Конспект урока русского языка на тему "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Столбова Валерия Александровна

Конспект урока русского языка на тему "Приставка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavka.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         8.11.2019                                                                                 

Школа: «МАОУ СОШ №148»                                                        ФИ студента: Столбова Валерия  

Класс: 3                                                                                         группа № 45

Кабинет: 212   

Время: 8:55-8:35

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Приставка

Цели деятельности учителя: формирование понятия о приставке как о значимой части слова; умения выделять приставки в словах.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: определение понятия «приставка»; алгоритм нахождения приставок;

уметь: выделять приставки в словах; осуществлять морфемный разбор слов.

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник:  В 2 ч./ Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, 2015. – Ч.1 – С. 84–86. - М.: Просвещение; учебная презентация; карточки.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: монолог учителя

Психологический настрой

Наглядный: учебная презентация

1  мин

Парная форма работы

-Добрый день, ребята. Меня зовут Валерия Александровна. Присаживайтесь.

-Направьте свои ладони  к ладоням соседа по парте. Соприкоснитесь большими пальцами и скажите друг другу: «я», указательными – «желаю», средними – «тебе», безымянными – «настроиться на работу», мизинцами – «и преодолеть все трудности».

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Выполняют упражнение, направленное на мотивацию и продуктивную работу на уроке.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

 II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: учебная презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: деление слов по признаку

Практический: повторение изученного материала

Наглядный: учебная презентация

Практический: морфемный разбор слов

Словесный: проблемная ситуация  

6 мин

Индивидуальная форма работы

- Вспоминайте правила посадки. Откройте рабочие тетради, запишите число, «Классная работа».

Фронтальная форма работы

- Ребята, я пришла к вам не одна. Посмотрите, кто это?

Верно. И они всегда нас выручают. Но  сейчас им нужна наша помощь.

-Кто готов помощь Фиксикам – поднимите руку.

И для начала, Фиксики хотят задать вам несколько вопросов:

-Без чего не может существовать слово?

-Что такое корень?

-Как найти в слове корень?

-Окончание – это изменяемая часть слова?

-Окончание служит для образования новых слов?

-Бывает ли у слова нулевое окончание?

-Вы отлично справились с этим заданием.

-А вот и следующее задание, с которым Фиксики попросили вас помочь им:

Индивидуальная форма работы

«Раздели на группы».

-Прочитайте внимательно слова на экране. Посмотрите, что в них общего?

Переходит, ходит, ходят, входит.

-Назовите этот корень

-Разделите слова на 2 группы

-По какому признаку разделили слова?

-Что такое корень?

-Какие  еще части слова вы знаете? Что мы еще забыли выделить?

-Какое окончание в словах 2 группы?

-Какая часть в словах 2 группы внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? А где она находится: перед корнем или после корня? Как называется эта часть?

На какой вопрос будем искать ответ?

На доске:   ?

 (Симка): А хотите узнать, как она называется? Тогда откройте учебник на стр.73, найдите состав слова и название этой части.

-Кто нашел – прочитайте название этой части слова.

Работают в рабочей тетради

Угадывают героев мультфильмов-Фиксиков.

-Без корня

-Значимая часть родственных слов

-Подобрать родственные слова

-Да

-Нет

-Да

-Общий корень

-ход

1. Ходит, ходят

2. Переходит, входит

- в 1 группе все слова начинаются с корня, а во 2 - перед корнем есть еще какая-то часть.

-Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-Окончание.

- окончание - ит

-Мы не знаем, потому что еще не изучали. 

-Перед корнем

-Мы не знаем

-Как называется часть слова, которая стоит пред корнем?

-Приставка

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Словесный: постановка темы и целей урока

Наглядный: план

2 мин

Фронтальная форма работы

-Сформулируйте тему урока.

-Какие цели на урок мы поставим?

(Нолик): а план составить не забыли?

-Верно, ребята. Посмотрите на доску – я случайно все перепутала. Давайте восстановим последовательность действий для открытия нового знания.

-Приставка

-узнать, что такое приставка и как она обозначается.

План:

1. Что такое приставка?

2. Где находится?

3. Для чего служит приставка?

П: построение речевого высказывания;

Р: умение составлять план по теме

IV. Открытие нового знания

Практический: работа с понятием

Наглядный: учебная презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: разбор слова по составу

Словесный: учебный диалог

Наглядный: презентация

Практический: составление плана

Практический: разбор слова по составу

Словесный: учебный диалог

Наглядный: план

Словесный: работа с правилом

Наглядный: карточки

8 мин

        Фронтальная форма работы

- Кто-нибудь знает лексическое значение слова «приставка»?

