Подробное изложение повествовательного текста "Поползень"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кускова Екатерина Владимировна

Конспект урока содержит материалы о поползне и гюрзе как объектах живой природы. На основе текста обучающего изложения школьники не только обучаются подробно пересказывать текст, но и узнают дополнитеьные сведения о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_popolzen_4_klass.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                       

Кускова Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Тема: Подробное изложение повествовательного текста с творческим заданием

Цели:

Предметные

1.Обобщение представлений  о композиции повествовательного текста.

2.Формирование умения определять тему и главную мысль текста.

3.Формирование умения составлять заключительную часть текста.

 4. Формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста.

5. Формирование умения записывать текст изложения по плану.

Метапредметные

Осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения.

Регулятивные

Умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного.

Коммуникативные

Умение вступать в речевое общение, строить высказывания, умение аргументировать.

Личностные

Развитие интереса к изучению родного языка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Речёвка, направленная на положительную мотивацию к изучению нового материала (хоровое чтение)

Учитель: Добрый день, ребята!

Я рада вас всех сегодня видеть такими бодрыми, весёлыми!

Я сегодня удалец!

Я сегодня молодец!

Всё сумею, всё смогу

И другому помогу!

2. Актуализация знаний

- Ребята, мы знаем,  что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы  иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса.

- Где ещё вы используете подробный пересказ?

 - Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения.

-Что значит написать изложение?

-Что необходимо для написания изложения?

- Как мы обычно работаем над изложением?

- Какие операции надо выполнить, готовясь к изложению?

- Чему вы будете учиться,  работая над изложением?

Учитель фиксирует цель на доске.

( Рассказываем товарищам о поездке, своих приключениях).

Сначала готовимся, потом пишем.

Определить тему, главную мысль, составить план, выбрать слова опоры, пересказа

Учиться создавать текст, учиться записывать текст.

3. Постановка целей и задач

- Отгадайте загадку:

Птичка шумная, свищит.
Прозывался  он -  ямщик.
Схватит в клюв жука - еда.
По стволам туда- сюда
Ползает он целый день
Называют ...

- Что вы знаете о поползнях?

- Обыкновенный поползень занимателен целым рядом своих повадок и свойств. Он вполне заслуживает титула "короля древесных стволов и толстых ветвей", по которым лазает вверх и вниз (причём вниз головой!) с поразительной проворностью, недоступной, например, дятлам или пищухам. Оригинален также и окрас этих птичек: у самца и самки спинка - пепельно-серая, грудка - жёлто-красная, через глаз проходит чёрная полоса, у молодых она коричневатая.

- Как вы поняли, почему птица так называется?

- О ком вы будете писать изложение?

Поползень

Ответы детей, описание птицы по фото

О поползне

4. Работа по теме урока

А)  Знакомство с текстом изложения

- У известного писателя Н.И.Сладкова есть произведения, в которых он делится с читателями своими наблюдениями.

По рассказу Н.И. Сладкова мы сегодня напишем изложение.

- Откройте учебник на стр. 101 упр.180.Прочитайте текст изложения и ответьте на вопрос, о чём говорится в тексте?

- Знаете ли вы, кто такая гюрза?

- Одной из самых опасных и ядовитых змей  на планете является змея гюрза. В основном длина ее достигает 100-150 см, но встречались виды, которые вырастали до двух метров. Гюрза относится к семейству гадюк и на данный момент считается самой крупной змеей этого вида, масса тела ее может достигать 3-5 кг.

- Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?

О том,  как птичка скалистый поползень защищала птенцов от гюрзы.

Это змея.

Поползень защищал своих птенцов

Б) Анализ структуры текста

-К какому типу речи вы бы отнесли этот текст?

Докажите это.

Когда вы слушали текст,  перед вами возникла одна картинка или несколько?

- У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст?

-Вспомним,  из каких  частей состоит любой текст повествования?

- С чего всё началось? Прочитайте.

- Как называется такая часть?

- Что происходит дальше? Прочитайте.

-Как называется эта часть?

- Найдите самый острый интересный момент. Прочитайте.

- Как его называют?

- Как называется последняя часть текста?

- О чём в ней говорится?

- Что мы составили?

На доске.

  1. Завязка.
  2. Развитие действия.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

- Так строится любой текст повествования. Схема не отражает  конкретного содержания текста, чтобы понять и пересказать текст, что надо составить?

Повествование.

В тексте рассказывается о том, что произошло, что случилось.

Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.

Вспоминают типы текстов, определяют тип данного текста.

 Это текст повествование.

Вспоминают структуру повествовательного текста, называют части.

-Текст повествования состоит из 4 частей.

Кричит птичка скалистый поползень.

Это начало действия или завязка.

Развитие действия.

     

 

Кульминация.

Конец действия или развязка.

Чем всё закончилось.

Схему текста повествования.

Надо составить план.

В) Составление плана текста

Поработаем над каждой частью  в отдельности.

В каком предложении отражено основное  содержание первой части?

- Что вызвало тревогу?

-Как можно короче  выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана.

- Назовите предложение, в котором выражена главная мысль второй части.

- Где было гнездо поползня?

- Как птица пыталась защитить птенцов?

- Какой художественный приём использовал автор в этом предложении?

- С чем сравнил поползня?

- Почему у него родилось такое сравнение?

- В каком ещё предложении используется такой же приём?

- Почему сравнивает змею с вопросительным

знаком?

- Какое предложение передаёт отчаяние поползня?

- Какое образное выражение использует здесь автор?

- Как его поняли?

-Сократите предложение до пункта плана.

- Какими словами выражена главная мысль третьей части?

