Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Шевченко Анна Николаевна

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», авторской программы Л.Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А.Илюхиной, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1.docx81.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

                                                                                                                                                                               «Утверждаю»

                                                                                                                                                 Директор школы  Зырянова  Т. Н.                              

               «_____»________________2019г.

                                                                                                                                                  ___________________________    

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

начальное общее образование

«Планета Знаний»

на 2019 – 2023  учебные годы

                                                                                          Разработчик:

Шевченко А.Н.

                                                                                                                    учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

         

Обсуждена  и согласована на МО                                                          Принята на педсовете

Протокол № ____от «______»_____________2019 г.                          Протокол № _____от «______»____________2019 г.

Берёзовка, 2019

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», авторской программы Л.Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А.Илюхиной, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».

       В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

- социокультурная цель  включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
  2. освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
  3. овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного  эмоционально-ценностного отношения  к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Место учебного предмета в учебном плане

     

     На изучение курса «Русский язык» в начальной школе отводится  624 часа.

     В учебном плане МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянова в обязательной части на изучение учебного предмета «Русский язык» выделено 4 часа (1,2,3классы). Для реализации программы учебного предмета «Русский язык» в части, формируемой участниками образовательных отношений, выделен 1 час в 1 полугодии.

   В 4 классе в учебном плане в обязательной части выделено 5 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года  № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г.№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373», зарегистрирован в Минюсте 02 февраля 2015 г., регистрационный номер 40936 в учебный план  включена предметная область «Русский язык и литературное чтение на родном языке», введены учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке».

Учитывая данные изменения, в учебный план 1-3 класса в части, формируемой участниками образовательных отношений, введен учебный предмет «Родной язык» 1 час во втором полугодии (17 часов).

В первом классе, в соответствии с учебным планом, на изучение предмета «Русский язык» отводится - 148 часов (102 часа «обучение грамоте» (письмо)  и 46 часов «русский язык»)

          Программа рассчитана:         

Класс

Количество часов

Количество учебных недель

в учебном году

1 полугодие

2 полугодие

год

1

148

80

68

33

2

153

80

73

34

3

153

80

73

34

4

170

80

90

34

Изменения в программе: распределение часов по разделам было выполнено в соответствии с авторской рабочей программой. Сокращение часов произведено во втором полугодии - на 17 часов. Сокращение произведено  за счет часов, отведенных на повторение изученных тем.

 В 4 классе распределение часов  соответствует авторской программе – 5 часов в течение всего учебного года.

Резервные часы каждого раздела были распределены с учетом особенностей класса и направлены на увеличение часов по темам, вызывающим затруднения. В 1 классе увеличен добуквенный период на 3 часа для обеспечения одновременного изучения и написания букв в период обучения грамоте на литературном чтении и русском языке.

     

Для реализации программного содержания используются:

  1. Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. Учебник. В 2 ч. – М., АСТ, Астрель
  2. Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. Дидактические карточки-задания. – М., АСТ, Астрель
  3. Т.М.Андриянова «Букварь» АСТ, Астрель;
  4. Т.М.Андриянова «Русский язык» - 1 класс АСТ, Астрель;

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

При изучении учебного предмета «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников;
  • принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

При изучении учебного предмета «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении учебного предмета «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет синтез как составление целого из частей;
  • проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

При изучении учебного предмета «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные результаты.

В результате изучения курса «русский язык» обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80– 90 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 75– 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.

  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»

2019-2020учебный год

Раздел курса

Содержание раздела

Планируемые результаты освоения учебного предмета

предметные результаты

УУД

Подготовительный (добуквенный период)

Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).

Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.

Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.

Слогоделение. Ударение. Ударный слог.

   Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

 Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.

Знакомство с разлиновкой прописи

Умеет:

-выделять предложение и слово из речевого потока;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами предложения;

-изменять порядок слов в предложении;

-насыщать предложение словами, распространять его

Личностные УУД

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважает свою семью, своих родственников, ценить родителей.

3. Принимает  роль  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивает  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе;

6.Знает основные моральные нормы поведения.

7. Имеет представление о правилах здорового образа жизни.

Регулятивные УУД

1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя;

3. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.

5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками.

6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу;

8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий.

Познавательные УУД

1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике и учебных пособиях.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным критериям (основаниям).

4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определять тему;

6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебниках и учебных пособиях;

7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей;

8. На основе кодирования строит простейшие модели понятий.

Коммуникативные УУД

1. Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушает и понимать речь других.

4. Принимает участие в работе парами и группами;

5. Допускает существование различных точек зрения;

6.Договаривается, приходит к общему решению.

7. Строит простые речевые высказывания.

Основной (букварный )период

Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове.       Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.

Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.

Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа.

Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).

Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:

— обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу);

— раздельное написание слов;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.

Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.

Умеет:

-выполнять письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.

-выполнять письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением; разборчивым аккуратным письмом.

-выполнять списывание слов, предложений, небольших текстов.

Знает:

-функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

- приёмы и последовательность действий при списывании.

Умеет:

-применять правила правописания раздельное написание слов; -обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу- щу, жи - ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложений.

