Конспект урока русского языка на тему "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 8.11.2019
Школа: «МАОУ СОШ №148» ФИ студента: Столбова Валерия
Класс: 3 группа № 45
Кабинет: 212
Время: 8:55-8:35
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Приставка
Цели деятельности учителя: формирование понятия о приставке как о значимой части слова; умения выделять приставки в словах.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: определение понятия «приставка»; алгоритм нахождения приставок;
уметь: выделять приставки в словах; осуществлять морфемный разбор слов.
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник: В 2 ч./ Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, 2015. – Ч.1 – С. 84–86. - М.: Просвещение; учебная презентация; карточки.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: монолог учителя Психологический настрой Наглядный: учебная презентация | 1 мин | Парная форма работы -Добрый день, ребята. Меня зовут Валерия Александровна. Присаживайтесь. -Направьте свои ладони к ладоням соседа по парте. Соприкоснитесь большими пальцами и скажите друг другу: «я», указательными – «желаю», средними – «тебе», безымянными – «настроиться на работу», мизинцами – «и преодолеть все трудности». | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Выполняют упражнение, направленное на мотивацию и продуктивную работу на уроке. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. |
II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: учебная презентация Словесный: учебный диалог Практический: деление слов по признаку Практический: повторение изученного материала Наглядный: учебная презентация Практический: морфемный разбор слов Словесный: проблемная ситуация | 6 мин | Индивидуальная форма работы - Вспоминайте правила посадки. Откройте рабочие тетради, запишите число, «Классная работа». Фронтальная форма работы - Ребята, я пришла к вам не одна. Посмотрите, кто это? Верно. И они всегда нас выручают. Но сейчас им нужна наша помощь. -Кто готов помощь Фиксикам – поднимите руку. И для начала, Фиксики хотят задать вам несколько вопросов: -Без чего не может существовать слово? -Что такое корень? -Как найти в слове корень? -Окончание – это изменяемая часть слова? -Окончание служит для образования новых слов? -Бывает ли у слова нулевое окончание? -Вы отлично справились с этим заданием. -А вот и следующее задание, с которым Фиксики попросили вас помочь им: Индивидуальная форма работы «Раздели на группы». -Прочитайте внимательно слова на экране. Посмотрите, что в них общего? Переходит, ходит, ходят, входит. -Назовите этот корень -Разделите слова на 2 группы -По какому признаку разделили слова? -Что такое корень? -Какие еще части слова вы знаете? Что мы еще забыли выделить? -Какое окончание в словах 2 группы? -Какая часть в словах 2 группы внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? А где она находится: перед корнем или после корня? Как называется эта часть? На какой вопрос будем искать ответ? На доске: ? (Симка): А хотите узнать, как она называется? Тогда откройте учебник на стр.73, найдите состав слова и название этой части. -Кто нашел – прочитайте название этой части слова. | Работают в рабочей тетради Угадывают героев мультфильмов-Фиксиков. -Без корня -Значимая часть родственных слов -Подобрать родственные слова -Да -Нет -Да -Общий корень -ход 1. Ходит, ходят 2. Переходит, входит - в 1 группе все слова начинаются с корня, а во 2 - перед корнем есть еще какая-то часть. -Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. -Окончание. - окончание - ит -Мы не знаем, потому что еще не изучали. -Перед корнем -Мы не знаем -Как называется часть слова, которая стоит пред корнем? -Приставка | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; |
III. Постановка учебной задачи Наглядный: презентация Словесный: постановка темы и целей урока Наглядный: план | 2 мин | Фронтальная форма работы -Сформулируйте тему урока. -Какие цели на урок мы поставим? (Нолик): а план составить не забыли? -Верно, ребята. Посмотрите на доску – я случайно все перепутала. Давайте восстановим последовательность действий для открытия нового знания. | -Приставка -узнать, что такое приставка и как она обозначается. План: 1. Что такое приставка? 2. Где находится? 3. Для чего служит приставка? | П: построение речевого высказывания; Р: умение составлять план по теме |
IV. Открытие нового знания Практический: работа с понятием Наглядный: учебная презентация Словесный: учебный диалог Практический: разбор слова по составу Словесный: учебный диалог Наглядный: презентация Практический: составление плана Практический: разбор слова по составу Словесный: учебный диалог Наглядный: план Словесный: работа с правилом Наглядный: карточки | 8 мин | Фронтальная форма работы - Кто-нибудь знает лексическое значение слова «приставка»? -Нолик предлагает нам обратиться к «Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова». Прочитай, пожалуйста определение понятия «приставка». -Кто был внимателен и может сказать, сколько значений у слова «приставка»? -Как называются слова, у которых несколько значений? -Как думаете, какое значение нам на уроке будет подходить больше всего? - А так это или нет – мы с вами и будем разбираться. - Посмотрите на слайд и скажите: чем похожи эти слова? -Как называются слова с одинаковым корнем? -Спишите эти слова к себе в тетрадь через запятую. Докажите графически, что это однокоренные слова. Какой корень выделили? -Попробуйте объяснить, как от слова «ходит» образовалось слово «входит»? «выходит»? Чем по смыслу отличаются эти слова? -Какая часть дает слову его значение? -Как она называется? -Посмотрите на слайд, каким знаком будем выделять приставку? (Симка): теперь можем и алгоритм нахождения приставки составить!
