II. Актуализация знаний.
III. Открытие нового знания
IV Применение новых знаний
V. Итог урока.
VI. Рефлексия.
VII Домашнее задание. | Наш урок мы начнем с теста. Отметить правильные ответы, впишите ответы в таблицу, пользуясь шифром, отгадайте закодированное слово. ( Приложение 1) - Как вы думаете, почему мы вспомнили о глаголе?
-И сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка о правописании глаголов. Работа в группах. Возьмите карточку №1. Подумайте, что объединяет все эти слова? Задание: - Распределите записанные слова в 4 столбика, определяя, где нужно писать Ь после шипящих, а где нет. - Как вы думаете, легко вам будет это сделать или нет? - А чтобы все могли выполнить это задание, что нужно сделать? - Правильно, надо составить алгоритм рассуждений. Доч(?), луч(?), много задач, идёш(?), врач(?), мыш(?), мало туч(?), съеш(?), мелочь(?), плащ(?), нет луж(?), береч(?)
дочь мышь мелочь | луч врач плащ
| (много) задач (мало) туч (нет) луж | идешь съешь беречь
|
1 .Имена существительные ж.р, ед.ч. 2. Имена сущ-е м. р., ед.ч. 3.Имена существительные в Р.п., мн.ч. 4. Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак
Мягкий знак после шипящих |
Ж.р.ед.ч. М.р. ед.ч. мн. Р.п. Ь Ь Ь
Работа по учебнику с.107
1)Рубрика «Давай подумаем». - Определить, какой частью речи являются выделенные слова в хорошо знакомых вам пословицах. (Работа в группах) Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Тише едешь – дальше будешь. Без теста пирога не испечёшь. Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Запись: отрежь – п. н., погонишься– 2 л, ед. ч., не поймаешь.– 2 л, ед. ч., едешь - 2 л, ед. ч., будешь -2 л, ед. ч., , не испечешь –– ., 2 л, ед. ч., беречь – н.ф.., - Какой вывод можно сделать? (На конце глаголов в любой форме пишется мягкий знак.)
Работа с правилом на стр.82 - Прочитайте правило. Правы ли вы в своих выводах? (Да) Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, съешь, стеречь. - А сейчас поупражняемся в определении форм глагола.
(Работа в тетради) С. 108 упр.19 (Прочитайте задание) 2.) Группы выполняют работу. - Распределите слова в 3столбика. В первый – глаголы в начальной форме, во второй – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в третий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ. Обсудите и запишите в таблицу.
н.ф. | 2 л.ед.ч | пов.накл. | стричься | идёшь | не плачь | беречь | учишь | назначь | испечь | говоришь | спрячь | помочь | сидишь | порежь | прилечь | поёшь | намажь |
| кричишь |
|
Продолжим составлять нашу схему. - У какой еще части речи после шипящих пишется (ь)?
Мягкий знак после шипящих |
формы глагола ж.р.ед.ч.. м.р. ед.ч. мн ч.. Р.п. н.ф. 2л.ед.ч. п.н.
Ь Ь Ь Ь
Работа в группах (Карточка 2) 3) Игра «Найди ошибки»
Исправьте ошибки. а)Наступила ноч . В ночьной тиши ты услышиш нежную песню ручья. Ты увидиш на траве зелёные огоньки светлячьков. Громко кричит сычь. Не плач , скоро проснутся птицы. Вот первый лучь солнца робко крадётся из–за тучь.
б) * Найдите и запишите предложения, в которых глагол стоит в форме 2 л. ед.ч. Дайте ему характеристику ( Повествовательное; невосклицательное; основа предложения - ты увидишь; распространенное.
| №1 | №2 | №3 | №4 | Понял с помощью друзей |
|
|
|
| Понял сам |
|
|
|
| Могу, научит другого |
|
|
|
|
Задание для 1 группы: Придумать сказку о мягком знаке, о его встречах со словами, на конце которых есть шипящие 2 гр. Найти и записать пословицы, в которых есть изученная орфограмма. 3 группа - упр.3 с.109 И всем конечно повторить правило о правописании мягкого знака на конце глаголов после шипящих
| Получилось слово глагол.
Мы изучаем глагол. Что- то новое узнаем о глаголе.
Они все заканчиваются на шипящий звук.
Составим алгоритм рассуждений, как определить, надо ли писать после шипящих мягкий знак или нет?
По какому принципу вы распределили слова? - Почему затруднялись в последних словах? ( Это мы ещё не изучали.) Что объединяет слова в последнем столбике? Это глаголы, оканчивающиеся на шипящий. А чем они отличаются? - Какова же цель нашего урока? ( Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.)
- Уточните тему урока. (Мягкий знак после шипящих в глаголах.) Будем наблюдать и исследовать.
Это глаголы, стоящие в разных формах.
– Какой вывод можно сделать?
Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?
На листе самооценки оцените свою работу в баллах.
физминутка
Что вы можете сказать о правописании этих глаголов? Все правильно распределили глаголы? Кто ошибся? А почему?
Оцените свою работу при выполнении данного задания в листе самооценки.
У глаголов. Что нужно знать у глагола, чтобы правильно записать (ь)? _ Правильно форму. Какие вы знаете формы глаголы, у которых после шипящих пишется (Ь)?
Вот и получилась наша схема-алгоритм
А сейчас немного поиграем. Игра называется «Найди ошибки»
Ваши знания понадобятся для выполнения следующего задания.
Разбирают в группах, затем записывают самостоятельно.
Вопросы: - Какую тему повторили?
- В словах какой части речи мягкий знак пишется всегда?
- Что можете сказать о правописании мягкого знака у имён существительных? Оцените свою работу на листе самооценка Вопросы: - Кто доволен своей работой на уроке? - Кто считает, что надо ещё подучить правила? -А сейчас давайте оценим свою работу на всем уроке? - Посчитайте баллы, полученные за урок. Кто отметил, что может научить другого? Кто сам? Кому требовалась помощь? У кого 12-10 баллов? У кого 8? У кого меньше 8? Разноуровневое домашнее задание. |
.
Алгоритм: 1. Определи часть речи слова. 2. Вспомни правило.
.
Ответ- Глаголы имеют разные формы.
Ответы- Идёшь - гл., 2 л., ед. ч. Съешь – гл., повелит. накл.. Беречь – гл., н.ф.
Оцените свою работу на листе: самооценка
Выполняют указания учителя.
Проверка в парах.
Проверка на доске.
Исправляют ошибки.
- У всех глаголов после шипящих пишется (ь)
-Неправильно определил форму глагола.
Ответы: - Мягкий знак на конце слов после шипящих.
- У глаголов в форме 2л. ед.ч., в нач. ф.. и в повелительном наклонении. - Мягкий знак пишется у существительных женского рода 3 скл.
Мягкий знак не пишется у существительных мужского рода и у существительных мн. ч., в Р.п.
|
Коммуникативные, Умение точно и полно выражать свои мысли.
Познавательные, Формирование умения делать умозаключение
Личностные, воспитание внимательного, вежливого отношения к людям.
Познавательные, формирование действия анализа
Регулятивные, формирование действия прогнозирования.
Познавательные, формирование действия анализа.
Познавательные, формирование действия сравнения.
Познавательные, самостоятельное создание алгоритма деятельности.
Регулятивные, умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
Познавательные, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные, совместное выполнение задания в паре.
Познавательные, формирование действия анализа
Познавательные, формирование действия анализа
Познавательные, формирование умения делать умозаключения.
Регулятивные, формирование действия оценки, осознание качества и уровня усвоения материала.
|