Изложение.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Калита Людмила Павловна

Цели:

-формировать умение  передавать  содержание текста по вопросам, расширять словарный запас учащихся,

-развивать речь учащихся, орфографическую зоркость,

-воспитывать любовь  к природе, сострадание, чувство ответственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vo_2_klasse_izlozhenie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок во 2 классе

Изложение. Птицы говорят спасибо.

Цели:

-формировать умение  передавать  содержание текста по вопросам, расширять словарный запас учащихся,

-развивать речь учащихся, орфографическую зоркость,

-воспитывать любовь  к природе, сострадание, чувство ответственности.

Ход урока.

1.Подготовительная беседа.

-Ребята, закройте глаза и послушайте. (запись щебета птиц)

-Что вы сейчас представили?

-В какое время года можно услышать весёлый птичий гомон?

-а какое сегодня число? (1 декабря)

-В народе говорят «Декабрь на всю зиму землю студит»

-Что происходит с природой в декабре?

-Сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

-Как тихо в зимнем парке, неужели все улетели на юг? (нет)

-А какие остались? (дятлы, воробьи, сороки, галки, оляпки, синицы )

-Этих птиц называю осёдлыми, а какие перелётные птицы гостят у нас зимой? (снегири)

-Как привлечь их на нашу полянку? (повесить кормушки)

-В прошлом году мы с вами приняли активное участие в изготовления кормушек.

(я изготовил кормушку из веток берёзы, повесил её на дерево у окна, каждый день подсыпал туда корм, птицы полюбили мою кормушку. А мне было очень приятно встречать гостей)

(мы сделали кормушку из коробки из под молока и повесили её на школьном дворе, птицы прилетали на неё целыми стайками. Было интересно наблюдать за ними)

-Я поняла, что вам интересна эта тема, и сегодня на уроке развития речи мы будем писать изложение про птиц, которые не покинули нас зимой.

-Что такое изложение? (письменный пересказ авторского текста)

-Будьте внимательны, активны на уроке  и вам будет легко изложить текст без ошибок.

-Представляю вашему вниманию отрывок из рассказа Людмилы Воронковой.

2. Знакомство с текстом.

Стоял тихий снежный денёк. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости сразу прилетели. Тут были воробьи, синицы, снегири в красных рубашках. Птицы клевали корм. Потом они  громко о чём-то щебетали. Наверное, говорили  Тане спасибо.

3. Проверка восприятия.

-Какое доброе дело сделала Таня?

-Что можно сказать об этой девочке?

-Кто бы из вас хотел иметь такого друга? (если человек  так заботится о птицах, он не оставит в беде и человека).

-определите тему текста, но прежде скажите, что такое тема.

(тема- это то, о чём говорится в тексте)(текст о том, как Таня заботится о птицах)

-какова главная мысль текста? (птицы благодарны  за помощь)

4.Подбор названия 

-давайте подберём название.

1. снежный денёк

2. птичья кормушка

3. птицы говорят спасибо.

-докажи свой выбор (последнее название наиболее точно отражает основную мысль текста)

-ваше мнение совпало с авторским.

5. Деление текста на части.

- определите  тип текста

Т-повеств, описание, рассуждение? (повествование- можно задать вопрос- что произошло)

-сколько событий в тексте? На какие части можно разделить?

(работа в группах, у детей в руках ножницы, они разрезают текст на 3 части)

-проверка, выбор наиболее верного решения, составление плана.

-прочитайте первую часть, какова главная мысль, озаглавьте.

1. положила корм

2.прилетели гости

3. птицы говорят спасибо

6. составление опорных вопросов.(к каждому вопросу на экран выходит  мнемокартинка)

-Сколько предложений в тексте? (7)

-что называется  предложением? (мнемозарядка)

1.Какой стоял денёк? (тихий, снежный)

-что значит снежный?

-почему его называют тихим?

2. Куда Таня положила корм? (в птичью кормушку)

 - подберите синоним к слову кормушка (птичья столовая)

3. Когда прилетели гости? (сразу)

-кем были гости? (птицами)

-как догадались?

-почему они прилетели сразу? (наверное, были голодные)

-когда ночная температура упадет до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела им нужен корм.

4.Кто был у кормушки? (синицы, воробьи, снегири)

-ребята, а вы знаете что по воробьям можно определить температуру  воздуха. выгляньте утром в окно, если вы увидите что воробьи гладенькие, то на улице тепло. А если взъерошенные, то береги уши и нос.

-что говорится про снегирей? (в красных рубашках)

-как называется этот приём? (олицетворение)

-для его использует автор? (для красоты речи)

5.Что делали птицы? (клевали корм)

-какой корм любят птицы?

- (Синицы любят пшено, семечки, сало, а вот белый хлеб, сухарики  для них вредны) 

 6. О чём громко щебетали птицы? (о чём-то)

-представьте, что вы узнали птичий язык… прислушайтесь, что вы слышите?!

7. Что они говорили Тане? (спасибо)

-почему автор использует слово наверное? (он не знает точно)

-как на письме выделяют это слово? (запятой)

-подберите к нему синоним (может быть, возможно)

-подберите антоним (конечно, непременно. точно)

7. Работа в парах.

Давайте по вопросам и таблице составим текст. Прежде чем кто-то перескажет для всех, перескажите друг другу.

8. Физминутка.

Снег посыпался зимой,  дует ветер ледяной.

Вот бедняжка воробей ищет место потеплей.

Там на ветке под окном клювик прячет под крылом.

Вот сидит снегирь малютка, ярко- красненькая грудка.

Он головкой мне кивает, он мне хвостиком махает.

9. Словарно-орфографическая подготовка

 На нашем школьном дворе пока мало птичьих кормушек и пока мы отдыхали, птицы склевали буквы из слов, нам нужно их восстановить. Докажите!

Ст..ял тихий снежный д..нёк. Таня п..л..ж..ла корм в птич..ю к..рму..ку. Гости сразу прил..тели. Тут были во..р..б..и, с..ницы, сн..г..ри в красных руба..ках. Птицы кл..вали корм. Потом ..ни  громко о чём-то щ..б..тали. Наверное, г..в..рили  ..ане сп..сибо.

11. Написание изложения.

Наша работа по подготовке подошла к концу, и сейчас мы переходим к самостоятельной работе. Я всем желаю успеха и думаю, что мне легко будет проверять ваши тетради, потому что будите писать аккуратно!

-самостоятельная работа.

12. Чтение 1-2 работ

13. Рефлексия.

Вы хорошо сумели пересказать текст. Я думаю, это потому, что эта тема задела струну в сердце каждого. Мне кажется, что теперь вы обновите кормушки для птиц и повесите их у окна. Птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями.  

-Закончить наш сегодняшний урок мне бы хотелось словами Александра Яшина (сопровождается слайдами) 

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для творческих работ для изложений.

 Капокова Альмира НабиуллаевнаУчитель начальных классовКазахстан, г. СемейПервая категория  Пояснительная записка.В своей работе над изложениями и сочинениями я использую печатные тетради, которые дел...

Система подготовительной работы над изложением

Формирование письменной речи являетсяодним из важных компонентов общего развития ребенка. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. В системе упражнений, служащих развитию пис...

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...