-Нолик предлагает нам обратиться к «Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова». Прочитай, пожалуйста определение понятия «приставка».

-Кто был внимателен и может сказать, сколько значений у слова «приставка»?

-Как называются слова, у которых несколько значений?

-Как думаете, какое значение нам на уроке будет подходить больше всего?

- А так это или нет – мы с вами и будем разбираться.

- Посмотрите на слайд и скажите: чем похожи эти слова?

-Как называются слова с одинаковым корнем?

-Спишите эти слова к себе в тетрадь через запятую. Докажите графически, что это однокоренные слова. Какой корень выделили?

-Попробуйте объяснить, как от слова «ходит» образовалось слово «входит»? «выходит»?

Чем по смыслу отличаются эти слова?

-Какая часть дает слову его значение?

-Как она называется?

-Посмотрите на слайд, каким знаком будем выделять приставку?

(Симка): теперь можем и алгоритм нахождения приставки составить!

 

-По алгоритму найдите приставку в выписанных словах и обозначьте ее (1 слово я у доски,  2 – ребенок)

-Проверяем 2 слово.  Кто готов проверить по алгоритму? Кто работал у доски и анализировал - + в «Лист оценивания»

-Заметили ли вы что-то необычное в этих словах?

-А лексическое значение слов остался прежним после изменения приставки?                  

-Важна приставка для слов или и без нее можно обойтись?

- Попробуем ответить на вопросы плана:

1. Что такое приставка?

2. Где находится?

3. Для чего служит приставка?

-Подтвердим наш вывод мнением авторов учебника. На стр. 84 прочитайте правило.

Парная форма работы

-Расскажите соседу по парте правило.

-Кому сосед рассказал все верно и без ошибок – поднимите руку.

-Что тебе рассказал твой сосед? Используй план – как подсказку.

1. Что такое приставка?

2. Где находится? (на доске -

3. Для чего служит приставка?

Кто без ошибок рассказал правило – «+» в «ЛО»

-Ну что, Симка, теперь тебе все понятно стало?

-Да, спасибо ребята, вы меня очень выручили! Теперь я все-все поняла.

Из словаря:

1. Приставить к чему-нибудь. 2. То, что приставлено, присоединено к чему-нибудь. 3. В грамматике: морфема, стоящая перед корнем.

-3 значения

-Многозначные

-третье значение: морфема, стоящая перед корнем

-Есть какая-то часть перед корнем; одинаковый корень.

-Однокоренными

-Ход

-Перед корнем приставили «под-»; «вы-»

-Лексическое значение разное: подходит к чему-то, выходит откуда-то.

-Та, что стоит перед корнем.

-Приставка

-2 знаком.

(по слайду):

1. Читаем слово.

2. Подбираем однокоренное слово.

3. Находим приставку – ту часть слова, которая стоит перед корнем.

4. На письме – выделяем знаком.

1. Слово «подходит»

2. Однокоренные слова – ход-приходить-уходили. Корень ход.

3. Под – часть, стоящая перед корнем.

4. Выделяем ее.

1. Слово «выходит»

2. Однокоренные слова – ход-приходить-уходили. Корень ход.

3. Вы – часть, стоящая перед корнем.

4. Выделяем ее.

-Да. Один корень, а приставки разные.

-Нет

-Важна, т.к. она образовывает новые слова

-Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

-Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Р: поиск информации в предложенных источниках;

К: владение диалогической формой коммуникацией;

П:  осуществление операции анализа, синтеза;

Р:  планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Динамическая пауза.

Словесный: речь учителя

1 мин

Сладко-сладко потянулись,

Распрямились, разогнулись.

Ваши мышцы все проснулись?

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – потопать, посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершать.

- Какие приставки вы услышали ?

Выполняют физические упражнения

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: упражнение на нахождение приставки в слове

4 мин

Фронтальная форма работы

- Потренируемся находить приставку в слове. Алгоритм мы уже составляли, но также вы можете его найти на карточке №1.

Образец:

1.Читаем слово.

2. Подбираем однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

3. Находим приставку – ту часть слова, которая стоит перед корнем.

4. На письме – выделяем знаком.

-Кто не понял, как работать по алгоритму – поднимите руку.

-Теперь в слове влетит самостоятельно найдите приставку, используя алгоритм.

