Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
«Если быть, то быть лучшим».
-Прочитайте высказывание на доске.
-Это слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Его называют гением пилотажа, героем, богатырём, поэтом воздуха. Знаменитому лётчику Валерию Чкалову было всего 34 года, когда он погиб при испытании новой машины (1938 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme_myagkiy_znak_posle_shipyashchih_v_glagolah.docx | 767.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МО учителей начальных классов МКОУ СОШ № 2 г Дигоры
«Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов».
Учитель: Гецаева Л П
2017г
Тема. Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
Цель: Познакомить с новой орфограммой и формировать практические навыки правильного написания глаголов, оканчивающиеся на шипящую;
способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Задачи:
- Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
- Познакомить с новой орфограммой правописания мягкого знака после шипящих на конце глаголов
- Упражнять в узнавании орфограммы в словах
- Написание глаголов во 2 лице единственного числа
Планируемые результаты:
Личностные:
- Способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи
Предметные:
- Применять при письме орфографические правила: употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
Метапредметные:
- Способствовать формированию умения работать в паре, в группе, воспитывать чувство взаимопомощи;
- Акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле
Регулятивные:
- Определять цель задания, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания
- Осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические ошибки, оказывать взаимопомощь
- Оценивать результаты собственной деятельности
Познавательные:
- Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы
- Дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты)
Коммуникативные:
- Владеть диалоговой формой речи
- Формулировать собственное мнение и позицию
Тип урока: О.Н.З.
Форма проведения: диалоговая, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день, ребята!
Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе!
Улыбнитесь и поприветствуйте наших гостей!
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
На доске: «Если быть, то быть лучшим».
-Прочитайте высказывание на доске.
-Это слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Его называют гением пилотажа, героем, богатырём, поэтом воздуха. Знаменитому лётчику Валерию Чкалову было всего 34 года, когда он погиб при испытании новой машины (1938 г.).
20-22 июля 1936 года Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил первый беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке. За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. 18-20 июня 1937 года с тем же экипажем совершил беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. Это был мировой рекорд беспосадочного полета на расстояние более 12000 км. Сев в Ванкувере на военном аэродроме.
За перелёт на Дальний Восток весь экипаж (Чкалов, Байдуков, Беляков) был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске).
-Давайте врнемся к нашему высказыванию.
- Как вы понимаете это высказывание?
-В чем человек может быть лучшим?
-В чем же вы, мои ученики, можете быть лучшими?
-Постарайтесь сегодня на уроке показать себя с лучшей стороны, будьте активными, внимательными, старательными.
Дети записывают в тетрадь дату, место работы.
- Чистописание с орфографической нагрузкой.
Чистописание.
г, р,т,п
Что общего в написании этих букв?
Запишите под диктовку словарные слова с заданием.
Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, ученики записывают слова и в каждом слове подчеркивают определенную букву.
-В слове готов подчеркнуть букву, обозначающую звонкий согласный звук.
- В слове аллея подчеркнуть букву, которая обозначает звук согласный, звонкий, мягкий.
- В слове бассейн подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук в 1 слоге.
- В слове горизонт подчеркнуть букву, обозначающую звук согласный, звонкий, твердый в 1 слоге.
- В слове директор подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук в 3 слоге.
- В слове альбом подчеркнуть букву, которая обозначает звук согласный, звонкий, мягкий. Какое получилось слово из подчеркнутых букв?
-Оцените свою работу. ( На полях в тетради: круг зеленого цвета – нет ошибок, круг желтого цвета – 1-2 ошибки, круг красного цвета – 3 и более ошибок).
-А вы помните, что м глагол?
-Проверим. (Работа в группах)
-Как вы считаете, все ли вы уже узнали о глаголе?
-Продолжим наше знакомство.
1.Глагол – это _______________________, которая называет __________________________ и ли ______________________________ и
отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Обязательный, постоянный признак глагола – это ___________________
2. На вопрос что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы _________________________________ вида.
На вопросы что сделать? что сделал? Что сделает? отвечают глаголы ____________________________ вида.
3. Глагол имеет следующие формы: _________________________
4.Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы _________________
______________________________________________________________
И образуются с помощью ________________________
5. Какая часть слова не включается в основу глаголов? _______________
- Актуализация знаний.
-Продолжим наше знакомство. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
–Вспомните, что такое «пословица»?