-По алгоритму найдите приставку в выписанных словах и обозначьте ее (1 слово я у доски, 2 – ребенок) -Проверяем 2 слово. Кто готов проверить по алгоритму? Кто работал у доски и анализировал - + в «Лист оценивания» -Заметили ли вы что-то необычное в этих словах? -А лексическое значение слов остался прежним после изменения приставки? -Важна приставка для слов или и без нее можно обойтись? - Попробуем ответить на вопросы плана: 1. Что такое приставка? 2. Где находится? 3. Для чего служит приставка? -Подтвердим наш вывод мнением авторов учебника. На стр. 84 прочитайте правило. Парная форма работы -Расскажите соседу по парте правило. -Кому сосед рассказал все верно и без ошибок – поднимите руку. -Что тебе рассказал твой сосед? Используй план – как подсказку. 1. Что такое приставка? 2. Где находится? (на доске - 3. Для чего служит приставка? Кто без ошибок рассказал правило – «+» в «ЛО» -Ну что, Симка, теперь тебе все понятно стало? -Да, спасибо ребята, вы меня очень выручили! Теперь я все-все поняла. | Из словаря: 1. Приставить к чему-нибудь. 2. То, что приставлено, присоединено к чему-нибудь. 3. В грамматике: морфема, стоящая перед корнем. -3 значения -Многозначные -третье значение: морфема, стоящая перед корнем -Есть какая-то часть перед корнем; одинаковый корень. -Однокоренными -Ход -Перед корнем приставили «под-»; «вы-» -Лексическое значение разное: подходит к чему-то, выходит откуда-то. -Та, что стоит перед корнем. -Приставка -2 знаком. (по слайду): 1. Читаем слово. 2. Подбираем однокоренное слово. 3. Находим приставку – ту часть слова, которая стоит перед корнем. 4. На письме – выделяем знаком. 1. Слово «подходит» 2. Однокоренные слова – ход-приходить-уходили. Корень ход. 3. Под – часть, стоящая перед корнем. 4. Выделяем ее. 1. Слово «выходит» 2. Однокоренные слова – ход-приходить-уходили. Корень ход. 3. Вы – часть, стоящая перед корнем. 4. Выделяем ее. -Да. Один корень, а приставки разные. -Нет -Важна, т.к. она образовывает новые слова -Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. -Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. | Р: поиск информации в предложенных источниках; К: владение диалогической формой коммуникацией; П: осуществление операции анализа, синтеза; Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; |
Динамическая пауза. Словесный: речь учителя | 1 мин | Сладко-сладко потянулись, Распрямились, разогнулись. Ваши мышцы все проснулись? С при – приставкою присесть, С по – приставкою подняться, С под – подпрыгнуть, подмигнуть, С по – потопать, посмеяться, С вы – вытягиваем руки, С о – опустим их опять. Вот и всё настало время С за – зарядку завершать. - Какие приставки вы услышали ? | Выполняют физические упражнения | Р: преодоление импульсивности, непроизвольности; |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: упражнение на нахождение приставки в слове | 4 мин | Фронтальная форма работы - Потренируемся находить приставку в слове. Алгоритм мы уже составляли, но также вы можете его найти на карточке №1. Образец: 1.Читаем слово. 2. Подбираем однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. 3. Находим приставку – ту часть слова, которая стоит перед корнем. 4. На письме – выделяем знаком. -Кто не понял, как работать по алгоритму – поднимите руку. -Теперь в слове влетит самостоятельно найдите приставку, используя алгоритм. Кто работал у доски – «+» в «ЛО» Парная форма работы -Обменяйтесь тетрадями. Кто назовет, какую приставку выделил сосед? -Кто выделил такую же приставку – поставьте в лист оценивания «+». | Загудит. Загудеть – гудеть – прогудел. корень – гуд Приставка – за Влетит Летит – полет – перелетит корень – лет Приставка – в- -Приставка в- | П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: анализ слов Практический: самостоятельное выполнение упражнения Наглядный: проверка по эталону