Рабочая программа предмета «Русский язык» (УМК «Школа России») 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа предмета

«Русский язык»

(УМК «Школа России»)

3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленинская ОШ»

Рассмотрено и принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от  29. 08. 2019 г.

Утверждаю

Приказ № 39-ОД  от 30.08.2019 г.

Директор МБОУ  «Ленинская ОШ»

_____________ Н.Л. Минченкова

                

Рабочая программа предмета

«Русский язык»

(УМК «Школа России»)

3 класс

Учитель: Башмакова Наталья Александровна

2019-2020 гг

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные

В результате третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

  • выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс;
  • распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);
  • распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);
  • распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  •  находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

применять ранее изученные правила правописания:

раздельное написание слов в предложении;

написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;

употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

правила употребления разделительного мягкого знака (ь);

раздельное написание предлогов с  именами существительными;

а также:

написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;

правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;

написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;

раздельное написание частицы не с глаголом;

раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов;

  • безошибочно списывать текст объемом 65–70 слов;

писать под диктовку текст объемом 55–60 слов с учетом изученных правил правописания. Третьеклассники получат возможность научиться:

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс:
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число. падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
  • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации; . вычленять в предложении основу и словосочетания;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
  • определять тип текста;
  • писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Содержание учебного предмета

Фонетика и графика 

Различение звуков русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объеме изученного).

Определение функции разделительного твёрдого знака (ъ) в словах.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.

Лексика 

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.

Состав слова (морфемика) 

Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.

Морфология

Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Общее представление о местоимении.  Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.

Синтаксис

Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.

Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).

Орфография и пунктуация

Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
  • написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
  • употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков;
  • написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов;

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Развитие речи

Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

Тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

Язык и речь

2 ч.

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14 ч.

3

Слово в языке и речи

19 ч.

4

Состав слова

16 ч.

5

Правописание частей слова

29 ч.

6

Части речи

76 ч.

7

Повторение

14ч.

Итого

170 ч.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов, отведенных на изучение предмета:

обязательная часть – 3 ч;

часть, формируемая участниками образовательных отношений – 2 ч.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

3 класс

урока

Название темы

Дата

План

Факт

1

Наша речь. Виды речи.

02.09.

2

Наш язык.

03.09.

3

Текст.

04.09.

4

Типы текстов.

05.09.

5

Предложение.

06.09.

6

Виды предложений по цели высказывания.

09.09.

7

Виды предложений по интонации.

10.09.

8.

Предложения с обращением.

11.09.

9

Обучающее изложение.

12.09.

10

Главные и второстепенные члены предложения.

13.09.

11

Главные и второстепенные члены предложения.

16.09.

12

Простое  и сложное предложения.

17.09.

13

Простое  и сложное предложения.

18.09.

14

Словосочетание.

19.09.

15

Словосочетание.

20.09.

16

Контрольный диктант по теме «Предложение»

23.09.

17

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

24.09.

18

Синонимы и антонимы.

25.09.

19

Омонимы.

26.09.

20

Слово и словосочетание.

27.09.

21

Фразеологизмы

30.09.

22

Обучающее изложение

01.10.

23

Части речи.

02.10.

24

Имя существительное.

03.10.

25

 Имя прилагательное.

04.10.

26

Глагол.

07.10.

27

Что такое имя числительное?

08.10.

28

Однокоренные слова.

09.10.

29

Звуки и буквы. Гласные звуки.

10.10.

30

Звуки и буквы. Согласные звуки.

11.10.

31

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

14.10.

32

Обучающее изложение.

15.10.

33

Обобщение и закрепление изученного материала.

16.10.

34

Проект «Рассказ о слове»

17.10.

35

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

18.10.

36

Что такое корень слова?

21.10.

37

Как найти корень в слове?

22.10.

38

Сложные слова.

23.10.

39

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

24.10.

40

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

25.10.

41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

28.10.

42

Значения приставок.

29.10.

43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

30.10.

44

Значения суффиксов.

31.10.

45

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

01.11.

46

Что такое основа слова?

11.11.

47

Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний.

12.11.

48

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

13.11.

49

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

14.11.

50

Обучающее изложение.

15.11.

51

Проект «Семья слов».

18.11.

52

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

19.11.

53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

20.11.

54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

21.11.

55

Правописание слов с безударными гласными в корне.  

22.11.

56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

25.11.

57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

26.11.

58

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

27.11.

59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

28.11.

60

Обучающее изложение.

29.11.

61

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

02.12.

62

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

03.12.

63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

04.12.

64

Правописание слов с удвоенными согласными.

05.12.

65

Правописание слов с удвоенными согласными.

06.12.

66

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

09.12.

67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

10.12.

68

Правописание суффиксов и приставок.

11.12.

69

Правописание суффиксов и приставок.

12.12.

