Гласная буква Я
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Петренко Наталья Юрьевна

Задачи: познакомить учащихся с буквами Я, я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь; логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к Родине.

Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.

Пропедевтика: йотированные согласные

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnaya_bukva_ya-.docx19.57 КБ
Microsoft Office document icon bukva_ya_dlya_zakrepleniya.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гласная буква Я.

Букварный период. 1 класс.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Я, я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь; логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к Родине.

Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.

Пропедевтика: йотированные согласные

Ход урока

  1. Деление букв на группы (работа в парах, 2 человека у доски)

а) Разделить изученные буквы на две группы:

а о у ы н м л р б в д з и е п к т с я 

(гласные – согласные)

У: – Какие затруднения возникли?

Д: – Буква Я.

У:– Почему?

Д: – Ещё не изучали.

У:– Значит какая сегодня тема урока?

Д: –Буква Я . НА ДОСКУ

У: – Как вы думаете, чем будем заниматься?

Д: –Узнавать всё о букве Я.

У: – Как отличить гласные от согласных?

Д: – Гласные тянутся и поются…

б) Деление гласных на группы.

У: – Что можно сделать с гласными?

Д: – Разделить на две группы.

У: – Какие?

Д:– Показатель мягкости согласного звука, показатель твёрдости согласного звука.

В) Дальнейшее деление на группы.

У: – Можно ли разделить эту группу гласных (е, и) ещё на две группы?

У: – Каким образом?

Д: – Е – хитрая буква.

У: – Почему?

Д: – В начале слова и после гласной обозначает два звука. После согласной – приказывает читаться мягко.

У: – Как вы думаете для чего мы это вспоминали?

Д: – Пригодится при изучении новой темы.

  1. Работа со звуковыми схемами

а) Отгадайте загадку:

У: – Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

У: – Делим на слоги.

Д: – В этом слове три слога.

У: – Выделяем ударный слог.

Д: – Ударный слог первый.

У: – Составляем звуковую схему слова. Что слышим в начале первого слога?

Д: – Мягкий согласный звук [й], гласный звук [а], твёрдый звонкий согласный звук [б].и т.д.

  1. Знакомство с буквой Я

У: – Слияние [йа] принято обозначать буквой Я.

У: – Какую ещё хитрую букву знаете?

Д: – Е.

У: – На что похожа буква Я?

Д: (Предлагают свои варианты)

Работа по теме урока (УЧЕБНИК стр. 111)

Знакомство со звуками [ Й’ А ]

  • Работаем с учебником на стр. 111. Что изображено на рисунках над схемами? (яблоки и яблоня).
  • Что вы можете сказать о схемах к этим словам? (они одинаковые: 3 слога, одинаковое количество звуков в слогах, поровну гласных, мягких и твердых согласных, последовательность звуков в слове)
  • Какие первые два звука в этих словах?

Когда рядом слышаться два звука в такой последовательности [ й’ а ], в письменной речи употребляется буква Я.

  • Какие гласные буквы, обозначающие два звука, вы уже знаете? (буква Е)
  • В каких случаях буква Е обозначает два звука? (в начале слова и после гласной буквы)
  • В каких случаях буква Е обозначает один звук? (после мягкого согл)
  • Что происходит с согласным звуком при произношении, если в слове буква Е стоит после согласной буквы?
  • Проанализируйте слова: вялит – валит, зяблик – зайка.
  • Придумайте свои слова, которые начинаются на букву Я. (яма, яхта, ягуар, ярость, ябеда, ягода, Якутия, ящерица, Япония)
  1. Знакомство с буквой Я: - В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова. Ее автор – Олеся Емельянова.

Букву за бока кусают,
В море с корабля бросают,
Ею змеи зло творят,
Люди — речи говорят.

Ответ: буква Я (яблоко, якорь, яд, язык)

Физминутка 2: (показ движений)

У: – Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше!

Работа в прописи 

часть 3 стр. 20-21 – сравниваем печатную и письменную букву Я.

Придвиньте тетради, откройте их на с. 20, положите тетрадь правильно с наклоном. Возьмите ручку. Сядьте правильно.

Шла, гуляла буква Л

Прямо по дорожке.

Вдруг свалилась буква О

И прилипла к ножке!

Посмотрите-ка, друзья,

Получилась буква Я.

-Начнем работу с узора. На что похож узор? (на спираль, серпантин)

ФИЗМИНУТКА. пальчиковая

Прописываем узор.

Работаем с цветными значками Ян Яна

Проведите звуко-буквенный анализ слов: ЯГОДА и ЗОЯ. В тетради. В каком случае буква Я обозначает два звука? (в начале слова и после гласного звука)

А вот ещё слова: ЯМА, ЯБЛОНИ, Ян, Яна.

И пропишите на стр.20-21 образцы.

Последнее слово на стр. 21 какое? (земля) И какая же последняя буква в этом слове?

  • После какой буквы встала буква Я? Если буква Я в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость предыдущего согласного звука

На стр.111 Азбуки читаем правило про букву Я.

(Буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного)

На развороте стр. 110 – 111 что изображено? (карта нашей страны).

  • Название какого города написано на карте?
  • Почему именно этот город важен для нашей страны?
  • На каких видах транспорта можно добираться из одного места в другое в нашей стране?
  • Какие животные живут на территории нашей страны?
  • Какие растения нашей страны вы знаете?
  • Как называется наша с вами страна? (на доску вывешиваются карта, флаг, герб, гимн РФ).
  • Как вы понимаете пословицы на стр. 110? Чему они нас учат?
  • Читаем самостоятельно текст на стр.111 и отвечаем на вопросы: Как называется наша страна?
  • Что посадили у дома? Место где человек родился и\или растёт называется Родина. Каждый старается посадить на Родине сад, цветы, построить дом.
  • Чему будут рады мама, папа и сестра?

Продолжение работы по теме урока

распечатка

Подведение итогов урока

  • Когда буква Я обозначает два звука?
  • Кто доволен своей работой на уроке? Смайлики покажите.
  • А кто не очень доволен своей работой и почему?
  • Всё ли было понятно на уроке по теме о букве и звуке Я?
  • Урок окончен. Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

                                    Задания для закрепления.

   Задание 4.  Закрась  жёлтым карандашом те части, в которых  

                        ты видишь букву «Я» и букву «я» .

     Задание 5.   Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.

    яяяЯ   яяЯя   яяяЯ  ЯяЯя   яЯяЯ   яяяЯ  яяЯя

     Задание 6.  Среди буквенного текста спрятались различные слова.

                         Найди их и подчеркни простым карандашом, а

                         слова с буквой «я» синим карандашом.

пармытьопърукиэюятсупрояплатьеёйгяьтакаяюяьвмам

Олятсбчктофъхяблокодворсанкибчьопокататьсяоврколд

Раятяъбылоукениктофъцхнельзялвораможноывайлесдвь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы

В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен  учителям, родителям и детям,  позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....

Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я

Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Чего больше: гласных звуков или гласных букв?

Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...