Устойчивые выражения.
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Урок русского языка. Разработку можно использовать на внеурочке по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.doc | 71.5 КБ |
shemy_frazeologizmy.ppt | 568.5 КБ |
frazeologizm_refleksiya.doc | 30 КБ |
fizmin.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Устойчивые выражения». 4 класс. УМК "ПНШ"
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма, познакомить с разнообразием фразеологизмов.
Задачи:
- Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
- Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
- Развитие умения работать в группах, навыков самоконтроля и самооценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову , либо предложению Их водой не разольешь = Они крепко дружат Лясы точить = болтать Самая главная черта фразеологизмов – переносный смысл
Из истории нашего народа Из профессий Из мифологии Созданные писателями сматывать удочки, расправлять крылья ахиллесова пята нить Ариадны дамоклов меч играть первую скрипку сгущать краски ход конем счастливые часов не наблюдают а воз и ныне там голый король как зеницу ока, не от мира сего Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! шарашкина контора розовые очки идея фикс Откуда берутся фразеологизмы
Отличай! Словосочетания Фразеологизмы Нельзя заменять одно слово другими словами Любое слово можно заменить другими словами Два самостоятельных слова, разные члены предложения кинуть книги на полку х что? куда? Положить книги на полку положить учебники на полку Положить зубы на полку Одна речевая единица из нескольких слов кинуть зубы на полку положить желудок на полку положить зубы на стол Можно заменить всё одним словом-синонимом голодать положить книги на стол Нельзя всё заменить одним словом-синонимом
Предварительный просмотр:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
6. Я ловил все налету.
7. Все было ясно как божий день.
8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.
9. Я работал засучив рукава.
10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.
11. Я гонял лодыря.
12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.
13. Я наступал на одни и те же грабли.
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
6. Я ловил все налету.
7. Все было ясно как божий день.
8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.
9. Я работал засучив рукава.
10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.
11. Я гонял лодыря.
12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.
13. Я наступал на одни и те же грабли.
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
6. Я ловил все налету.
7. Все было ясно как божий день.
8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.
9. Я работал засучив рукава.
10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.
11. Я гонял лодыря.
12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.
13. Я наступал на одни и те же грабли.
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
6. Я ловил все налету.
7. Все было ясно как божий день.
8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.
9. Я работал засучив рукава.
10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.
11. Я гонял лодыря.
12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.
13. Я наступал на одни и те же грабли.
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
6. Я ловил все налету.
7. Все было ясно как божий день.
8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.
9. Я работал засучив рукава.
10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.
11. Я гонял лодыря.
12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.
13. Я наступал на одни и те же грабли.
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
6. Я ловил все налету.
7. Все было ясно как божий день.
8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.
9. Я работал засучив рукава.
10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.
11. Я гонял лодыря.
12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.
13. Я наступал на одни и те же грабли.
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
6. Я ловил все налету.
7. Все было ясно как божий день.
8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.
9. Я работал засучив рукава.
10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.
11. Я гонял лодыря.
12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.
13. Я наступал на одни и те же грабли.
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
6. Я ловил все налету.
7. Все было ясно как божий день.
8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.
9. Я работал засучив рукава.
10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.
11. Я гонял лодыря.
12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.
13. Я наступал на одни и те же грабли.
Предварительный просмотр:
Голоден, как …
Хитёр, как …
Труслив, как …
Надут, как …
Неповоротлив, как …
Упрям, как …
Здоров, как …
Колюч, как …
Соедините линией фразеологизм и его значение. Прочитайте.
Так говорят об успехе, об удачном деле | не верить своим ушам | |
Очень удивляться, поражаться услышанному | дал волю языку | |
Сказал все, что думал, что можно и чего нельзя говорить | дело в шляпе |
Объясните классу, что такое фразеология? (рассказать у доски, как вы поняли схему)
Из этих предложений выберите (подчеркните или выделите) только предложения с фразеологизмами. Прочитайте
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.
Угадайте о чем идет речь?
- его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; за него водят; иногда его суют не в свое дело.
- иногда они вянут; на них вешают лапшу; некоторые ими хлопают, когда невнимательны; а доверчивые их развешивают.
- он – в голове у несерьезного человека; его ищи в поле; на него бросают слова и деньги.
Устно замените фразеологизмами выделенные слова:
Уезжая, родители наказывали Аленушке внимательно смотреть за Иванушкой. Маша поняла, что Миша ее обманывает. Почему ты опять плачешь?
Подсказки в словаре на стр. 190.
Объясните классу, что такое фразеологизмы?
(рассказать у доски, как вы поняли схему)
Подпишите картинки.
(если что-то не получается, можно спросить мнение класса)
Устно закончите стихотворения:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят _____________________.
Фальшивят, путают слова,
Поют _______________________,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни __________________.
Товарищ просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу,
Окажешь ____________________.
Справка: медвежья услуга; кто в лес, кто по дрова; водой не разольешь, уши вянут.
Объясните классу, откуда берутся фразеологизмы?
Определи профессию:
- Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
- Трещать по швам; семь раз отмерь; шито белыми нитками; на один покрой.
- Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе.
Для справок: портной (или швея), повар, столяр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Устойчивые выражения"
Конспект урока 2 класс...
Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"
Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" ...
Презентация к уроку "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс
Данная презентация была составлена к уроку по теме "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс...
презентация к уроку "Устойчивые выражения"
для удобства восприятия...
Конспект урока с презентацией по теме "Устойчивые выражения" 4 класс ПНШ
Здесь представлены материалы конкурсного урока Миниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года -2015" . Урок подготовлен учителем начальных классов МКОУ СОШ № 8 с.Тахта Ипатовского района С...
Урок русского языка 4 класс ПНШ "Устойчивые выражения"
Данный урок по теме "Устойчивые выражения" может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ...
Презентация к уроку русского языка по теме"Устойчивые выражения" 4 класс ПНШ
Данная презентация была составлена к уроку по теме "Устойчивые выражения" 4 класс по программе ПНШ...