развитие речи. подробное изложение. 4 класс (открытый урок)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дмитриева Светлана Валентиновна

Конспект урока по развитию речи (подробное изложение) по тексту В.Бианки "Ёж-спаситель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока94 КБ
Office presentation icon презентация к уроку123.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

  1. Мотивационно – ориентировочная часть

- Как вы думаете, какие вид работы с этим текстом я хотела бы предложить вам сегодня?

 - Какой вид работы самый простой на ваш взгляд? Сложнее? Еще сложнее?

 - Посмотрите на последовательность наших действий. Если мы сначала прочитаем, то потом можем списать текст, если мы прочитаем, составим план, перескажем, то потом мы можем написать изложение. Какой вид работы у нас получается лучше?

- Тогда какую учебную задачу поставим на урок?

  1. Операционально-исполнительная часть
  1. Первичное знакомство с текстом

 - По какому плану будем работать? 

 - Я действительно хотела познакомить вас с этим текстом. Послушайте его.  (Текст читает учитель)

 - Попробуем пересказать текст.

- Почему не получилось? Что нам поможет пересказать текст?

2. Вторичное целостное чтение текста.  Коллективное составление плана. Дети читают текст по частям, определяют их тему и озаглавливают.

- К какому типу отнесем данный текста? Докажите.

- Сколько частей можно выделить в тексте?

-  Какие?

- Прочитайте вводную часть.

 -  Определите тему этой части. Как мы ее озаглавим?

- Прочитайте основную часть.

- Основная часть большая, что мы можем сделать, чтобы ее лучше запомнить и не потерять события?

 - Прочитайте первую подчасть.

- Почему Маше пришлось сесть на кочку?

 - Обо что Маша укололась?

 - Как можно озаглавить эту часть?

 - Прочитайте следующую подчасть.

 - Какая опасность девочку подстерегала?  

 - Как озаглавим эту часть?    

 - Прочитайте следующую подчасть.

 - Расскажите, как еж сражался с гадюкой.

 - Как озаглавим эту подчасть?

  - Прочитайте заключительную часть. Определите тему этой части. Озаглавьте ее.                                                                                                  

  -Чего не хватает нашему тексту?

- Что должен отражать заголовок?  

 - О чем наш текст?

 - Как можно озаглавить наш текст?

 - Выберите заголовок, который вам больше понравился или придумайте свой и запишите его.

3. Работа над основными микротемами текста-образца. Составление таблицы по тексту, включающей в себя три графы: персонажи текста, их характеристика, их действия. Таблица составляется на доске при активном участии детей.

 - При каком условии у нас получится хорошее изложение?

 - Чтобы избежать речевых ошибок, давайте заполним таблицу.

- Назовите персонажей текста.

Кто? Что?

Какой? Как?

Что делает?

(Что делал?)

Маша,

девочка

Еж

Гадюка, змея

-  Какие действия выполняют герои?

Кто? Что?

Какой? Как?

Что делает?

(Что делал?)

Маша,

девочка

Собирала,  набрала,  побежала,  поскользнулась, вскрикнула, заплакала, уселась,  стала вытирать,  видит,  опомнилась, убежала.    

Еж

Сидел,  засеменил,  подставил,  схватил.

Гадюка, змея

Ползёт,  вскинулась,  бросилась,   зашипела, хотела уползти.

 - Как автор описывает наших героев? 

Кто? Что?

Какой? Как?

Что делает?

(Что делал?)

Маша,

девочка

Собирала,  набрала,  побежала,  поскользнулась, вскрикнула, заплакала, уселась,  стала вытирать,  видит,  опомнилась, убежала.    

Еж

Сидел,  засеменил,  подставил,  схватил.

Гадюка, змея

Серая, с чёрными зигзагами на спине, ядовитая.

Ползёт,  вскинулась,  бросилась,   зашипела, хотела уползти.

4. Орфографическая подготовка учащихся к написанию изложения.

-Давайте посмотри на слова, написание которых у вас могут вызвать затруднение и обоснуем выбор буквы.

