Урок "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Маслийчук Наталья Анатольевна

Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова».

Предмет: русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10.10.docx11.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова».

Предмет: русский язык

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова»

Сценарий урока

Организация начала урока.

 

Актуализация знаний

1.Минутка чистописания.

2.Словарная работа

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Вставьте пропущенные буквы.

п.льто  п.беда  п.года  п.кет  пут.шествие

1 вариант. Записать слова с безударной гласной о

2 вариант. Записать слова с безударной гласной а

Выделите орфограмму.

-Почему осталось слово путешествие? («ловушка»)

-Найдите общее в словах .

 1Все имена сущ-е.

-В каждом слове есть непроверяемая безударная.

-Второй слог ударный.

-Первый звук одинаковый.

 Для минутки чистописания пропишите букву а с буквой, которая есть в слове-«ловушке». Эта буква обозначает согласный звук, твёрдый непарный, глухой парный. аш  ша  аша  шаш -

Обратимся к слову путешествие. Определите его лексическое значение. (передвижение по какой -либо территории с определённой целью)  Прописывают и запоминают.

-На каком виде транспорта можно путешествовать?

-Кто из вас путешествовал на поезде? Чем интересны такие путешествия? А чем опасны?

-Чтобы путь был безопасный, на железной дороге  работают специально обученные люди, которые обходят ж/д пути с целью их осмотра на данном участке. Как называется профессия этих людей? (обходчик)

Обходчики, обходчик, обход, ход.  ( Анализ слов - какое лишнее и почему)Что заметили интеоесное? (как матрёшка)

-Сформулируйте тему урока. Какие цели перед собой поставим?

-Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по составу слова и однокоренных словах

Читают задание, самостоятельно делают выбор и записывают в тетрадь. По окончании представляют и обсуждают полученные результаты, отвечая на вопросы.

Обсуждают, отвечая на вопросы. Размышляют о лексическом значении слова путешествие, применяя свой жизненный опыт.

 Предполагают название изучаемой темы. Ставят учебную задачу – вспомнить значимые части слова, учиться их распознавать.

Работа по теме урока.

Организация познавательной деятельности.

Блиц-опрос.

- Верно ли, что окончание- изменяемая часть слова? докажите

- Верно ли, что приставка и суффикс служат для образования новых слов? докажите

- Верно ли, что у любого слова есть окончание?

- Верно ли, что окончание входит в основу?

- Верно ли, что слова зима и зимой являются однокоренными?

 

  Отвечают на вопросы блиц-опроса. Формулируют соответствующие правила.

Физкультминутка

Обучает комплексу пальчиковой  гимнастики на личном примере.

Выполняют пальчиковую гимнастику под музыку.

Закрепление изученного материала

Рефлексия.

Домашнее задание.

1. Работа с учебником.

стр. 55,упр.86

Игра «Четвёртое лишнее»

Горка, сгорел, пригорок, горняк.

Кость, коснуться, костный, косточка.

Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

Носить, носовой, носик, нос.

Лесник, лес, лестница, безлесный.

2.Работа с текстом. 

- Прочитайте текст , вставьте пропущенные слова из слов для справок.

- Что вы записали? Докажите. Что это текст.

-Какая орфограмма встретилась чаще всего?

-Укажите глагол с безударной гласной в разных частях слова.

-Объясните постановку запятой в 3 предложении, объясните графически.

- Найдите предложение с однородными членами. Нарисуйте схему этого предложения с красной строки. Почему между однородными членами предложения вы не поставили запятую?

3.Разноуровневые задания. 

1 уровень Зачеркните лишнее слово. Остальные слова разберите по составу.

Нос носик носильщик носатый

2 уровень. Приставки и суффиксы поменяли свои места. Помогите всем частям слова найти свои места. Разберите эти слова по составу.

ушкизба   кходпоа

-Посмотрите на свой лист самооценки.

Работа с листом самооценки.

Умею различать корень как главную часть слова.

Умею различать окончание как изменяемую часть слова.

Умею различать суффикс и приставку как части слова, образующие новые слова.

Умею различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Умею из ряда предложенных слов выбирать слова, подходящие к данной схеме, формуле, инструкции.

- Какие цели мы ставили в начале урока? Сумели ли мы их достичь?

-Как вы себя чувствовали на уроке? ( весело, грустно, прекрасно, страшно, скучно, отлично).

Выставление оценок.

Домашнее задание. Слайд 10

1 уровень. Составить тест из 5 вопросов по теме «Состав слова»

2 уровень. стр. 63, упражнение 104.

Читают инструкцию. Коллективная работа с 1 строкой каждой группы. Самостоятельная работа по вариантам (2,3 строки).

Взаимопроверка.

Работают с текстом.

            _____ ягода.

_____светит _____. Стоят ________ дни. Завяла трава, опадают ________. У корней старой ________ растёт и поспевает брусника.

Справка: сосны, солнце, ненастные, листья,  редко, поздняя.

Вставляют слова с указанными орфограммами.

Находят сложное предложение и предложение с однородными членами и объясняют постановку запятой.

Объединяются в группы. Определяют последовательность действий при разборе слова по составу. Указывают лишнее слово носильщик и вновь образованные слова избушка и походка. Составляют синквейн к заданному слову.

Заполняют лист самооценки самостоятельно, отмечая выбранный вариант.

Вспоминают поставленные цели, делают выводы о результатах своей деятельности. Оценивают свою работу на уроке.

Поясняют, что наречия не имеют окончаний. Выявляют причины успешности-неуспешности учебной деятельности.

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....