолжаем.

V. Продолжение работы по теме урока.

Игра: Слайд 13.

- Знакомьтесь ребята, это Мишка, а это банка с медом. Дальше я буду доставать из банки капельки меда, на нем написаны слова, а вы должны отгадать, и сказать какое это существительное одушевленное или неодушевленное. Если вы все правильно найдете, за каждый правильный ответ Мишка будет есть капельку сладкого меда, а если не сможете найти правильного ответа, тогда капельки меда мы не сможем получить, и Мишка останется голодным. Мы же не хотим этого ребята, да? Тогда, давайте поможем Мишке.

Зима - Неодушевленное существительное, Снег - Неодушевленное существительное, Ночь - Неодушевленное существительное, Человек - Одушевленное существительное, Петух - Одушевленное существительное, Пенал - Неодушевленное существительное, Ученик - Одушевленное существительное, Сахар - Неодушевленное существительное.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Мишка очень рад.

- А теперь Незнайка дал нам задание. У вас на партах лежит карточки, быстренько сделайте, ребята.

Карточка:

  1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

  1. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

- А теперь обменяйтесь с листочками, и проверьте. (Взаимопроверка).

(Ответ: Слайд 14.

1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.)

VI. Рефлексия. Слайд 15.

- Ребята, наш урок подходит к концу:

- Итак, что такое имя существительное, и на какие вопросы отвечают? (Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?», «что?».)

- Молодцы!

- Оцените свою работу с помощью смайликов:

- Кому было легко – поднимите смайлик с улыбкой.

- Кому очень было трудно – поднимите грустный смайлик.

Домашнее задание: Упражнение 20, 21 с. 14. Инструктаж домашнего задания.

Оценки получили: _______________________________________________________.

VII. Итог урока

- Ребята, а вам понравился урок?

- Незнайка очень хвалит вас, и он очень рад, что пришел именно к вам. Спасибо за работу! Урок окончен.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 2

Перед нами здесь замок. Кто его открыть бы смог? Потянули. Покрутили. Постучали. И открыли!

Слайд 3

- К акими буквами различаются слова д ом- с ом ? (Буквами д, с) (существительное) - Какой частью речи является слово сом ? дом ? - Что обозначает эта часть речи? (предмет)

Слайд 4

Словарная работа . Морковь, лук, картошка. (на вопрос что?) - На какой вопрос отвечают эти имена существительные? - Как назвать эти имена существительные, одним словом? (Овощи)

Слайд 5

Звуко -буквенный анализ слова – Овощи. Овощи – 3 слога, 5 звуков, 5 букв. [о] – гласный, ударный; [в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый; [а] – гласный, безударный; [ щ'] – согласный, глухой, непарный; [и] – гласный, безударный . ′

Слайд 6

Стол, мальчик, гроза, праздник , белка, слон . И мена существительные - отвечают на вопросы кто? что?) Что? Кто? Стол, гроза, праздник Мальчик, белка, слон

Слайд 7

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Слайд 8

Вы, наверное, устали. Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали, Раз – присели, два – привстали, Три – нагнулись и достали Левой ручкою носок, правой ручкой потолок. А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Повертелись, покрутились. И за парту все уселись. Глазки закрываем, Дружно до пяти считаем, Открываем поморгаем И работать продолжаем.

Слайд 9

Карточка №1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО? Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник. Карточка № 2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы. Снег таял на солнышке. Побежали ручьи .

Слайд 10

- Кому было легко – поднимите веселый смайлик. - Кому очень было трудно – поднимите грустный смайлик.

Слайд 11

Спасибо за работу! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Русский язык 2 класс Тема: учение с увлечением (имена существительные)

Задачи: учить детей различать части речи, правильно их называть;                расширять и углублять знания учащихся об имен...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...