       Ранним утром Маша соб*рала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзину и п*б*жала домой.      Вдруг Маша поск*льзнулась и в*крикнула от бол_. Босая нога сорвалась с кочк_ и укололась о колючк_. Оказывается, под кочкой сидел ёж. Маша з*плакала, уселась на кочку и стала вытИрать платком кровь с ноги. Вид*т Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка! Тут ёж засемЕнил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко по*ставил ей свои колючки. Гадюка з*ш*пела и хотела уползти. Еж схв*тил её зубами позади головы. Тут Маша опомнилась и убежала домой.

- Проверьте безударные окончания в именах существительных: от боли, с кочки, о колючки.

- Проверьте безударные окончания в глаголе оказывается.

 - Подберите слова близкие по смыслу к словам: опомнилась, зигзаги.

- Найдите предложение с восклицательным знаком. Какое чувство передает это предложение? Запомните его написание.

- Обратите внимание на написание слова     навстречу.                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             5. Написание изложения.

- Попытайтесь мысленно (про себя) пересказать текст. Если нужно, откройте текст и проверьте себя. Обратите внимание на точность употребления слов.

 - Запишите текст. Как на письме одна часть отделяется от другой?

III. Рефлексия

 - Какую учебную задачу поставили на урок?

 - Мы решили ее?

- Прочитайте свои тексты, проверьте по опорным словам, все ли правильно и точно изложено, внесите необходимые исправления, если это необходимо.

(на доске записан текст)

       Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзину и побежала домой.

       Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж.

      Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка!

        Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Еж схватил её зубами позади головы.

       Тут Маша опомнилась и убежала домой.

(По В.Бианки)

(варианты ответов детей записываются на доске)

  • Прочитать текст
  • Пересказать (устное изложение)
  • Списать (орфографическая работа)
  • Написать изложение
  • Составить план

(учитель расставляет нумерацию заданий по ответам детей)

1. Прочитать текст

2. Списать                        2. Составить план

                                          3..Пересказать  

                                          4. Составить план                            

                                          5.Написать изложение                                                  

 - Списывать текст

- Тренироваться писать изложение.

 - По тому, что получился при расстановки по степени сложности

(учитель или учащиеся читают текст)

(текст пересказывает слабый ученик, текст убран)

 - Нам надо разделить текст на части и составить  план

- Это текст-повествование: в нем много действий, к нему можно задать вопросы: что было в начале? что потом? чем закончилось?; к нему можно нарисовать несколько картинок; части нельзя менять местами, а то нарушится последовательность событий.

- Три части.

- Вводную, основную и заключительную.

- Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзину и побежала домой.

-1. Маша собирает землянику.

(дети записывают план в тетрадь)

- Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж. Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка! Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Еж схватил её зубами позади головы.

 

 - Выделить в ней микротемы и озаглавить их.

Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж. Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги.  

   

  - Она уколола ногу.

 - Под кочкой сидел еж, девочка укололась об него.

 -  2. Маша укололась.

Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка!

 - На нее ползла  гадюка. Она была ядовитая

-3. Ядовитая гадюка.

Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Еж схватил её зубами позади головы.

 - засеменил к ней, подставил колючки, схватил ее.

-4. Борьба ежа с гадюкой.

- Тут Маша опомнилась и убежала домой.

- 5. Маша опомнилась.

 - Заголовка

 - Должен отражать тему

 - О том, как еж спас девочку

 (учащиеся предлагают свои вариант)

( учащиеся записывают заголовок текста в тетрадь)

 - Если избежим орфографических и речевых ошибок

 - Маша, еж, гадюка

Собирала –   корень -бир- (по словарю), приставка со- (сорванный, сотканный);   набрала – корень -бра- (брать), приставка на- (набок);

побежала – корень -беж- (бег), приставка по- (побоку);

поскользнулась – корень -скольз- (скользкий), приставка по- (побоку);

вскрикнула – приставка вс- (по правилу);

заплакала – приставка за- (запись);

вытирать – корень -тир-(затирка);  

видит – глагол-исключение II спр.;  

опомнилась – приставка о- (опись);    

сидел – корень -сиж- (посиживает, сидя); засеменил – корень -семен- (по словарю), приставка за- (запись);  

подставил – приставка под-;  

схватил – корень -хват- (схватит);

ползёт – корень -полз- (ползать),  

вскинулась - приставка вс- (по правилу);     зашипела – корень -шип- (шип), приставка за- (запись);

хотела – корень -хот-  (хочет);

уползти – корень -полз- (ползать);

от боли (от степи), с кочки (с реки), о колючки (о столы);

оказывается – оказываться, гл. I спр

 

- Опомнилась - очнулась, спохватилась;

зигзаги  - ломаные линии.

