Три склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.59 КБ |
![]() | 11.71 КБ |
![]() | 301.4 КБ |
![]() | 43.14 КБ |
![]() | 13.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Дата: 29.11.2019 г.
Тема: Три склонения имён существительных
Класс: 4
Учитель: Хохлова Е.В.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1-го склонения.
Задачи:
Образовательная: ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения; научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающая: формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности; развитие речи, умения слушать; развитие внимания и орфографической зоркости; развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил; развитие интереса к предмету.
Воспитывающая: воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в группах, в парах; воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: создание условий для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений; формирование умения определять склонение имён существительных в начальной форме.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе; формулировать собственное мнение.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Средства обучения: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, ИКТ-презентация, тетрадь.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
(Имя существительное.)
И сегодня на уроке мы продолжим работать с этой частью речи.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2. Актуализация знаний
Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
3. Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте предложение.
Бабушка рассказала мне о сестр.. и дочер.. .
-Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и дочери)
-Каким членом предложения они являются? (Второстепенным членом предложения)
-Какой частью речи они выражены? (Это имена существительные)
-Определите их род и падеж. (Женский род, предложный падеж)
-Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные?
(Учитель дописывает окончания)
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери .
-Что вы заметили? (Окончания разные)
-Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имён существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание)
-Прочитайте название темы на стр.89 учебника.
-Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменяется по падежам и числам)
-Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных)
4. Работа по теме урока
(Работа в парах) Просклоняйте письменно по парам слова из упр. 153:
1 пара – лиса, сестра, папа
2 пара – гнездо, стол, окно
3 и 4 пара – степь, рожь, глушь
-Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? (Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)
-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
-Сколько групп склонений в русском языке? (Три)
-Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)
-Выполните упр. 154.
-Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком числе употреблены? (Это существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в единственном числе)
-Обратите внимание на то, что окончание -а пишется в словах после твёрдых согласных, а окончание -я – после мягких согласных.
-Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали? (Это имена существительные 1-го склонения)
5. Закрепление изученного материала
-Выполните упр.155 по учебнику
-Прочитайте сведения о языке.
-Откройте словари и запишите два новых словарных слова.
-Выполните упр. 157. Один ученик у доски.
-Запишите пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1-го склонения.
Быль-сказка, вред-польза, война-мир, грязь-чистота, работа-отдых, родина-чужбина, тишина-шум, тоска-веселье, нищета-богатство, молодость-старость.
6. Рефлексия
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что вызвало затруднение?
-Оцените свою работу на уроке смайликами.
Д/з стр. 90 правило, упр.156
Предварительный просмотр:
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай, (за)ползли в щели стен и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных п..лянках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка Всё, что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? Верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Бабушка рассказала мне о сестр .. и дочер .. .
Бабушка рассказала мне о сестр е и дочер и .
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Задачи урока: узнать, что такое склонение имён существительных какие бывают группы склонений, как их отличить научиться определять склонение имён существительных
1 пара – лиса, сестра, папа 2 пара – гнездо, стол, окно 3 пара – степь, рожь, глушь
РЕФЛЕКСИЯ -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что вызвало затруднение? -Оцените свою работу на уроке смайликами.
Домашнее задание: стр. 90 правило, упр. 156
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
И.п. | Лиса, сестра, папа | Гнездо, стол, окно | Степь, рожь, глушь |
Р.п. | Лисы, сестры, папы | Гнезда, стола, окна | Степи, ржи, глуши |
Д.п. | Лисе, сестре, папе | Гнезду, столу, окну | Степи, ржи, глуши |
В.п. | Лису, сестру, папу | Гнездо, стол, окно | Степь, рожь, глушь |
Т.п. | Лисой, сестрой, папой | Гнездом, столом, окном | Степью, рожью, глушью |
П.п. | О лисе, о сестре, о папе | О гнезде, о столе, об окне | О степи, о ржи, о глуши |
1 пара | 2 пара | 3 пара |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...