Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
учебно-методическое пособие по русскому языку

Шахаева Сауле Гарифулловна

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

 Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Методика проведения зрительных диктантов такова.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zritelnye_diktanty_po_metodike_i.t.fedorenko.zip2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

      Считаю, что такую работу можно проводить в любом классе начальной школы.

     Методика проведения диктантов такова.

     Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность предложений в следующем: если первое предложение содержит всего по два слова – 8 букв, то последнее предложение 18-го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две букве. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. 8-9 слов.

      Раньше наборы предложений записывались на доске и закрывались листом бумаги. Потом лист сдвигался вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (как указано в таблице) читали про себя, стараясь запомнить первое предложение. По истечении времени предложение стиралось, и ученики записывали его в тетрадях. Но в век информатизации и компьютеризации, когда у учителей появилась возможность использовать на уроке компьютерные технологии, удобнее показывать такие наборы через мультимедийный проектор. По щелчку меняются слайды и предложения появляются на слайде и исчезают. Таким образом, детям даётся время для написания предложений. На всю работу уходит примерно от 3 до 7 минут времени урока, но это того стоит. Если ученики допустили большое количество ошибок в диктанте, то написание диктанта повторяется до тех пор, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

     Зрительные диктанты должны проводиться ежедневно. Если проводить их эпизодически, то работа будет бесполезной и целей не достигнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографическо...

«Применение зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко»

«Использование зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, формированию орфографической зоркости». Шаблон презентации м...

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зорк...

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко

Методика проведения зрительных диктантов....

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко...

Использование мультимедийных презентаций зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко на уроках якутского языка

Использование мультимедийных презентаций зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко на уроках якутского языка ...

Зрительный диктант по методике И.Т. Федоренко

презентация о методике зрительного диктанта И.Т. Федоренко  и сами диктанты, их плюсы и минусы...