- Ядовитая гадюка!

 - Навстречу – предлог.

.

- Дети мысленно пересказывают текст.

 - Каждая часть пишется с красной строки

 - Потренироваться написать изложение

 - Да, мы написали изложение.

 

 


 

   

     Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзину и побежала домой.

Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж.

Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка!

Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Еж схватил её зубами позади головы.

 Тут Маша опомнилась и убежала домой.

(По В.Бианки)

     Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзину и побежала домой.

Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж.

Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка!

Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Еж схватил её зубами позади головы.

Тут Маша опомнилась и убежала домой.

 (По В.Бианки)

         Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзину и побежала домой.

 Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж.

Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка!

Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Еж схватил её зубами позади головы.

Тут Маша опомнилась и убежала домой.

 (По В.Бианки)

         Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзину и побежала домой.

Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж.

Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка!

Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Еж схватил её зубами позади головы.

Тут Маша опомнилась и убежала домой.

(По В.Бианки)

     

Предмет:                         Русский язык. 4 класс (1-4)

Тема урока:                 Развитие речи: подробное изложение

Тип урока:                  Урок отработки открытого способа

Учитель:                        Дмитриева Светлана Валентиновна

                                               

Зона актуального развития:

Учащиеся знают:

  1. что такое подробное изложение;
  2. структурные компоненты текста: начало, основную часть, концовку

Учащиеся умеют:

  1. раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста;
  2. воспроизводить повествовательный текст, учитывая его структурные компоненты: начало, основную часть, концовку;
  3. делить основную часть на мини- части

Учебная задача урока:

продолжить работу по написанию подробного изложения

Цели урока:

  • образовательная: учащиеся продолжат формирование навыков письменной речи на основе высокохудожественного текста;

  • развивающая: предполагается, что дети на основе прогнозирования текста овладеют не только содержанием, но и структурой и языковой формой образца; 

  • мировоззренческая: учащиеся убедятся в практической значимости написания изложения на основе прогнозируемого текста при переходе к написанию различных сочинений

Страница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзинку и побежала домой. Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж. Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка! Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Ёж схватил её зубами позади головы. Тут Маша опомнилась и убежала домой. (По В.Бианки)

Слайд 2

Ранним утром Маша соб * рала з * мл * нику. Ягод было много. Девочка быстро н * брала корзинку и п * б * жала домой. Вдруг Маша поск * льзнулась и в * крикнула от бол _ . Босая нога сорвалась с кочк _ и укололась о колючк _ . Оказывается , под кочкой сидел ёж. Маша з * плакала, уселась на кочку и стала вытИрать платком кровь с ноги. Вид * т Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка! Тут ёж засЕменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко по*ставил ей свои колючки. Гадюка з * ш * пела и хотела уползти. Ёж схв * тил её зубами позади головы. Тут Маша опомнилась и убежала домой. (По В.Бианки)

Слайд 3

Словарь. * по ск о льзнулас ь * вс крикнула * з иг загами * зас е м е нил * вс кинулас ь

Слайд 4

Помощники. План. 1.Маша собирала землянику. 2.Маша укололась. 3. Ядовитая гадюка. 4. Борьба ежа с гадюкой. 5. Маша опомнилась. Словарь. * по ск о льзнулас ь * вс крикнула * з иг загами * зас е м е нил * вс кинулас ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС "Школа России"

Это  обучение  написанию подробного изложения  повествовательного текста по  вопросам....

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Урок развития речи в з классе.Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.

Урок развития речи в 3 классе. Тема: Виды текстов. Текст-рассуждение....

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой.Картинный план, тема и идея произведения.Главный вопрос урока - как составить план...

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Подробное изложение текста по данным вопросам.

Цели деятельности учителя: формировать умение определять тему и главную мысль текста; формировать умение записывать текст изложения с опорой на вопросы....

Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по  методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....