Тема: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Цели:
обобщение знаний учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); развитие сообразительности, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитание чувства взаимовыручки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»
Тип урока: повторение и закрепление изученного (части речи)
Цели:
обобщение знаний учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); развитие сообразительности, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитание чувства взаимовыручки.
Задачи:
Образовательные:
Обучать грамотному, каллиграфическому письму.
Совершенствовать умение распознавать части речи через природные явления и признаки весны.
Совершенствовать орфографическую зоркость, умение «видеть» орфограммы.
Развивающие:
Продолжать развивать устную речь учащихся.
Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.
Продолжать работать по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля.
Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
Развивать памяти, воображения, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Воспитывать чувство взаимопомощи , взаимовыручки, ответственности за свои действия.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Средства обучения – таблицы, индивидуальные карточки, учебная доска, магнитофон.
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
- Организационный момент.
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать!
– Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись, глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем урок!
- Актуализация знаний.
– Ребята, к нам на урок пришла незнакомка. Своё имя она зашифровала в этой загадке. Вы уберите все глухие непарные согласные и узнаете тогда главную героиню нашего урока.
В Ч Е Щ С Н Х А
– Вот наша красавица Весна! Смотрите, возле нее стоит красивая корзинка, но она пустая..Чего не хватает в этой корзинке, как вы думаете? Соберем букет?
– сегодня на уроке мы поговорим о весне-красне, о первых весенних цветах. А помогут нам в этом наши друзья помощники ЧАСТИ РЕЧИ.
Чистописание.
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме.
Записываем: 11 апреля. Классная работа.
– Традиционно наш урок продолжит конкурс «Король письма»
Запишите предложение о весне.
Весеннее солнышко пригрело землю.
– Объясните написание орфограмм. Разберите по членам предложение. Укажите части речи.
– Как узнать, какой части речи являются слово? (Надо поставить к нему вопрос и определить, что означает это слово).
Разберите слова как части речи.
1 вариант – землю, 2 вариант - весеннее.
- Формирование темы урока. Целепологание.
Работа с карточками. Работа в парах.
– что мы знаем о частях речи?
– А об имени существительном?
– А что вы знаете об имени прилагательном?
– Ребята, у вас на партах карточки с различными вариантами вопросов, на которой вы, посовещавшись в паре, дадите мне ответ. Понятно?
№ 1.
Восстанови цепочку.
Имя существительное Что сделать? Что делать? Предмет
Имя прилагательное Кто? Что? Признак предмета
Глагол какой? Действие предмета
№ 2.
Соедини падежи с падежными вопросами.
И.п о ком? О чем?
Р.п кому? чему?
Д.п кто? что?
В.п кем? чем?
Т.п кого? чего?
П.п кого? что?
№ 3.
Продолжи предложение.
Начальная форма имени существительного – это _____________________
№ 4
Продолжи предложение.
Начальная форма имени прилагательного – это _______________________
– Слушаем ваши ответы.
– А теперь скажите, о чем мы поведем речь на сегодняшнем уроке, попробуйте сформулировать тему урока. (повторение изученного по частям речи)
– Какова наша цель урока? Чему бы вы хотели научиться? (узнать как можно больше о существительном, прилагательном. И грамотно писать)
– Молодцы. Вот и получаем с вами первый наш весенний цветок.
- Работа по теме урока.
– Ребята, весна для вас оставила загадки, давайте попробуем их отгадать.
Запишите отгадки в тетрадях.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (Весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- заглянул нам месяц …(Март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришел …(апрель)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
– Молодцы! Очень хорошо умеете отгадывать загадки.
– посмотрите, ребята, на эти слова и скажите, что их всех объединяет? (это все имена существительные, неодушевленные, все стоят в единственном числе и в именительном падеже)
– Умницы! Вот и еще один цветок для нашего букетика заработали.
- Физминутка
А сейчас, ребята, отдохнем и поиграем. Встали, вышли из-за парт.
Если я буду называть глагол – приседаете, если имя существительное – встаете,
Если имя прилагательное – показываете руками волну.
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Распускаются листья. Травка зеленеет. Погода теплая.
О чем говорится в этих предложениях? (о весне)
Какие признаки весны были перечислены?
- Словарно-орфографическая работа.
– Ребята, а сейчас приготовьтесь, закройте глаза и представьте, что мы вместе с Весной в мае месяца идем по лесу, слегка подвернутой зеленой дымкой, а вот вдали показалось белое пятно, словно снежное покрывало! Открываем глаза, что за это покрывало в мае?! (ландыши)
– Посмотрите какие они красивые, а под ними задание от Весны:
З..мли, выгл..нули, из-под, тр..винки, первые, з..леныке, ро..кие.
– Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Вставить пропущенные буквы из слов составить предложение).
Из-под земли выглянули первые зеленые робкие травинки.
У доски работает один ученик. В предложении подчеркнуть грамматическую основу, над прилагательными указать род, число, падеж.
– Справились заданием. А мы будем срывать ландыши? (Нет. Почему?)
– А какие еще весной распускаются цветы? (подснежники, одуванчики).
Еще один цветочек появился в нашем весеннем букете.
- Самостоятельная работа по карточкам.
– Ребята, вот мы с вами все повторили, сделали столько заданий, все ли вам было понятно? А чтобы мне убедиться, хорошо ли вы усвоили материал вы напишите самостоятельную работу. Карточку подпишите и выполняйте все, что там указано.
1 вариант.
Озаглавь текст. Укажи часть речи каждым словом. Выделенное слово разбери по составу.
Наступила ранняя весна. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет пушистыми почками. С березки течет сладкий сок. Лучи солнышка осветили лес теплым светом.
2 вариант.
Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Выделенное слово разбери по составу.
Проходят х..лодные ненас..ные дни. Наступает в..сна. солнце вес..ло светит. Поют птицы. Радос..но журчат руч..и. Прил..тели веселые грачи. Из з..мли п..казалась тра..ка.
После того как вы закончите работу, карточку положите на край парт. После звонка я их у вас соберу.
И – За вашу самостоятельную работу мы прибавляем еще один цветочек в наш весенний букет! Всего у нас получился букет из 5 прекрасных весенних цветов для весны. Красивый букет? Каждый цветок в этом букете символизирует ваши определенные знания. Вы наверно заметили, что на уроке у нас, кроме красавицы Весны присутствуют и наши уважаемые гости. Поприветствуем их. И от вашего имени я предлагаю подарить эту корзинку гостям. Пусть и в ваших сердцах всегда цветут весна!
- Итог урока.
Игра «Что лишнее». Определи части речи.
- Береза, пчела, легкий, машина.
- Зеленая, сочная, свежая, растет.
- Думает, читает, ученик, знает.
– Помог ли наш урок в достижении ваших целей?
– Что мы с вами должны помнить, бывая на природе?
- Рефлексия.
И – Ребята, закончите любое из предложений:
На этом уроке ….
- Я все понял.
- Было интересно.
- Было скучно.
- Запомню на долго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном
Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...
Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)
План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....
Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"
17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...