Урок русского языка в 4 классе " Мягкий знак на конце глаголов после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 в 4 классе

учителя МБОУ «Гимназия №25»

г. Нижнекамска

Карасевой Л.М.

УМК  «Начальная школа XXI века»

Тема «Мягкий знак на конце глаголов после шипящих»

Цели:  формировать умение писать мягкого знака на конце глаголов  после шипящих; умение находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих.

Формировать: 

умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему ; определять и формулировать цель на уроке ; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);

умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Орг. момент

Создание психологической комфортности на уроке.

Девиз урока:» Если знаешь –говори, не знаешь – слушай»

Сегодня на уроке мы будем работать в паре, в группе и самостоятельно.

Организует повторение правил повторения работы в группе.

Выбирают командира группы

II. Актуализация

      знаний.    

III. Открытие нового знания

IV Применение новых знаний

V. Итог урока.

VI. Рефлексия.

VII Домашнее    

                задание.

Наш урок мы начнем с теста. Отметить правильные ответы, впишите ответы в таблицу, пользуясь шифром, отгадайте закодированное слово. ( Приложение 1)

- Как вы думаете, почему мы вспомнили о глаголе?

-И  сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка о правописании глаголов.

     

Работа в группах.

Возьмите карточку №1.

Подумайте, что объединяет все эти слова?

Задание:

- Распределите записанные слова в 4 столбика, определяя, где нужно писать Ь после шипящих, а где нет. 

- Как вы думаете, легко вам будет это сделать  или нет?

- А чтобы все могли выполнить это задание, что нужно сделать?

- Правильно, надо составить алгоритм рассуждений.

Доч(?), луч(?), много задач, идёш(?), врач(?), мыш(?), мало туч(?), съеш(?), мелочь(?), плащ(?), нет луж(?), береч(?)

дочь

мышь

мелочь

луч

врач

плащ

(много) задач

(мало) туч

 (нет) луж

идешь

съешь

беречь

1 .Имена существительные ж.р, ед.ч.

2. Имена сущ-е  м. р., ед.ч.

3.Имена существительные   в Р.п., мн.ч.

4. Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак

Мягкий знак после шипящих

               

Часть речи

   

Имя сущ.

                 

Ж.р.ед.ч.   М.р. ед.ч.   мн. Р.п.

  Ь                  Ь                  Ь

Работа по учебнику  с.107

1)Рубрика «Давай подумаем».

- Определить, какой частью речи являются выделенные слова в  хорошо знакомых вам пословицах.  (Работа в группах)

                                               

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Тише едешь – дальше будешь.

Без теста пирога не испечёшь.

Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Запись: отрежь – п. н., погонишься– 2 л, ед. ч., не поймаешь.– 2 л, ед. ч.,  едешь - 2 л, ед. ч., будешь -2 л, ед. ч., , не испечешь –– ., 2 л, ед. ч., беречь – н.ф..,

- Какой вывод можно сделать? (На конце глаголов в любой форме пишется мягкий знак.)

Работа с правилом на стр.82

- Прочитайте правило. Правы ли вы в своих выводах? (Да)

 

  Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, съешь, стеречь.

- А сейчас поупражняемся в определении форм глагола.

(Работа в тетради)

С. 108 упр.19 (Прочитайте задание)

2.) Группы  выполняют работу.

- Распределите слова в 3столбика. В первый – глаголы в начальной форме, во второй – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в третий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ.

Обсудите и запишите в таблицу.

н.ф.

2 л.ед.ч

пов.накл.

стричься

идёшь

не плачь

беречь

учишь

назначь

испечь

говоришь

спрячь

помочь

сидишь

порежь

прилечь

поёшь

намажь

кричишь

Продолжим составлять нашу схему.

- У какой еще части речи после шипящих пишется (ь)?

Мягкий знак после шипящих

               

Часть речи

   

Имя сущ.

                                       

   глагол

                                                         

                                       формы глагола

ж.р.ед.ч..   м.р. ед.ч.  мн ч.. Р.п.      н.ф.  2л.ед.ч.  п.н.

  Ь                  Ь                  Ь                               Ь

Работа в группах (Карточка 2)

3) Игра «Найди ошибки»

Исправьте ошибки.

а)Наступила ноч . В ночьной тиши ты услышиш нежную песню ручья.  Ты увидиш  на траве зелёные огоньки светлячьков. Громко кричит сычь.  Не плач , скоро  проснутся птицы. Вот первый лучь солнца робко крадётся из–за тучь.

