Устойчивые выражения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хасаншина Мария Николаевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ " УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ"

Цели:

- создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами);
- способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.

УУД:

Предметные результаты:

научатся находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи,
писать без ошибок, применять орфографические правила, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, работать со словарями.

Метапредметные результаты:

овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные результаты:

смогут вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, проявлять интерес к познанию русского языка.

1.Организация внимания, положительный настрой на урок.

Предлагаю зарядиться положительными эмоциями. Для этого повернитесь друг к другу и подарите самую добрую улыбку.

Садитесь. Проверьте глазами, все ли готово к уроку русского зыка.

Откройте рабочие тетради, запишите дату.

Дата, классная работа.

2.

Откройте учебник на странице 112. Прочитайте тему. (ЧТО ТАКОЕ УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ)

Как вы понимаете слова (что такое) : выражения, устойчивые. Предположите, от какого слова оно образовалось.

3. Постановка цели урока:

С какой целью мы будем изучать эту тему? Предложите свою цель.  (………..)

(НА ДОСКЕ ЦЕЛЬ: УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ «УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»)

Зафиксируем цель и постараемся в течение урока не забывать ее и стремиться к достижению своей цели.

Что мы должны будем делать для достижения своей цели? Рассмотрите страницы учебника, чтобы ответить на этот вопрос.

1 шаг: РАБОТА С ТЕКСТОМ .С какой целью мы будем обращаться к тексту? - Чтобы извлечь информацию.

2 шаг: ЧТЕНИЕ ПЛАКАТА ( С какой целью обратимся к плакату?) - Чтобы сравнить свой вывод с научным.

3 шаг: РАБОТА СО СЛОВАРЕМ (С какой целью мы обратимся к словарю?) – чтобы отыскать неизвестное нам слово или выражение.

4 шаг: ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.( С какой целью будем их выполнять?) – чтобы закрепить свои знания.

Предлагаю обратиться к тексту на странице 112. Еще раз проговорим, с какой целью мы будем читать текст? (чтобы извлечь информацию) читает 1 ученик для всех.

Недавно Миша пришел на занятие клуба после игры в футбол – уставший, возбужденный. Он никак не мог успокоиться, вертелся и всем мешал. Анишит Йокоповна сказала: «Миша, пожалуйста, возьми себя в руки». Миша обхватил себя руками, постоял так минуточку и разочарованно протянул : «Не помогает…»

ОБСУДИМ первую часть текста.

 Какое выражение показалось вам необычным? Почему у Миши не получилось взять себя в руки?  Как он должен был поступить в этом случае? Как бы поступили вы?

Запишите в тетрадь: Взять себя в руки.

Продолжим читать диалог.

Анишит Йокоповна рассмеялась: «Ты меня неправильно понял. Есть такое выражение: «Взять себя в руки». Это значит контролировать свои чувства и поступки….»

Чье мнение совпало с текстом? (поднимите руки) Что значит взять себя в руки?  В каких ситуациях можно употребить это выражение? Кому из вас и в какой ситуации приходилось слышать это выражение?

ДОЧИТЫВАЕМ:

« В нашем языке есть такие выражения, которые нельзя понимать буквально. Они употребляются в переносных значениях, делая нашу речь яркой и точной».

Какую полезную информацию вы извлекли из текста? Зачитайте эту фразу (последнее предложение ).

Итак, мнение многих детей из класса совпало со словами из учебника.                                                  Где мы можем проверить свой вывод? Обращаемся к плакату летучей мыши. (это второй шаг нашего плана).

 С какой целью мы обращаемся к плакату? ( Проверить , совпал ли наш вывод с научным).Читаем.

Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости.

Какую полезную информацию вы узнали из плаката?

ЗАКРЕПИМ НАШИ ЗНАНИЯ. Обратимся к упр.103. Прочитайте инструкцию.

Прочитай предложение и найди в нем устойчивое выражение.

 Как вы поняли инструкцию. Как будете искать устойчивые выражения?

Пятерок у него в дневнике – кот наплакал.

Как ты понимаешь смысл выражения «кот наплакал»: пятерок много или мало?

 РАБОТА В ПАРЕ. Обсудите в парах. К какому выводу пришли? Подтвердим свое мнение словами из текста. (читаем объяснение вслух 1 человек)

-А почему появилось такое выражение? – поинтересовался Миша.

- представь: если бы кот смог плакать, слез у него было бы много или мало? – спросила Анишит Йокоповна.

- Мало, - сказал Миша.

- Мало, говоришь? Вот ты и ответил на свой вопрос! – сказала Анишит Йокоповна. – При этом помните, мы не можем переделывать устойчивое выражение по своему желанию. Нельзя сказать: «пес наплакал» или «кот намяукал», только – «кот наплакал».

 Вспомните свои предположения о слове «Устойчивые». Теперь вы убедились, почему УСТОЙЧИВЫЕ? Потому что, нельзя переделать по своему желанию.

