Олимпиада по русскому языку для начальной школы
олимпиадные задания по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Мамукаева Марина Борисовна.

Задания разработаны для учащихся 1-4 классов, в помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку. 1 класс

  1. В слове кот и в слове мяу по 3 звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? (1б.)

__________________________________

2.  Собери словечко: (1б.)

http://zna1-ka.ru/wp-content/uploads/2012/01/olrus-1.jpg

3.  Расшифруй слова: (2б.)

язац,

дедвемъ,

циласи,

кровоа.

4. Запиши имена и отчества людей. (3б.)

Мою маму зовут Зина, а ее папу Миша. Мою подругу зовут Вика, а ее папу Боря. Моего дядю зовут Саша, а его папу Коля.

 

5. Выбери только предложения: (3б.)

а) От инея побелели берёзки и осинки

б) У дом стоит дуб раскидистые

в) По синему небу плывут пушистые облака

г) Собакой

д) Вода река чистый и светлый

е) Время быстро пробежало

 

6. Назови детенышей животных: (7б.-- по 1б. за правильный ответ )

у кошки -___________________________

у козы - ____________________________

у собаки - __________________________

у овцы - ____________________________

у коровы - __________________________

у змеи - ____________________________

у рыбы - ____________________________

 

7. Подбери слова, противоположные по значению. (4б.)

жара — …

чистота — …

польза — …

богач — …

8. Исправь речевые ошибки в предложениях. (5б.)

Дедушка и бабушка сидит на лавочке.

У реки росли ивы, берёзки и другие цветы.

Осенью часто ходят холодные дожди.

9. Запиши одним словом: (5б.)

а) сделать подарок — подарить ,

б) испытывать жалость — … ,

в) говорить дерзости — … ,

д) излучать свет — … ,

е) произвести посадку — … .

10. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые. (5б.--за каждый правильный ответ 1б.)

Гном,  тигр,  снег,  дом,  гуси,  гриб,  рыба,  дятел,  дуб,  город,  осина.

 Ответы к заданиям:

  1. Нет.
  2.   Чистописание.
  3. Заяц, медведь, лисица, корова.
  4.  Зинаида Михайловна, Виктория Борисовна, Александр Николаевич.
  5.  а, в, е
  6. Котенок, козленок, щенок, Ягненок, теленок, змееныш, малек.
  7. Жара — холод, чистота — грязь, польза — вред, богач — бедняк.
  8. Дедушка и бабушка сидят на лавочке.
  9. У реки росли ивы, берёзки и другие деревья.

Осенью часто идут холодные дожди.

  1. Гном,  тигр,  снег,  дом,  гуси,  гриб,  рыба,  дятел,  дуб,  город,  осина.

Максимальное количество баллов: 36

Олимпиадные задания по русскому языку. 2 класс

1. Подбери слово, в котором букв и звуков одинаковое количество и при этом есть мягкий знак. (1б.)

 

2. Подчеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.(1б.)

Слониха, слоновий, слоненок, прислонился, слоник.

 

3. Подчеркни только предложения: (2б.)

а)  На улица стоят ужасный жара

б)  Собакой

в)  Зазвенели птичьи голоса.

г)  бабушка встречать внуки

д)  Любите книгу –  это источник знаний!   

                                

4.  Разгадай ребусы. (3б.)
Р 1 а ……………………………………………..
Э100ния ……………………………………………..
За1ка ………………………………………………

5. Подбери к словам из левого столбика слова из правого и составь предложения с получившимися словосочетаниями. (4б.)

запевал                            издалека

запивал                            в хоре

увидали                           без дождя

увядали                           молоком

 6. Выпиши только однокоренные слова. (4б.)
Водить, вода, водяной, завод, водичка, водный. 


7. Исправь речевые ошибки. (5б.)

 

Два мальчика парой пошли на рыбалку.

 

На речке они ловили рыбу в воде.

 

Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.

 8.Продолжи предложения, вставив подходящее животное. (6б.)

