Конспект урока русского языка на тему: «Орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема: «Орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу).
Учитель – Романова М.Н.
Цели урока:
Образовательные: учить детей находить орфограммы, формулировать доказательство наличия орфограммы в слове, работать с таблицей, словарем.
Воспитательные: воспитание интереса к родному языку, к слову.
Развивающие: развитие наблюдательности, внимания.
Формирование УУД
Личностные: проявление интереса к родному языку.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: осознание своей роли в общей работе, распределение функций и ролей в процессе выполнения задания в паре.
Регулятивные: планирование последовательности действий при выполнении заданий, поиск вариантов решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу).
Учитель – Романова М.Н.
Цели урока:
Образовательные: учить детей находить орфограммы, формулировать доказательство наличия орфограммы в слове, работать с таблицей, словарем.
Воспитательные: воспитание интереса к родному языку, к слову.
Развивающие: развитие наблюдательности, внимания.
Формирование УУД
Личностные: проявление интереса к родному языку.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: осознание своей роли в общей работе, распределение функций и ролей в процессе выполнения задания в паре.
Регулятивные: планирование последовательности действий при выполнении заданий, поиск вариантов решения.
Ход урока.
- Сегодня мы будем работать по новом учебнику русского языка, который появился недавно.
Пётр Петру пёк пироги.
Докажите друг другу, что подчёркнутые написания являются орфограммами, а выделенные буквы — не являются. Рассуждайте по образцу.
Образец: П в слове Пётр является орфограммой, так как есть выбор
букв: П или п. Ё в слове Пётр не является орфограммой, так как здесь
нет выбора букв. Спишите скороговорку и подчеркните орфограммы.
- А что же такое орфограмма?
-Орфограмма – это написание, которое нужно правильно выбрать из нескольких возможных.
- Прочитайте название урока и скажите, с какой орфограммой сегодня будем работать.
- « Буквы и, а, у после шипящих».
- Прочитайте задание 104. Что нам нужно будет сделать? Какие слова помогут составить план действий?
– Прочитай. Выпиши. Подбери и запиши.
Давайте прочтем сведения из учебника. Какую часть сведений можно считать правилом? Почему?
-Ту, в которой говорится о том, что написание сочетаний нужно запомнить. Это можно считать правилом, т.к. помогает нам сделать правильный выбор в написании.
- Докажите, что данных сочетаниях есть орфограммы.
- В данных сочетаниях есть орфограммы, т.к. если в сочетаниях ча-ща вместо а написать я, то произношение и смысл не изменятся. В сочетаниях чу-щу место написать ю, то значение и произношение не изменятся. В сочетаниях жи-ши место и написать ы, то произношение и значение слов не изменятся. Т.е. появляется выбор.
- Почему буква и не обозначает мягкость шипящих звуков в этих сочетаниях? а буквы у и а не обозначают твердость согласных звуков?
-Буква и не обозначает мягкость, т.к. в сочетаниях ши-жи звуки [ш], [ж] – непарные твердые. А буквы у и а не обозначают твердость, т.к. [ч‘][щ‘] – непарные мягкие.
- Подберите примеры слов на это правило.
- А что такое дружина? Давайте обратимся к словарю
- А теперь мы попробуем распознать эти орфограммы в словах. Поучимся доказывать наличие или отсутствие орфограммы в слове.
- Работа будет проводиться в парах. Каждый из вас, по очереди, проговорит друг другу где он обнаружил орфограмму. Почему он так думает. Далее, мы проверим как вы справились с заданием.
- Итак, в каких словах вы нашли орфограмму? Докажите свой выбор.
- В слове «кувшинка» есть выбор после согласной буквы ш (и или ы), значит это орфограмма.
- Какие слова были для вас незнакомы?
- Чуб и щуплый
- Где мы можем посмотреть значение незнакомых слов?
- В толковом словаре
- Составьте предложения с этими словами.
- Доказывать наличие ли отсутствие орфограммы мы попробовали, а теперь послушаем как звучат наши орфограммы. Какие звуки нужно слышать, чтобы понимать какую букву необходимо писать?
- Выполним упражнение 106. Какие шипящие согласные звуки мы слышим в каждом слове? Какие буквы их обозначают?
- В слове «шишка» мы слышим твердый согласный звук ш, обозначаем буквой ш. В слове «чайник» - звук [ч’], обозначаем буквой ч. В слове щука – звук [щ’], обозначаем буквой щ. В слове ежи – звук [ж], обозначаем буквой ж.
- Как все эти согласные звуки называются?
- Шипящие
- Гласные звуки также важны для понимания. Важно слышать какой гласный звук присутствует в слове. Устно выполним задание 107 и проверим ваши ушки. Прочитайте слова вслух. Произнесите в каждом из слов гласную букву, которая выделена, которая выделена. Какой звук она обозначает?
- Кувшин – звук [ы], чулки – звук [у], гаражи – звук [ы], свеча – звук [а], щучий – звук [],пуща – звук [а].
- Какие гласные звуки мы услышали?
- Звуки [ы], [а], [у].
-Давайте посмотрим таблицу в упражнении 108. В ней представлены признаки орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих». Эта таблица поможет нам легко находить орфограммы, а также окажет помощь в выборе.
- Какие согласные шипящие звуки нам нужно слышать?
- Звуки [ч’], [щ’], [ж].
- Какие гласные после шипящих нам нужно слышать?
- Звуки [ы], [а], [у].
- Какие сочетания мы будем видеть, чтобы определить орфограмму?
-- Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Попробуем использовать данную таблицу для нахождения орфограмм. Выполним упражнение 109. Что требуется выполнить?
- Прочитать. Выписать слова с орфограммой. Обозначить ее. Доказать, используя таблицу.
- Начнем вместе, а дальше вы продолжите дома.
- Чужой: слышу согласный шипящий звук [ч’]. После него слышу гласный звук [у]. Вижу сочетание чу. Значит, есть орфограмма.
- Желток: слышу согласный шипящий звук [ж]. После него слышу гласный звук [э]. Вижу сочетание же. Это не орфограмма.
- Дома попробуйте доделать это упражнение, объясняя каждое слово с помощью таблицы. Помните, что в задании есть ловушки.
- Подведем итоги. С какой орфограммой познакомились? Как она называется?
- « Буквы и, а, у после шипящих».
- Как ее можно обнаружить?
- С помощью таблицы
-Какие буквы нужно писать в данных сочетаниях?
- Буквы и, а, у.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен существительны...
Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс
Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс (Перспективная начальная школа)
«Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.
На уроках русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе, важную роль играет системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания ...
Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...