Фонетика, орфоэпия и графика (18 ч)

Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).

Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один — много, много — один).

Умеет:

- моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;

-сравнивать, сопоставлять слова, различающие одним или несколькими звуками;

- классифицировать: звуки по заданному основанию

(твёрдые, мягкие согласные звуки, гласные - согласные и т.д.); слова по количеству слогов и месту ударения;

-анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;

-осуществлять  развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать, построенную модель с образцом;

-контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;

-находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Умеет:

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

-Обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.

-Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами - названиями картинок. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

-Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й1].

-Структурировать последовательность слов в алфавитном порядке.

Слово и его значение (лексика)(7 ч)

Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова. Наблюдение над общностью значений родственных слов.

Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения).

Умеет:

-выделять предложение и слово из речевого потока;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами предложения;

-изменять порядок слов в предложении;

-насыщать предложение словами, распространять его

Предложение и текст (4 ч)

Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.

Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам. Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.

Умеет:

-выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

-самостоятельно озаглавливать текст;

-составлять план текста;

-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

Орфография (9)

Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:

— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу и буквосочетаний чк, чн);

раздельное написание слов;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей,

кличках животных и отдельных географических названиях

(стран, рек, населённых пунктов);

— написание слов из словаря;

— большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.

Умеет:

-выполнять письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.

-выполнять письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением; разборчивым аккуратным письмом.

-выполнять списывание слов, предложений, небольших текстов.

Знает:

-функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

- приёмы и последовательность действий при списывании.

  1. Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»

2019 – 2020  учебный год (1класс)

№п\п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Обучение грамоте по «Прописям» (102 ч)

Добуквенный период (19 ч)

1

День Знаний. Знакомство с прописью

1

02.09

2

Выполнение рисунков

в прописи

1

03.09

3

Знакомство с основным алгоритмом письма

1

04.09

4

Знакомство с разлиновкой прописи

1

05.09

5

Знакомство с основным алгоритмом письма

1

06.09

6

Закрепление умений написания изученных элементов.

1

09.09

7

Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк

1

10.09

8

Написание элементов букв И, Г, П, Т

1

11.09

9

Написание элементов букв Л, Г

1

12.09

10

Написание элементов букв н, к, Э

1

13.09

11

Написание элементов букв К, И

1

16.09

12

Написание элементов буквы у

1

17.09

13

Написание элементов букв п, Н

1

18.09

14

Соединение 3-х и 4-х крючков в связку

1

19.09

15

Соединение 3-х и 4-х крючков в связку

1

20.09

16

Закрепление написания изученных элементов букв н, к, Э

1

23.09

17

Закрепление написания изученных элементов букв К,И

1

24.09

18

Закрепление написания изученных элементов буквы у

1

25.09

19

Закрепление написания изученных элементов букв п, Н

1

26.09

Букварный период (83 ч)