Кто работал у доски – «+» в «ЛО»

Парная форма работы

-Обменяйтесь тетрадями. Кто назовет, какую приставку выделил сосед?

-Кто выделил такую же приставку – поставьте в лист оценивания «+».

Загудит.

Загудеть – гудеть – прогудел.

корень – гуд

Приставка – за

Влетит

Летит – полет – перелетит

корень – лет

Приставка – в-

-Приставка в-

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: анализ слов

Практический: самостоятельное выполнение упражнения

Наглядный: проверка по эталону

Словесный: формулирование вывода, ответы на вопросы обобщающего характера

4 мин

Фронтальная  форма работы

-Посмотрите на слайд – знакомы ли вам эти слова?

-Помните, в чем заключалось затруднение? С чем это было связано?

Индивидуальная форма работы

-Но теперь вы уже это знаете.

-Откройте тетрадь, запишите эти слова и самостоятельно разберите их по составу, включая приставку.

-Работаем аккуратно, приставку выделяем карандашом.

-Сверьте свою работу со слайдом. У кого нет ошибок – поставьте «+» в лист оценивания

Фронтальная форма работы

-Как называется часть, которую вы выделили?

-Что такое приставка? Где она стоит и для чего она служит?

-Ответили мы на вопрос, на который искали ответ?

-Да, в начале урока мы распределяли слова по группам и там были слова: переходит, входит.

-Да, мы не могли выделить приставку. Потому что не знали, что это такое и как она обозначается.

Переходит, входит.

-Приставка

-Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

-Да

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

VII. Включение в систему знаний

Наглядный: карточки; презентация

Практический: написание слов, морфемный разор слов; соотнесение с рисунком

Словесный: подведение итога

7 мин

Групповая форма работы

-Фикски предлагают вам поработать в группах. Для этого объединитесь по 4 человека.

-Вспомним правила работы в группе.

-Фиксики будут строго следить за выполнением всех правил!

-Ваша задача – совместить приставку со словом и соединить с картинкой, которая подходит по лексическому значению. Соединяете теми цветами, которыми обозначена приставка! Будьте внимательны! Картинок гораздо больше, чем приставок.

В прямоугольнике - написать слова, которые у вас получились и выделить приставку – вспоминайте алгоритм. Образец работы на доске

-Проверьте со слайдом. Если у вашей группы все верно – поднимите руку.

-Оцените себя. Чья группа не допустила ошибок – «+» в «ЛО»

-Итак, подведем итог: для чего служит приставка?

Правила:

1.Говорить в пол голоса.

2. Выслушивать мнение каждого.

3. В группе должен быть ответственный.

4. 1 говорит – другие слушают.

1 группа. До-лить, про-лить.

2 группа. Под-лететь, от-лететь.

3 группа. При-везти, вы-везти.

4 группа. За-клеить, на-клеить.

5 группа. В-писать, о-писать.

6 группа. За-дуть, на-дуть.

-Для образования новых слов

П: анализ объектов с выделением существенных  признаков;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: решение теста

Практический: оценивание своей деятельности на уроке

Словесный: формулирование выводов, обобщений

3 мин

Фронтальная работа

-В завершении, Фиксики предлагают вам решить небольшой тест – карточка №2.

Выберите ТОЛЬКО 1 вариант ответа:

1.Приставка – это:

А) часть слова;

Б) значимая часть слова;

В) главная часть слова.

2.  Где находится приставка?

А) перед корнем;

Б) после корня;

В) в конце слова.

3. Для чего служит приставка?

А) для образования форм слов;

Б) для связи слов;

В) для образования новых слов.

4.  Графически приставка выделяется:

А)

Б)

В)

5. Подберите к слову «обходит»:

А)

Б)

В)

-Сверьте свою работу с экраном.

У кого нет ни одной ошибки – «+» в «ЛО»

Фиксики: вот здорово, теперь и мы со всем разобрались! Спасибо, ребята! До новых встреч!

-У кого 5-6 «+» в «ЛО» - поднимите руку – оценка за урок – «5».

-У кого 3-4 «+» в «ЛО» - поднимите руку - оценка за урок – «4».

-Подойдите ко мне на перемене для выставления оценок

-Какие цели ставили на урок?

-Что получилось на уроке?

-Какие трудности были в уроке?

-В ваших глазах я разглядела огонек любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы.

Урок окончен. Спасибо.

-Узнать, что такое приставка, уметь находить приставку в слове

Ответы детей

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности и др.

Л: участие в подведении итогов урока;

П: осуществление обобщений, выводов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...