Использование мультимедийных презентаций зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко на уроках якутского языка
методическая разработка
Использование мультимедийных презентаций зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко на уроках якутского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_multimediynyh_prezentatsiy_.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мультимедийных презентаций зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко на уроках якутского языка
Актуальность темы обусловлено тем, что в настоящее время, дети мало читают, в результате у многих не сформирована орфографическая зоркость. Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского, якутского языков в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. От того насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Таким образом, поиск эффективных способов развития орфографической зоркости является одним из основных задач учителя начальной школы. Исходя из актуальности, мы выбрали тему методической работы «Использование мультимедийных презентаций зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко на уроках якутского языка».
Целью работы является разработка мультимедийных презентаций зрительных диктантов по якутскому языку в 3 классе.
Задачи:
- Ознакомиться с теорией формирования орфографической зоркости у младших школьников;
- Изучить методику И. Т Федоренко;
- Разработать зрительные тексты диктантов по якутскому языку в 3 классе на основе мультимедийных презентаций.
Орфограмма - (от греческого opthos – правильный и gramma – буква) правильное написание, которое нужно выбрать из ряда возможных. Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим.
Развитие орфографической зоркости – это один из приёмов повышения грамотности. Учебники русского языка, якутского языка для начальных классов учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами. Ученику остаётся лишь решить поставленную перед ним задачу, и он успешно с этим справляется. Такая форма работы становится механической. А при написании диктанта учащиеся допускают ошибки по той причине, что не находят место в слове, где нужно применить правило. Отсюда в диктантах, творческих работах и изложениях у учеников встречается немалое количество ошибок. Вот почему одной из важнейших причин низкой грамотности учащихся является их неумение «видеть» орфограммы.
Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. По мнению Львова М.Р. «эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Таким образом, умение обнаруживать и умение распознавать орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий.
Одним из эффективных приемов мы считаем зрительные диктанты по методике Федоренко. Данная методика известна давно. Диктанты развивают зрительную и оперативную память, внимание, способствуют формированию навыка беглого смыслового чтения и формированию орфографической зоркости.
Изучив методику И. Т. Федоренко, мы решили разработать зрительные диктанты по якутскому языку для обучающихся 3 -х классов на мультимедийной презентации. Количество диктантов рассчитано на 1 учебный год. Каждый набор следует давать до тех пор, пока большинство учащихся не будет писать без ошибок. Диктанты следует проводить на каждом уроке. Использовали тексты из сборников Алексеева М.Т. «Хонтуруолунай ааҕыы текстэрэ., Капитонова И.Н. «Дьыктаан уонна аахпыттан суруйуу хомуурунньуга», Семенова А.А. «Алын кылаастарга диктант, изложение хомуурунньуга».
В мультимедийной презентации 18 наборов диктантов. В каждом наборе по 6 предложений. На 1-й странице номера диктантов, щелкнув мышью на номер попадаете на определенный набор. Перед диктантом идёт словарная работа: дети читают появившееся на экране слово, смотрят картину и слушают объяснение значения трудного слова. После словарной работы появляются 6 звёздочек с номерами. Щелкнув мышью по очереди открываете предложения. Каждое предложение через определенное время (в зависимости от сложности) исчезает. После чтения предложения ребята пишут его по памяти.
Зрительные диктанты оформлены в мультимедийной презентации и имеют такое красочное, интересное содержание.
Пример 1. Словарная работа состоит из предложений, связанных по смыслу.
Мэкчиргэ - сүнньүнэн кыра кэрбээччилэринэн аһылыктанар, төбөтүн босхо кэриэтэ кэбэҕэстик эргичиҥнэтэринэн биллэр түүн сырыылаах, тыҥырахтаах көтөр.
Пример 2. Состоит из одного предложения.
Көтөҕө – тиит мутукчата хагдарыйан тохтубута.
Предлагаем также тексты нескольких диктантов для примера с количеством слов и определенным временем работы с данным текстом. Мы разработали 18 вариантов диктантов по якутскому языку в 3 классах. Диктанты постепенно усложняются. Тексты даются в таких методических рекомендациях.
Диктант 1
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Уу чуумпу. | 8 | 4 |
2 | Саша ааҕар. | 9 | 4 |
3 | Түүн хараҥа. | 10 | 5 |
4 | Күһүн буолла. | 10 | 5 |
5 | Ойуур көстөр. | 11 | 5 |
6 | Айылҕа иһийдэ. | 12 | 5 |
Диктант 9
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Тураах ыраах көтөн хаалла. | 22 | 7 |
2 | Тыа күөх солкоҕо сууланар. | 22 | 7 |
3 | Хара былыт халыйан таҕыста. | 23 | 7 |
4 | Туллук киһиттэн куттаммат. | 23 | 7 |
5 | Эдик үһүс кылааска үөрэнэр. | 23 | 7 |
6 | Чараҥҥа дьэдьэн сыта дыргыйар. | 24 | 7 |
Диктант 10
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Күн сиригэр саамай күндү - ийэ. | 24 | 5 |
2 | Чараҥҥа сөрүүн тыал илгийэр. | 24 | 5 |
3 | Ньирэйдэр сыһыыга сырсаллар. | 24 | 5 |
4 | Кыргыттар дьэдьэннии бардылар. | 25 | 5 |
5 | Салама – дьолу, уйгуну тардар быа. | 25 | 5 |
6 | Тоноҕоччулар бултуу таҕыстылар. | 28 | 5 |
Диктант 14
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Хараҥаҕа табалар көстүбэт буолаллар. | 32 | 4 |
2 | Оскуола таһыгар сибэкки олордубуппут. | 33 | 4 |
3 | Кэтэһиилээх бырааһынньык тиийэн кэллэ. | 33 | 4 |
4 | Ыһыах – саха саамай улахан бырааһынньыга. | 33 | 4 |
5 | Күн сардаҥалара ойуур кэтэҕэр састылар. | 34 | 4 |
6 | Эһэ тыа кыылларыттан саамай адьырҕалара. | 34 | 4 |
Данные мультимедийные презентации зрительных диктантов повышают интерес к изучению родного (якутского) языка, формируют орфографическую зоркость повышают уровень осознанного чтения у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко
Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографическо...
«Применение зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко»
«Использование зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, формированию орфографической зоркости». Шаблон презентации м...
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зорк...
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
Методика проведения зрительных диктантов....
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зорк...
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко...
Зрительный диктант по методике И.Т. Федоренко
презентация о методике зрительного диктанта И.Т. Федоренко и сами диктанты, их плюсы и минусы...