70

Правописание суффиксов и приставок.

13.12.

71

Правописание суффиксов и приставок.

16.12.

72

Правописание приставок и предлогов.

17.12.

73

Правописание приставок и предлогов.

18.12.

74

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

19.12.

75

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

20.12.

76

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

23.12.

77

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

24.12.

78

Обучающее изложение.

25.12.

79

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

26.12.

80

Проект «Составляем орфографический словарь»

27.12.

81

Части речи.

09.01.

82

Имя существительное и его роль в речи.

10.01.

83

Имя существительное и его роль в речи.

13.01.

84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

14.01.

85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

15.01.

86

Обучающее изложение.

16.01.

87

Собственные и нарицательные имена существительные.

17.01.

88

Проект «Тайна имени»

20.01.

89

Число имён существительных.

21.01.

90

Число имён существительных.

22.01.

91

Род имён существительных.

23.01.

92

Род имён существительных.

24.01.

93

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

27.01.

94

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

28.01.

95

Обучающее изложение.

29.01.

96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

30.01.

97

Склонение имен существительных.

31.01.

98

Падеж имен существительных.

03.02.

99

Падеж имен существительных.

04.02.

100

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

05.02.

101

Именительный падеж.

06.02.

102

Родительный падеж.

07.02.

103

Дательный падеж.

10.02.

104

Винительный падеж.

11.02.

105

Творительный падеж.

12.02.

106

Предложный падеж.

13.02.

107

Обучающее изложение.

14.02.

108

Все падежи.

17.02.

109

Обобщение знаний.

18.02.

110

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

19.02.

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

20.02.

112

Проект «Зимняя страничка»

21.02.

113

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

25.02.

114

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

26.02.

115

Роль прилагательных в тексте.

27.02.

116

Текст-описание.

28.02.

117

 Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

02.03.

118

Род имён прилагательных.

03.03.

119

Изменение имён прилагательных по родам.

04.03.

120

Изменение имён прилагательных по родам.

05.03.

121

Число имён прилагательных

06.03.

122

Число имён прилагательных

10.03.

123

Изменение имён прилагательных по падежам

11.03.

124

Изменение имён прилагательных по падежам

12.03.

125

Обобщение знаний.

13.03.

126

Обобщение знаний. Проверка знаний.

16.03.

127

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

17.03.

128

Обобщение знаний.

18.03.

129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

19.03.

130

Проект «Имена прилагательные в загадках»

20.03.

131

Личные местоимения.

01.04.

132

Изменение местоимений по родам.

02.04.

133

Местоимение.

03.04.

134

Местоимение.

06.04.

135

Обучающее изложение.

07.04.

136

Значение и употребление глаголов в речи.

08.04.

137

Значение и употребление глаголов в речи.

09.04.

138

Значение и употребление глаголов в речи.

10.04.

139

Неопределённая форма глаголов.

13.04.

140

Неопределённая форма глаголов.

14.04.

141

Число глаголов.

15.04.

142

Число глаголов.

16.04.

143

Времена глаголов.

17.04.

144

Времена глаголов. Второе лицо.

20.04.

145

Изменение глаголов по временам.

21.04.

146

Изменение глаголов по временам.

22.04.

147

Обучающее изложение.

23.04.

148

Род глаголов в прошедшем времени

24.04.

149

Род глаголов в прошедшем времени

27.04.

150

Правописание частицы не с глаголами.

28.04.

151

Правописание частицы не с глаголами.

29.04.

152

Обобщение знаний.

30.04.

153

Обобщение знаний.

06.05.

154

Обобщение знаний.

07.05.

155

Обобщение знаний.

08.05.

156

Контрольный диктант по теме «Глагол»

12.05.

157

Части речи

13.05.

158

Части речи

13.05.

159

Обучающее изложение.

14.05.

160

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант.

15.05.

161

Обобщение изученного о слове, предложении.

18.05.

162

Правописание окончаний имен прилагательных.

19.05.

163

Правописание предлогов и приставок.

20.05.

164

Правописание безударных гласных.

21.05.

165

Правописание значимых частей слова.

22.05.

166

 Однокоренные слова.

25.05.

167

Обучающее изложение.

26.05.

168

Текст.

27.05.

169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

28.05.

170

КВН «Знатоки русского языка»

29.05.

Лист корректировки

Рабочей программы по русскому языку для    3    класса

на 2019/2020 учебный год

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий в рабочей программе произведена корректировка календарно-тематического планирования:

п/п

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Причина корректировки

Пути ликвидации

отставаний в программном материале

(корректирующие мероприятия)

план

факт

Программный материал пройден. Отставаний нет.                              

  Учитель:       __________                    Башмакова Наталья Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа предмета «Русский язык» (УМК «Школа России») 1класс

Рабочая программа предмета«Русский язык»(УМК «Школа России»)1класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....