20

Письмо строчной буквы а

1

27.09

21

Письмо строчной буквы у

1

30.09

22

Письмо заглавной буквы А

1

 01.10

23

Письмо заглавной буквы У

1

02.10

24

Закрепление написания изученных букв

1

03.10

25

Письмо строчной буквы м

1

04.10

26

Письмо строчной буквы н

1

07.10

27

Письмо заглавной буквы М

1

08.10

28

Письмо заглавной буквы Н

1

09.10

29

Закрепление написания изученных букв

1

10.10

30

Письмо строчной буквы о

1

11.10

31

Письмо строчной буквы э

1

14.10

32

Письмо заглавной буквы О

1

15.10

33

Письмо заглавной буквы Э

1

16.10

34

Закрепление написания изученных букв

1

17.10

35

Письмо строчной буквы р

1

18.10

36

Письмо строчной буквы л

1

21.10

37

Письмо заглавной буквы Р

1

22.10

38

Письмо заглавной буквы Л

1

23.10

39

Закрепление написания изученных букв

1

24.10

40

Письмо строчной буквы ы

1

25.10

41

Письмо строчной буквы и

1

28.10

42

Письмо заглавной буквы И

1

29.10

43

Закрепление написания изученных букв

1

30.10

44

Закрепление написания изученных букв

1

31.10

45

Письмо строчной буквы й

1

01.11

46

Диагностика и тренинг

1

11.11

47

Диагностика и тренинг

1

12.11

48

Письмо заглавной буквы Й

1

13.11

49

Письмо строчной буквы б

1

14.11

50

Письмо строчной буквы п

1

15.11

51

Письмо заглавной буквы Б

1

18.11

52

Письмо заглавной буквы П

1

19.11

53

Закрепление написания изученных букв

1

20.11

54

Письмо строчной буквы в

1

21.11

55

Письмо строчной буквы ф

1

22.11

56

Письмо заглавной буквы В

1

25.11

57

Письмо заглавной буквы Ф

1

26.11

58

Закрепление написания изученных букв

1

27.11

59

Письмо строчной буквы г

1

28.11

60

Письмо строчной буквы к

1

29.11

61

Письмо заглавной буквы Г

1

02.12

62

Письмо заглавной буквы К

1

03.12

63

Закрепление написания изученных букв

1

04.12

64

Письмо строчной буквы д

1

05.12

65

Письмо строчной буквы т

1

06.12

66

Письмо заглавной буквы Д

1

09.12

67

Письмо заглавной буквы Т

1

10.12

68

Закрепление написания изученных букв

1

11.12

69

Письмо строчной буквы ж

1

12.11

70

Письмо строчной буквы ш

1

13.12

71

Письмо заглавной буквы Ж

1

16.12

72

Письмо заглавной буквы Ш

1

17.12

73

Закрепление написания изученных букв

1

18.12

74

Письмо строчной буквы з

1

19.12

75

Письмо строчной буквы с

1

20.12

76

Письмо заглавной буквы З

1

23.12

77

Письмо заглавной буквы С

1

24.12

78

Закрепление изученных букв

1

25.12

79

Диагностика сформированности предметных умений.

1

26.12

80

Письмо строчных букв е, ё

1

27.12

81

Письмо строчных букв е, ё

1

09.01

82

Письмо заглавных букв Е, Ё

1

13.01

83

Письмо заглавных букв Е, Ё

1

14.01

84

Письмо строчной буквы ю

1

15.01

85

Письмо строчной буквы я

1

16.01

86

Письмо заглавной буквы Ю    

1

20.01

87

Письмо заглавной буквы Я

1

21.01

88

Закрепление написания изученных букв

1

22.01

89

Письмо строчной буквы ь

1

23.01

90

Письмо строчной буквы ь

1

27.01

91

Письмо строчной буквы ь

1

28.01

92

Письмо строчной буквы ь

1

29.01

93

Письмо строчной буквы ъ

1

30.01

94

Письмо строчной буквы х

1

03.02

95

Письмо строчной буквы ц

1

04.02

96

Письмо заглавной буквы Х

1

05.02

97

Письмо заглавной буквы Ц

1

06.02

98

Письмо строчной буквы ч  

1

17.02

99

Письмо строчной буквы щ  

1

18.02

100

Письмо заглавной буквы Ч  

1

19.02

101

Письмо заглавной буквы Щ  

1

20.02

102

Закрепление написания изученных букв

1

25.02

Русский язык (46 ч)

103

Речь устная и письменная

1

26.02

104

Слово и предложение

1

27.02

105

Предложение и текст

1

02.03

106

Знаки препинания

1

03.03

107

Слог

1

04.03

108

Перенос слов

1

05.03

109

Звуки и буквы

1

10.03

110

Рубежная диагностика: Административная тестовая работа.

1

11.03

111

Алфавит

1

12.03

112

Гласные звуки

1

16.03

113

Ударение. Ударные и безударные гласные

1

17.03

114

Ударные и безударные гласные

1

18.03

115

Повторение и закрепление по теме: «Ударные и безударные гласные»

1

19.03

116

Ударные и безударные гласные. Повторение и закрепление изученного.

1

30.03

117

Согласные звуки

1

31.03

118

Парные твёрдые и мягкие согласные звуки

1

01.04

119

Мягкий знак — показатель мягкости

1

02.04

120

Парные звонкие и глухие согласные звуки

1

06.04

121

Парные звонкие и глухие согласные звуки

1

07.04

122

Непарные звонкие и глухие согласные звуки

1

08.04

123

Повторение и закрепление изученного по теме: «Парные звонкие и глухие согласные»

1

09.04

124

Шипящие согласные звуки

1

13.04

125

Сочетания жи-ши

1

14.04

126

Сочетания ча-ща

1

15.04

127

Сочетания чу-щу

1

16.04

128

Сочетания чк, чн

1

20.04

129

Повторение и закрепление изученного по теме: «Правописание сочетаний чк, чн, чу, щу, ча, ща, жи, ши»

1

21.04

130

Большая буква в фамилиях, именах, отчествах

1

22.04

131

Большая буква в кличках животных

1

23.04

132

Мониторинг образовательных достижений первоклассников по русскому языку по материалам ЦОКО

1

27.04

133

Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек

1

28.04

134

Повторение и закрепление изученного по теме «Перенос слов»

1

29.04

135

Кто? Что?

1

30.04

136

Предлог

1

06.05

137

Какой? Какая? Какое? Какие?

1

07.05

138

Что делал? Что делает?

1

12.05

139

Промежуточная аттестация: Административная  тестовая работа  по теме: «Проверка уровня сформированности предметных знаний за 1 класс»

1

13.05

140

Повторение изученного материала по теме: «Кто? Что? Какой? Какая?»

1

14.05

141

Повторение и закрепление изученного по теме: «Большая буква в именах собственных»

1

18.05

142

Родственные слова. Административный словарный диктант.

1

19.05

143

Комплексное повторение изученного по теме: «Звуки и буквы»

1

20.05

144

Комплексное повторение изученного по теме: «Предложение»

1

21.05

145

Комплексное повторение изученного по теме: «Части речи»

1

25.05

146

Комплексное повторение изученного по тема: «Ударные и безударные гласные»

1

26.05

147

Комплексное повторение изученного по теме : «Родственные слова»

1

27.05

148

До свидания, первый класс!

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...

рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...

Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...