Гласная буква Я
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Задачи: познакомить учащихся с буквами Я, я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь; логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к Родине.
Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.
Пропедевтика: йотированные согласные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnaya_bukva_ya-.docx | 19.57 КБ |
bukva_ya_dlya_zakrepleniya.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гласная буква Я.
Букварный период. 1 класс.
Задачи: познакомить учащихся с буквами Я, я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь; логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к Родине.
Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.
Пропедевтика: йотированные согласные
Ход урока
- Деление букв на группы (работа в парах, 2 человека у доски)
а) Разделить изученные буквы на две группы:
а о у ы н м л р б в д з и е п к т с я
(гласные – согласные)
У: – Какие затруднения возникли?
Д: – Буква Я.
У:– Почему?
Д: – Ещё не изучали.
У:– Значит какая сегодня тема урока?
Д: –Буква Я . НА ДОСКУ
У: – Как вы думаете, чем будем заниматься?
Д: –Узнавать всё о букве Я.
У: – Как отличить гласные от согласных?
Д: – Гласные тянутся и поются…
б) Деление гласных на группы.
У: – Что можно сделать с гласными?
Д: – Разделить на две группы.
У: – Какие?
Д:– Показатель мягкости согласного звука, показатель твёрдости согласного звука.
В) Дальнейшее деление на группы.
У: – Можно ли разделить эту группу гласных (е, и) ещё на две группы?
У: – Каким образом?
Д: – Е – хитрая буква.
У: – Почему?
Д: – В начале слова и после гласной обозначает два звука. После согласной – приказывает читаться мягко.
У: – Как вы думаете для чего мы это вспоминали?
Д: – Пригодится при изучении новой темы.
- Работа со звуковыми схемами
а) Отгадайте загадку:
У: – Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
У: – Делим на слоги.
Д: – В этом слове три слога.
У: – Выделяем ударный слог.
Д: – Ударный слог первый.
У: – Составляем звуковую схему слова. Что слышим в начале первого слога?
Д: – Мягкий согласный звук [й], гласный звук [а], твёрдый звонкий согласный звук [б].и т.д.
- Знакомство с буквой Я
У: – Слияние [йа] принято обозначать буквой Я.
У: – Какую ещё хитрую букву знаете?
Д: – Е.
У: – На что похожа буква Я?
Д: (Предлагают свои варианты)
Работа по теме урока (УЧЕБНИК стр. 111)
Знакомство со звуками [ Й’ А ]
- Работаем с учебником на стр. 111. Что изображено на рисунках над схемами? (яблоки и яблоня).
- Что вы можете сказать о схемах к этим словам? (они одинаковые: 3 слога, одинаковое количество звуков в слогах, поровну гласных, мягких и твердых согласных, последовательность звуков в слове)
- Какие первые два звука в этих словах?
Когда рядом слышаться два звука в такой последовательности [ й’ а ], в письменной речи употребляется буква Я.
- Какие гласные буквы, обозначающие два звука, вы уже знаете? (буква Е)
- В каких случаях буква Е обозначает два звука? (в начале слова и после гласной буквы)
- В каких случаях буква Е обозначает один звук? (после мягкого согл)
- Что происходит с согласным звуком при произношении, если в слове буква Е стоит после согласной буквы?
- Проанализируйте слова: вялит – валит, зяблик – зайка.
- Придумайте свои слова, которые начинаются на букву Я. (яма, яхта, ягуар, ярость, ябеда, ягода, Якутия, ящерица, Япония)
- Знакомство с буквой Я: - В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова. Ее автор – Олеся Емельянова.
Букву за бока кусают,
В море с корабля бросают,
Ею змеи зло творят,
Люди — речи говорят.
Ответ: буква Я (яблоко, якорь, яд, язык)
Физминутка 2: (показ движений)
У: – Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше!
Работа в прописи
часть 3 стр. 20-21 – сравниваем печатную и письменную букву Я.
Придвиньте тетради, откройте их на с. 20, положите тетрадь правильно с наклоном. Возьмите ручку. Сядьте правильно.
Шла, гуляла буква Л
Прямо по дорожке.
Вдруг свалилась буква О
И прилипла к ножке!
Посмотрите-ка, друзья,
Получилась буква Я.
-Начнем работу с узора. На что похож узор? (на спираль, серпантин)
ФИЗМИНУТКА. пальчиковая
Прописываем узор.
Работаем с цветными значками Ян Яна
Проведите звуко-буквенный анализ слов: ЯГОДА и ЗОЯ. В тетради. В каком случае буква Я обозначает два звука? (в начале слова и после гласного звука)
А вот ещё слова: ЯМА, ЯБЛОНИ, Ян, Яна.
И пропишите на стр.20-21 образцы.
Последнее слово на стр. 21 какое? (земля) И какая же последняя буква в этом слове?
- После какой буквы встала буква Я? Если буква Я в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость предыдущего согласного звука
На стр.111 Азбуки читаем правило про букву Я.
(Буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного)
На развороте стр. 110 – 111 что изображено? (карта нашей страны).
- Название какого города написано на карте?
- Почему именно этот город важен для нашей страны?
- На каких видах транспорта можно добираться из одного места в другое в нашей стране?
- Какие животные живут на территории нашей страны?
- Какие растения нашей страны вы знаете?
- Как называется наша с вами страна? (на доску вывешиваются карта, флаг, герб, гимн РФ).
- Как вы понимаете пословицы на стр. 110? Чему они нас учат?
- Читаем самостоятельно текст на стр.111 и отвечаем на вопросы: Как называется наша страна?
- Что посадили у дома? Место где человек родился и\или растёт называется Родина. Каждый старается посадить на Родине сад, цветы, построить дом.
- Чему будут рады мама, папа и сестра?
Продолжение работы по теме урока
распечатка
Подведение итогов урока
- Когда буква Я обозначает два звука?
- Кто доволен своей работой на уроке? Смайлики покажите.
- А кто не очень доволен своей работой и почему?
- Всё ли было понятно на уроке по теме о букве и звуке Я?
- Урок окончен. Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Задания для закрепления.
Задание 4. Закрась жёлтым карандашом те части, в которых
ты видишь букву «Я» и букву «я» .
Задание 5. Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.
яяяЯ яяЯя яяяЯ ЯяЯя яЯяЯ яяяЯ яяЯя
Задание 6. Среди буквенного текста спрятались различные слова.
Найди их и подчеркни простым карандашом, а
слова с буквой «я» синим карандашом.
пармытьопърукиэюятсупрояплатьеёйгяьтакаяюяьвмам
Олятсбчктофъхяблокодворсанкибчьопокататьсяоврколд
Раятяъбылоукениктофъцхнельзялвораможноывайлесдвь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы
В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен учителям, родителям и детям, позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....
Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я
Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....
Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".
Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...
Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"
1В класс Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой б...
Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...
Чего больше: гласных звуков или гласных букв?
Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....
Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".
Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...
- Мне нравится (1)