б) * Найдите и запишите предложения, в которых глагол стоит в форме 2 л. ед.ч.

Дайте  ему характеристику ( Повествовательное; невосклицательное; основа предложения - ты увидишь; распространенное.

№1

№2

№3

№4

Понял с помощью друзей

Понял сам

Могу, научит другого

Задание для 1 группы: Придумать сказку о мягком знаке, о его встречах со словами, на конце которых есть шипящие

2 гр. Найти и записать пословицы, в которых есть изученная орфограмма.                                     3 группа - упр.3 с.109

И всем конечно повторить правило о правописании мягкого знака на конце глаголов после шипящих

Получилось слово глагол.

Мы изучаем глагол.

Что- то новое узнаем о глаголе.

Они все заканчиваются на шипящий звук.

Составим алгоритм рассуждений, как определить,  надо ли писать после шипящих мягкий знак или нет?

По какому принципу вы распределили слова?

- Почему затруднялись в последних словах? ( Это мы ещё не изучали.)

Что объединяет слова в последнем столбике? Это глаголы, оканчивающиеся на шипящий. А чем они отличаются?

- Какова же цель нашего урока? ( Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.)

- Уточните тему урока. (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

Будем наблюдать и исследовать.

Это глаголы, стоящие в разных формах.

– Какой вывод можно сделать?

Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?

На листе самооценки оцените свою работу в баллах.

физминутка

Что вы можете сказать о правописании этих глаголов?

Все правильно распределили глаголы?

Кто ошибся? А почему?

Оцените свою работу при выполнении данного задания

в листе самооценки.

У глаголов.

Что нужно знать у глагола, чтобы правильно записать (ь)?

_ Правильно форму.

Какие вы знаете формы глаголы, у которых после шипящих пишется (Ь)?

Вот и получилась наша схема-алгоритм

А сейчас немного поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

Ваши знания понадобятся для выполнения следующего задания.

Разбирают в группах, затем записывают самостоятельно.

Вопросы:

- Какую тему повторили?

- В словах какой части речи мягкий знак пишется всегда?

- Что можете сказать о правописании мягкого знака у имён существительных?

Оцените свою работу на листе самооценка

Вопросы:

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кто считает, что надо ещё подучить правила?

-А сейчас давайте оценим свою работу на  всем уроке?

- Посчитайте баллы, полученные за урок.

Кто отметил, что может научить другого? Кто сам? Кому требовалась помощь?

У кого 12-10 баллов?

У кого 8?

У кого меньше 8?

Разноуровневое домашнее  задание.

.

Алгоритм:

1. Определи часть речи слова.

2. Вспомни правило.

.

Ответ-

Глаголы имеют разные формы.

Ответы-

 Идёшь - гл., 2 л., ед. ч.

 Съешь – гл., повелит. накл..

 Беречь – гл., н.ф.

 

Оцените свою работу на листе: самооценка

Выполняют указания учителя.

Проверка в парах.

Проверка на доске.

Исправляют ошибки.

- У всех глаголов после шипящих пишется (ь)

-Неправильно определил форму глагола.

Ответы:

- Мягкий знак на конце слов после шипящих.

- У глаголов в форме 2л. ед.ч., в нач. ф.. и  в повелительном наклонении.

- Мягкий знак пишется у существительных  женского рода 3 скл.

Мягкий знак не пишется у существительных мужского рода и у существительных мн. ч., в Р.п.

Коммуникативные,

Умение точно и полно выражать свои мысли.

Познавательные,

Формирование умения делать умозаключение

Личностные, воспитание внимательного, вежливого отношения к людям.

Познавательные,

формирование действия анализа

Регулятивные, формирование действия прогнозирования.

Познавательные,

формирование действия анализа.

Познавательные, формирование действия сравнения.

Познавательные, самостоятельное создание алгоритма деятельности.

Регулятивные, умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

Познавательные, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные, совместное выполнение задания в паре.

Познавательные, формирование действия анализа

Познавательные, формирование действия анализа

Познавательные,

формирование умения делать умозаключения.

Регулятивные, формирование действия оценки, осознание качества и уровня усвоения материала.

Приложение 1.

Карточка №1.

- Распределите записанные слова в 4 столбика, определяя, где нужно писать Ь после шипящих, а где нет. 

Доч(?), луч(?), много задач(?), идёш(?), врач(?), мыш(?), мало туч(?), съеш(?), мелочь(?), плащ(?), нет луж(?), береч(?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка 4 класс «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в соответствии с ФГОС в 4 классе...