Индюк, осёл, медведь, лиса, рыба, заяц, свинья, сорока, волк, еж.
Нем как……………………………………………….
Грязный как………………………………………...
Труслив как ………………………………………… 
Упрям как………………………………………….... 
Колючий как…………………………………………


9. Отметь ошибочные утверждения: (3б.--по 1 б. за правильный ответ)

а) в слове «нальём» звуков столько же, сколько букв;

б) слово «Юлия» имеет 2 варианта переноса;

в) в слове дач…ник пишется Ь, т.к. звук [ч’] мягкий;

г) в слове «магистр» 3 слога;

е) в предложении «Андрей любит играть с Олей» 7 мягких согласных звуков.

10. Напиши с помощью букв и правил орфографии: (4б.--по 1б. за правильный ответ)

а) [п`эт`ка] —     _______________________________

б) [c’эрцэ] —        _______________________________

в) [й`асный`] —    _______________________________

г) [с`ир`ошк`и] — _______________________________

Ответы:

1.Ель.

2. Слониха, слоновий, слоненок, прислонился, слоник.

3. в, д

4. Родина, Эстония, заколка.

5. Запевал в хоре, запивал молоком, увидали издалека, увядали без дождя.

6. Вода, водяной, водичка, водный.

7. Два мальчика пошли на рыбалку.

На речке они ловили рыбу.

Алеша поймал щуку, окуня и карася.

8. Нем как рыба.

Грязный как свинья.

Труслив как заяц.

Упрям как осел.

Колючий как еж.

9. б, в, г.

10. Петька, сердце, ясный, сережки.

Максимальное количество баллов: 33

 

Олимпиадные задания по русскому языку. 3 класс

1. Выберите лишнее слово и выпиши его. (1б.)

Бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бежишь

2. Составь слово, если в нем: (1б.)

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский

3. В каждой паре предложений подчеркните  слова, употреблённые в переносном значении.    (2б.)                                                                                                          

1) Ветер в трубе воет и свистит.   Собака воет.

2) Пришёл с работы папа.  Наконец-то пришёл долгожданный день отъезда.

4.  Подчеркни лишнюю пару.  (2б.)

Журналист – журналистка

Ученик – ученица 

Мельник – мельница

Мастер – мастерица

5. Прочитай транскрипцию, запиши слова:  (3б.)

, а г а д а] - _____________________

, э м, й, а] -  _____________________

, у л, а] -     _____________________

 6. Подчеркни слова с приставкой  ПО.    (4б.)                                                       

Полка,   подосиновик,  подержать,  поляна,  подумать,  подушка,  подлететь, посуда.

7. Подбери  синонимы:     (4б.)  

                                                                           

бранит -____________                    мыслит - ___________________

грустит - ______________                 рыдает -  __________________

8. Поставь имена существительные в форму родительного падежа. (5б.)

 

                                                                 

Носки – ____________________________

Килограммы – ________________

Помидоры – ____________________

Сани – ______________________________

                            Колени – _______

9. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке     противоположное по смыслу в правой. Поставь соответствующий номер. (4б.)

1. На краю земли.                         ___  Работать засучив рукава.

2. Держать ухо востро.                 ___  Держать в ежовых рукавицах.

3. Сидеть сложа руки .                   ____   Рукой подать.

4.  От рук отбился.                         ___  Витать в облаках.            

10.   Исправь  ошибки (зачеркни  и  сверху  напиши  нужную  букву)      (10б.--по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 У  подезда  школы  весит  обявление.  В  суботу  наш класс  едет  в театр.  К

 девяти чесам   подехал  афтобус и по садил групу рибят.

     

Ответы:

  1. Бегун.
  2. Приморский.
  3. Ветер в трубе воет и свистит.   Наконец-то пришёл долгожданный день отъезда.
  4. Мельник—мельница.
  5. Ягода, семья, Юля.
  6. Подержать, подумать.
  7. Ругает, печалится, думает, плачет.
  8. Носков, килограммов, помидоров, саней, коленей.
  9. 1 На краю земли.                     3 Работать засучив рукава.

2. Держать ухо востро.           4 Держать в ежовых рукавицах.

3. Сидеть сложа руки.             1 Рукой падать.

4. От рук отбился.                   2 Витать в облаках.

  1.   У  подЪезда  школы  вИсит  обЪявление.  В  субБоту  мы  поедем театр.  К  девяти  чАсам   подЪехал  аВтобус  и  посадил  групПу  рЕбят.