(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
На доске:
Упустишь минуту- потеряешь час.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Поспешишь – людей насмешишь.
-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
-Есть ли в пословицах глаголы?
-Выпишите их. Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят? Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)
-Что заметили в написании глаголов?
- Постановка учебной задачи.
-Какой возникает вопрос? (В каких случаях у глаголов после шипящих пишется мягкий знак)
- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак после шипящих в глаголах)
- Какие цели поставите перед собой?
- Открытие учащимися нового знания. (работа в группах)
-Предлагаю вам побыть в роли исследователей. У вас всё получится, если будете работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.
Помогать друг другу нужно
И работать вместе дружно.
А когда закончим дело,
Поднимаем руки смело.
-Обсудите в группах в каких случаях пишется мягкий знак на конце глаголов?
После обсуждения в группах учащиеся представляют результат своей работы.
– Какой вывод можно сделать?
- Как можно проверить, верно ли, ваше предположение?
-Проговорим алгоритм написания Ь после шипящих у глаголов. (Определим часть речи, если это: глагол, то ь знак пишется во всех формах)
- Сравните свои предположения с правилом в учебнике на стр. 108.
(учащиеся читают правило и делают выводы)
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А) В паре задайте друг другу вопросы по данной теме.
Б) Работа по учебнику: стр.108 упр.2 (Задание выполняется по цепочке с комментированием).
- Оцените свою работу (на полях)
- У кого задание вызвало затруднение? Почему? Что надо сделать?
- У кого задания не вызвали затруднений?
- Какой вывод вы можете сделать для себя?
Работа в парах.
В тетради на печатной основе таблица, в которой даны истинные и ложные высказывания. Истинное отметить +, ложное -.
1 | В словах луч__, кирпич_, камыш_, сторож_ не нужно писать ь, так как это имена существительные 2 склонения. | |
2 | В словах знаеш_, чувствуеш_, участвуеш_ не нужно писать ь, так как это имена прилагательные | |
3 | В словах стрич_, береч_, стереч_, жеч_ нужно писать ь, так как это глаголы | |
4 | В словах печ_, вещ_, молодёж_, роскош_ нужно писать ь, так как это имена существительные 3 склонения | |
5 | В словах хорош_, свеж_, горяч_, пригож_ не нужно писать ь, так как это имена существительные 1 склонения | |
6 | В словах заплач_, обознач_, спряч_, съеш_ нужно писать ь, так как это глаголы |
- Какие высказывания ложные?
-Как исправить, чтобы стало истинным?
Физминутка
Мы работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».
- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.
- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.
Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.
- Самостоятельная работа с самопроверкой .
Работа по учебнику стр.109 упр.3 (по окончании работы проводится самопроверка на доске)
- У кого задание вызвало затруднение? Почему? Что надо сделать?
- У кого задания не вызвали затруднений?
- Какой вывод вы можете сделать для себя?
- Включение нового знания в систему знаний. Задания по выбору.
Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.
-Вспомните о написании мягкого знака после шипящих в словах других частей речи.
-Выберите задание по силам.
а) стр.110, упражнение 5
б) тетрадь «Пишем грамотно» стр 34, упр.2
По окончании работы проводится проверка.
- Итог урока. Рефлексия.
-Над какой темой работали?
-Какое "открытие" вы сделали?
-Для чего вам нужны эти знания?
-Оцените свою работу на уроке.
- на уроке было комфортно и все понятно
- на уроке немного затруднялся, не все понятно
- на уроке было трудно, ничего не понял
- Какие трудности вы преодолели на пути к успеху?
-Над чем ещё нужно поработать?
- Домашнее задание:
Выучить правило на странице 108.
По выбору:
- тетрадь «Пишем грамотно», с. 34, упр. 1;
- найти и выписать 10 глаголов из газеты по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....
Знаки препинания в конце предложения.
В первом классе детям надо преподносить учебный материал в игровой форме, тогда дети запоминают его быстрее и надолго....
Урок русского языка в 3 классе на тему:"Знаки препинания в конце предложения..."
презентация к уроку русского языка в 3 классена тему:"Знаки препинания в конце предложения"...
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"
Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...
Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)
Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...
Урок русского языка в 4 классе " Мягкий знак на конце глаголов после шипящих"
Технологическая карта урока русского языка...
Рабочий лист к уроку русского языка по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки."
Рабочий лист к уроку русского языка в 1 классе по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки." к УМК "Школа России"....