- Какое чудо произошло?

- Было ли страшно поползню?

- Сильный ли был удар маленькой птички?

- Почему автор называет такое поведение чудом?

Как озаглавим третью часть?

Закончен ли текст?

О чём можно сказать в заключительной части?

С какого предложения можно начать четвёртую часть?

- Как озаглавим эту часть?

- Определите главную мысль текста.

- Озаглавьте текст.

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа

План

1.Тревога

2.Гюрза у гнезда.

 3.Случилось чудо

 4Птенцы в безопасности.

- Что ещё кроме плана поможет вам пересказать текст? Что необходимо выписать из текста?

- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?

Выпишите слова - опоры к первой части.

- Что такое ущелье?

Ущелье-расселина в горах.

Узкая глубокая с обрывистыми склонами долина.

- Какие слова возьмёте из 2 части?

- Какие слова возьмёте из третьей части?

- Какие слова  использованы в тексте, когда говорится о змее?

Посмотрите как автор избегает повторов, нам надо поучиться этому у автора.

В ущелье гор тревога.

Кричит птичка.

Зашёлся криком.

1.Тревога.

 

Ещё немного гюрза заползёт в гнездо.

На отвесной скале.

Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит.

Сравнение

С юлой.

Крутятся одинаково на месте.

Зашёлся криком.

Долго крича, как бы онеметь, затихнуть, обессилить.

2.Гюрза у гнезда

Змея сорвалась со скалы.

3. Случилось чудо.

Поползень спас птенцов.

Всё хорошо.

Все спасены.

Птенцы в безопасности.

Читают план.

Слова опоры.

Глаголы.

Ущелье, кричит, скалистый

Ползёт юлой крутится кричит зашёлся криком изогнулось заползёт

Юлой крутится

Изогнулось вопросительным знаком

Случилось, вспорхнул ударил сорвалась

Гюрза, змея,

ядовитая змея, зелёное тело

Г) Орфографическая подготовка

- Давайте поиграем в игру «Эхо». Я вам буду говорить  слова орфоэпически, как  они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.

Учитель называет слова:

Тривога

атвеснай

Палзёт

идавитая

Зилёнае

Изагнулась

Вапрасительным

Нимного

Запалзёт

Вспархнул

Сваим

Сарвалась

- Поиграем в игру «зоркий глаз». Зоркий глаз будет у того кто найдёт в тексте предложение с однородными членами и назовёт однородные члены.

- В этом предложении перед однородными членами есть обобщающее слово чудо, после обобщающего слова всегда ставится двоеточие.

- Найдите предложение, которое отличается от всех остальных по цели высказывания.

- Найдите предложения, где автор поставил знак тире.

- Возьмите маленький листочек, я разрешаю вам выписать из текста 4 любых трудных слова  и использовать их в дальнейшем в качестве опорных.

тревога

отвесной

Ползёт

ядовитая

Зелёное

Изогнулось

Вопросительным

Немного

Заползёт

Вспорхнул

Своим

сорвалась

Выбирают предложение, называют однородные члены, приводят доказательства.

Выбирают предложение, обосновывают свой выбор.

Что случилось? Предложение по цели высказывания вопросительное остальные повествовательные.

Читают предложения. Кричит птичка - скалистый поползень .Ещё немного -и гюрза заползёт в гнездо.

Анализируя текст, выбирают трудные слова и выписывают на листок.

Д) Повторное чтение текста

В последний раз перед записью прочитайте текст. Мысленно перескажите его.

Каждый самостоятельно читает текст.

5. Самостоятельная запись текста

Закройте учебники, отложите их в сторону.

Откройте тетрадь, спишите с доски число. Название вида работы.

 Ниже заголовок.

Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.

- Когда напишите, чем закончите  работу?

- Что будете проверять?

-Что поможет проверить получился ли текст?

Что ещё нужно проверить?

Что вам поможет?

Возьмите её.

Как поможете себе в случае затруднения? Что сделаете сначала?

Если это не поможет, что сделаете?

Какой будет следующий шаг, если и это не поможет?

Какой последний шаг в случае затруднения?

Приступайте к работе.

Памятка

1.Читаю как написано.

2.Выделяю те места, где сомневаюсь.

3.Помогаю себе

Вспомню правило

Спрошу у взрослых

Посмотрю в словаре

Посмотрю слова - опоры

Открывают тетради, записывают число, заголовок, пишут изложение.

Проверим.

Получился ли текст? Проверим орфограммы.

План

Орфограммы.

Памятка.

Попытаюсь вспомнить правило.

Посмотрю слова опоры.

Посмотрю в словаре.

Спрошу у взрослого.

Самопроверка написанного

Проверяют работу, пользуясь памяткой

Итог урока

-Чему учились на уроке?

-Кто справился с работой?

- Кто желает прочитать заключительную часть своего изложения?

-Кому ещё нужно время?

- Что было самым трудным на сегодняшнем уроке?

- Что было сложнее пересказать текст или написать без ошибок?

-Вы согласны, что изложение сложный вид работы, чтобы научиться писать изложения, нам ещё предстоит над этим поработать не один урок.

Составлять текст. Пересказывать текст. Записывать текст. Составлять план. Вибирать слова - опоры.

Составлять заключительную часть.

По желанию читают конец действия. Развязку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС "Школа России"

Это  обучение  написанию подробного изложения  повествовательного текста по  вопросам....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"

Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...

Тема: Подробное изложение повествовательного текста. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Конспект урока для 4 класса "Подробное изложение повествовательного характера"+презентация

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.Планируемые результ...

Конспект урока: «Подробное изложение повествовательного текста»

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...