Максимальное количество баллов: 36

Олимпиадные задания по русскому языку. 4 класс

1.  Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило: врачи, жара, часы, грибной,… Какое слово пятое? (1б.) 

    А) роща

    Б) лыжи

    В) рукав

    Г) трава

    Д) частый

  1. Поставьте правильно ударение в схожих словах: (2б.)

Солнце село за село. На деревне сорок сорок. Семена гвоздики похожи на гвоздики.

  1. Прочитай стихотворение С.Маршака. Сколько раз произносится звук [о]? А сколько букв «о» в этом стихотворении? (2б.)

         Дорого вовремя время.

         Времени много и мало.

         Долгое время – не время,

         Если оно миновало.

________________________________________

  1. Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (3б.)

________________________________________________

  1. Отгадайте и запиши пословицы по двум ключевым словам. (4б.)
    Свет – тьма;

_____________________________________________________________
Труд – лень.

____________________________________________________________
Встречают – провожают.

Погибай – выручай.

_____________________________________________________________

  1. Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное). Должны быть использованы все буквы. (5б.)

КИТ+РАНА=

БОБ+УСТА=

ОХРА+ПОД=

КАРП+ИВА=

КОЖА+ВОРОН=

  1. Образуйте родительный падеж множественного числа от существительных: (8б.--по 1б. за каждый правильный ответ)

носок--________________                               чулок--____________________

ущелье--______________                                блюдце--________________________

полотенце--_______________                      кочерга--________________________

килограмм--____________________            курица--________________________

  1. Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению. (6б.)

 Водить за нос________________________________________________

 Вешать нос__________________________________________________

           Клевать носом____________________________________________

          Задирать нос_______________________________________________

          Зарубить на носу______________________________________________

          Остаться с носом_____________________________________________

  1. Есть слово из шести букв, которое можно написать и одной буквой, поставив после нее знак препинания. Что это за слово?  (4б.)____________________________________________________________

  1. Распредели данные слова по столбикам в соответствии со схемами в таблице. Запиши слова в два столбика. (7б.—по 0,5б. за каждый правильный ответ)

Разговорчивый, разный, поделка, полка, сказка, смазка, нагрузка, народный,  верхний, добавка, дорожный, поливка, полевой, подарки.

Корень+ суффикс+ окончание

Приставка+ корень+ суффикс+ окончание

Ответы:

  1. Трава.
  2. Солнце село за село. На деревне сорок сорок. Семена гвоздики похожи на гвоздики.
  3. Звук [ о] – 5 раз;  букв «о» - 13
  4. ы, й, ь,ъ
  5. Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Труд кормит, а лень – портит.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Сам погибай, а товарища выручай.

  1. кит+рана=картина

боб+уста=суббота

охра+под=пароход

карп+ива=крапива

кожа+ворон=жаворонок

  1. Носков, чулок, полотенец, ущелий, блюдец, кочерёг, килограммов, кур.
  2. Водить за нос - обманывать.

Вешать нос – грустить.

Клевать носом – дремать, хотеть спать.

Задирать нос – хвастаться.

Зарубить на носу – запомнить.

Остаться с носом – не получить желаемого.

  1. Уточка.

Корень+ суффикс+ окончание

Приставка+ корень+ суффикс+ окончание

дорожный

добавка

полевой

поливка

разный

подарки

полка

разговорчивый

сказка

поделка

народный

смазка

верхний

нагрузка

Максимальное количество баллов: 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку в начальной школе 4 класс

Олимпиадные задания по русскому языку для начальнойшколы....

Олимпиады по русскому языку для начальной школы

Олимпиадные задания по русскому языку для начальной школы с ответами...

Задания олимпиады по русскому языку в начальной школе.

В данной разработке представлены олимпиадные задания по русскому языку для 2-4 классов, задания могут быть использованы при проведении тематическорй недели...

Олимпиада по русскому языку в начальной школе

Олимпиада по русскому языку предназначена для учащихся 4 класса. Ответы и система оценивания прилагаются....

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Программа по подготовке у олимпиаде по русскому языку в начальной школе

Программа по подготовке у олимпиаде по русскому языку в начальной школе (3-4 класс)...