Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Цели речевых разминок:
- Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
- Привитие интереса к русскому языку.
Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.
Формы работы:
-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);
- работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);
- домашние заготовки детей.
Вид деятельности:
Работа в паре, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_razminki_na_urokah_russkogo_yazyka_2.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе»
Выполнила:
Мирская Марина Станиславовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 62 Центрального района г.Воронеж
Цели речевых разминок:
- Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
- Привитие интереса к русскому языку.
Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.
Формы работы:
-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);
- работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);
- домашние заготовки детей.
Вид деятельности:
Работа в паре, работа в группах.
I. Домашние заготовки.
Задание мини – группе (паре).
Найти в художественной литературе (из списка данных книг) фразеологизм и определить его значение.
- М.Горький “Аника - воин”
Поиск по 3 “веткам”
1 “ветка” (“посмотрю в историческом словаре”)- герой друг русского эпоса, который хвастался своей храбростью
2 “ветка”(“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.
3 “ветка”- (“Постараюсь исходя из собственных знаний”)
Ника – “победа”
“а” – отрицательная частица (Перевод греч. яз.)
Вывод: “Аника” – “Непобеда”, а только хвастун – драчун.
- С.Михалков. “Глуп как пробка”.
1 “ветка” (“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.
2 “ветка” (“Посмотрю в лексических словарях”) – данных нет.
3 “ветка” (“Собственные знания”):
Это затычка для закупорки (железные, пластмассовые, деревянные).
4 “ветка” (“Исторические справки”):
Раньше деревянные пробки делали из пробкового дерева – дуба. Если постучать по коре, то не услышишь никакого отзвука.
Вывод: “Трудно получить ответ от глупого человека, как трудно услышать звук, постучав по пробковому дубу”.
Этапы работы модели «Домашняя заготовка».
- Создание группы.
- Формулировка проблемы.
- План исследования (3-4 «ветки»).
- Собственно исследование. Соотнесение результатов.
- Рефлексия.
II. Речевая палитра.
Это задание на уроке по развитию речи, связанная со словами – красками (отсюда – “палитра”). Как художник красками может передать и звуки, и запахи, и настроение, так и писатель может создать красоту своих творений с помощью слов.
1. Найди лишнее слово в синонимическом ряду: “красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный”.
2. Распредели от светлого к тёмному: “Апельсиновый, рыжий, абрикосовый, медный”.
Фрагмент урока – речевая разминка “Речевая палитра”.
- Дети угадывают по описанию слово – палитру.
“Это одна из самых тёплых красок. Ощущение света, добра, тепла, и защищённости, радости и нежности” (Жёлтая краска).
2.За 2 минуты записывают синонимы жёлтого цвета (индивидуально или в парах).
Ответы: Жёлтый
Желтоватый
Соломенный ← солома
Яичный ← желток
Лимонный ← лимон
Песочный ← песок
Медовый ← мёд
Золотой ← золото
Янтарный ← янтарь
Учитель открывает доску, где уже указаны предполагаемые ответы.
3.Обсуждение.
- С помощью каких слов (имён существительных) вы подобрали синонимичные краски?
4.Задание по группам (по 4 человека).
Вставить пропущенный синоним слову “жёлтый”:
1карточка |
- Загадка
“Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, 2 скорлупки!” (цыплёнок)
2.Вставьте прилагательное – синоним слову “жёлтый” в предложение.
“… цыплёнок поёт песенку”. (золотой)
2карточка |
- Вставьте синоним слову “жёлтый” в предложение:
“… мёд перелили в баночку. Он был искристый, …, переливался на солнце” (янтарный)
- Докажите свой выбор.
3карточка |
- Загадка: “Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички” (ромашка)
- Дополните предложение: “В серединке цветка застыла … капелька” (лимонная)
4карточка |
- Загадка: “Он и жёлтый, и сыпучий. Во дворе насыпал кучей. Если хочешь, можешь брать и играть, играть, играть”(песок)
- Дополните предложение: “Мама купила красивые, потрясающе теплого … цвета обои”.
Как продолжение этих речевых разминок – метод обучения проблемного изложения: переход прилагательного – цвет “краски” в прилагательное качественного характера, изучение понятий “метафора”, “трон”.
Этапы работы модели «Речевая палитра».
- Создание группы.
- Формулировка задания.
- План работы («ориентир»).
- Поиск ответов.
- Доказательство («защита»).
- Рефлексия.
III. Речевая разминка “Редактура”.
Задача разминки: представить текст в исправленном виде.
Упражнения:
- Найди в тексте повторяющуюся мысль.
- Замени повторяющееся слово синонимами.
- Убери слова – паразиты (например: «Ты, конкретно, ничего не понимаешь!», «Мост как бы похож на коромысло»).
- Найди плеоназмы (например: «В магазине нас порадовал прейскурант цен», «Он был настоящим патриотом Родины!»).
- Замени построение слова.
- Исправь форму глагола.
- Подбери подходящее определение.
IV. Речевая разминка “Бумеранг”.
- Участвуют все дети по группам (I, II, III ряды).
- I ряд: подготовка дома от 5 до 10 слов любой части речи (в зависимости от изучаемой темы по заданию учителя) с последующей проверкой до урока.
- II ряд: к заданному 1 группой списку слов в течении определённого времени записать ряд синонимов.
- III ряд: к заданному 1-й группой списку слов в течение того же времени записать ряд антонимов.
- По прошествии 3 – 5 минут происходит “словесный бой”, где дети I ряда обязательно объявляют свои варианты ответов (синонимы и антонимы) – “бумеранг”.
- Учитель подводит итог, где указывает наиболее удачные варианты.
- Вариант “Речевой разминки”: использование наибольшего текста для определения контекстуальных синонимов (для установления связи предложений).
- Например:
- а) “труженица, хлопотунья – трудолюбивая женщина” и “труженица, хлопотунья - пчёлка”. (из одноимённого рассказа).
- б) “малыши, озорники, шалуны - дети” и “малыши, озорники, шалуны - медвежата”. (из одноименного рассказа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Короткие стишки для речевой разминки на уроках английского языка в начальных классах
Презентация, где представлен небольшой подбор коротких стихотворений на английском языке, позволяющий разнообразить речевую разминку на уроках в начальной школе....
Речевые разминки к уроку русского языка
Материал предназначен для уроков русского языка...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка в начальной школе"
Вашему внимаю предлагается несколько видов лингвистических разминок на уроках русского языка в 1-4 классах. Думаю, что информация будет интересна не только учителям начальных классов, но и заинтересуе...
Специфика обучения различным видам речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков . В психолого-педагогических исследованиях доказано, чт...
Речевая разминка на уроках английского языка в начальной школе
Речевая разминка, которую учитель проводит в начале занятия является очень важным этапом урока. В этот момент учитель настраивает ребят на общение на иностранном языке...
Речевые разминки на уроках литературного чтения в начальной школе (Дикционные упражнения: скороговорки и чистоговорки)
Дикционные упражнения — для отработки чёткого произношения в соответствии с заданным темпом. В данной подборке собрано 8 скороговорок и 4 чистоговорки, которые возможно использовать на уроках ли...