Словесный: формулирование вывода, ответы на вопросы обобщающего характера | 4 мин | Фронтальная форма работы -Посмотрите на слайд – знакомы ли вам эти слова? -Помните, в чем заключалось затруднение? С чем это было связано? Индивидуальная форма работы -Но теперь вы уже это знаете. -Откройте тетрадь, запишите эти слова и самостоятельно разберите их по составу, включая приставку. -Работаем аккуратно, приставку выделяем карандашом. -Сверьте свою работу со слайдом. У кого нет ошибок – поставьте «+» в лист оценивания Фронтальная форма работы -Как называется часть, которую вы выделили? -Что такое приставка? Где она стоит и для чего она служит? -Ответили мы на вопрос, на который искали ответ? | -Да, в начале урока мы распределяли слова по группам и там были слова: переходит, входит. -Да, мы не могли выделить приставку. Потому что не знали, что это такое и как она обозначается. Переходит, входит. -Приставка -Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов -Да | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; |
VII. Включение в систему знаний Наглядный: карточки; презентация Практический: написание слов, морфемный разор слов; соотнесение с рисунком Словесный: подведение итога | 7 мин | Групповая форма работы -Фикски предлагают вам поработать в группах. Для этого объединитесь по 4 человека. -Вспомним правила работы в группе. -Фиксики будут строго следить за выполнением всех правил! -Ваша задача – совместить приставку со словом и соединить с картинкой, которая подходит по лексическому значению. Соединяете теми цветами, которыми обозначена приставка! Будьте внимательны! Картинок гораздо больше, чем приставок. В прямоугольнике - написать слова, которые у вас получились и выделить приставку – вспоминайте алгоритм. Образец работы на доске -Проверьте со слайдом. Если у вашей группы все верно – поднимите руку. -Оцените себя. Чья группа не допустила ошибок – «+» в «ЛО» -Итак, подведем итог: для чего служит приставка? | Правила: 1.Говорить в пол голоса. 2. Выслушивать мнение каждого. 3. В группе должен быть ответственный. 4. 1 говорит – другие слушают. 1 группа. До-лить, про-лить. 2 группа. Под-лететь, от-лететь. 3 группа. При-везти, вы-везти. 4 группа. За-клеить, на-клеить. 5 группа. В-писать, о-писать. 6 группа. За-дуть, на-дуть. -Для образования новых слов | П: анализ объектов с выделением существенных признаков; |
VIII. Рефлексия деятельности Практический: решение теста Практический: оценивание своей деятельности на уроке Словесный: формулирование выводов, обобщений | 3 мин | Фронтальная работа -В завершении, Фиксики предлагают вам решить небольшой тест – карточка №2. Выберите ТОЛЬКО 1 вариант ответа: 1.Приставка – это: А) часть слова; Б) значимая часть слова; В) главная часть слова. 2. Где находится приставка? А) перед корнем; Б) после корня; В) в конце слова. 3. Для чего служит приставка? А) для образования форм слов; Б) для связи слов; В) для образования новых слов. 4. Графически приставка выделяется: А) Б) В) 5. Подберите к слову «обходит»: А) Б) В) -Сверьте свою работу с экраном. У кого нет ни одной ошибки – «+» в «ЛО» Фиксики: вот здорово, теперь и мы со всем разобрались! Спасибо, ребята! До новых встреч! -У кого 5-6 «+» в «ЛО» - поднимите руку – оценка за урок – «5». -У кого 3-4 «+» в «ЛО» - поднимите руку - оценка за урок – «4». -Подойдите ко мне на перемене для выставления оценок -Какие цели ставили на урок? -Что получилось на уроке? -Какие трудности были в уроке? -В ваших глазах я разглядела огонек любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы. Урок окончен. Спасибо. | -Узнать, что такое приставка, уметь находить приставку в слове Ответы детей | П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности и др. Л: участие в подведении итогов урока; П: осуществление обобщений, выводов; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...