Запишем в тетрадь: Кот наплакал.

Рассмотрите рисунок на стр.112.

Прочитайте выражение.

Как воды в рот набрать.

Как вы думаете, что оно обозначает?  (……)

Где мы сможем найти точное объяснение значения этого выражения? В словаре происхождения слов. Найдите этот словарь во второй части учебника. ( часть 2 стр.157) Как устроен этот словарь. Ищем выражение « Как в рот воды набрать», читаем объяснение.

Как воды в рот набрать – молчать, ничего не говорить.

Почему этот словарь обозначен буквой Ф?. Устойчивые выражения – фразеологизмы, а словарь, в котором хранятся фразеологизмы - …..фразеологический словарь.  (Показать фразеологический словарь.  (можно)Попросить одного ученика поработать со словарем, найти выражение «знать на зубок»).

Кто уже приблизился к цели урока? (поднимите руки)

Физминутка.(немножко отдохнем, чтобы продолжить работу)

Теперь мы готовы к закреплению полученных знаний.

4 ШАГ – ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

 Откройте тетрадь на стр.72. упр.78. Прочитайте инструкцию .

Открой словарь устойчивых выражений. Найди и выпиши из него устойчивые выражения со следующими значениями.

Составьте план своих действий.

Выполнение упражнения самостоятельно.

  1. Уметь контролировать свои чувства – ___________________________________.
  2. Очень удивляться – ___________________________________________________.
  3. Слегка утолить голод – ________________________________________________.
  4. Молчать, ничего не говорить – __________________________________________.
  5. Оказаться в глупом положении – ________________________________________.
  6. Плохо что-либо делать – _______________________________________________.

Самопроверка с доски.

  1. Уметь контролировать свои чувства – держать себя в руках.
  2. Очень удивляться – диву даваться.
  3. Слегка утолить голод – заморить червячка.
  4. Молчать, ничего не говорить – как воды в рот набрать
  5. Оказаться в глупом положении – попасть впросак.
  6. Плохо что-либо делать спустя рукава.

САМООЦЕНКА НА ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА. Какие трудности зафиксировали при выполнении упражнения?

 Задание 104 из учебника(стр.114). Прочитайте инструкцию. Проговорите план действий . Выполняем работу в паре.

Найди в словаре смешное выражение «собачий холод». Что оно означает? Придумай небольшой рассказ, в который вошли бы выражения «кот наплакал» и «собачий холод».

Как вы думаете, этот рассказ должен быть обязательно о животных?

Слушаем желающих.

Вернемся к цели урока. (Читаем). Кто достиг цели урока. Устная оценка своей работы (плохо, хорошо, отлично). ……….

Зачем мы изучали эту тему? ............

Как вы думаете, мы сегодня все узнали об устойчивых выражениях или что-то осталось для вас загадкой? (откуда появились эти выражения) что можно сделать, чтобы ответить на свои вопросы? (поискать информацию с энциклопедиях, в интернете и др.)

Наш урок закончен. СПАСИБО. ДО СВИДАНИЯ.

Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка (развитие речи) в 3 Д классе. Программа ПНШ. Волевая саморегуляция

Слайд 2

4 декабря. Классная работа. Учебник, стр.112.

Слайд 3

Цель: Узнать, что такое «Устойчивые выражения» ТЕМА: «Что такое устойчивые выражения». Целеполагание Поиск и выделение необходимой информации

Слайд 4

Деятельность ученика : Работа с текстом Чтение плаката Работа со словарем Тренировочные упражнения Планирование Смыслообразование

Слайд 5

Учебник стр.112 Взять себя в руки . Поиск и выделение необходимой информации Смысловое чтение

Слайд 6

Упр.103. Кот наплакал. Планирование Коммуникативные УУД

Слайд 7

Учебник стр.112 Ф Ф разеологический Смысловое чтение

Слайд 9

Упр.78 (Т) Уметь контролировать свои чувства – держать себя в руках. Очень удивляться – диву даваться. Слегка утолить голод – заморить червячка. Молчать, ничего не говорить – как воды в рот набрать. Контроль и коррекция Самооценка

Слайд 10

Упр. 104. Коммуникативные УУД

Слайд 11

Узнать что такое устойчивые выражения. Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" ...

Презентация к уроку "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс...

Конспект урока с презентацией по теме "Устойчивые выражения" 4 класс ПНШ

Здесь представлены материалы конкурсного урока Миниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года -2015" . Урок подготовлен учителем начальных классов МКОУ СОШ № 8 с.Тахта Ипатовского района С...

Устойчивые выражения.

Урок русского языка. Разработку можно использовать на внеурочке по русскому языку....

Урок русского языка 4 класс ПНШ "Устойчивые выражения"

Данный урок по теме "Устойчивые  выражения" может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ...