Одушевленные и неодушевленные имена существительные
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Формировать уменик различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Елистратова Наталья Борисовна
МБОУ «Средняя
Общеобразовательная школа № 49», г. Новокузнецк
УМК «Школа России»
Предметная область русский язык
Конспект урока русского языка в 3 классе
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель урока: открыть новые знания:
- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться, называются неодушевленными.
Задачи урока:
1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать общеучебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.
4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.
5. Совершенствовать санитарно – гигиенические навыки.
6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Встали ровно, красиво! Проверили посадку!
Актуализация знаний.
-Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Фейерабенда «Следопут». Найдите имена существительные. Поставьте их в начальную форму и запишите. Обозначьте орфограммы.
- Я родился следопытом!
Глаз намётан у меня,
Вижу, где прошло копыто,
Где прошлёпала клешня.
Кто сучок сломил на ёлке,
Кто с сосёнки сбил иголки,
Кто в траве оставил след –
Для меня загадок нет!
А вот этою тропою
Лось протопал к водопою…
Засмеялись все друзья,
Говорят: «Прошла свинья!»
Проверка выполнения, самооценка.
Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)
- Отгадайте загадки. Разделите отгадки на две группы.
1. Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
(Ветер)
2. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
3. Живёт у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
(Скворец)
4. Не живая –
А идёт.
Неподвижна –
А ведёт.
(Дорога)
5. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
6. Целый день долблю, долблю,
А как день кончается,
Равен мой улов нулю.
Вот что получается!
Надоело зря долбить!
Присоветуй, как мне быть!
(Дятел)
- По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые имена существительные)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевлённые имена существительные)
- Сформулируйте тему урока.
- Составьте алгоритм.
1. Нахожу имя существительное.
2. Ставлю в начальную форму.
3. Задаю вопрос кто? или что? и определяю, обозначает живой или неживой предмет.
Физкультминутка.
Работа по теме урока.
Работа по учебнику
1. упр. 15, стр. 12
- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
- Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)
- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)
- Выполните письменные задания к упражнению.
Выполнение по заданию учебника. Взаимопроверка.
Работа в группах.
- Разделите слова на две группы.
1 группа: Россия, объявление, синий, муравьи, подснежники, петушок, орешек, друзья, дельфин, зайчик, карман.
2 группа: сердце, солнце, собака, указка, медведь, бегать, сорока, улыбка, лось, озеро, тигрёнок.
3 группа: малыш, скрипач, пальто, радуга, крокодил, молоко, коза, полоса, сторож, отец, пятый.
4 группа: ёжик, варенье, воробей, топор, силач, зелень, слоник, деревня, лесник, сказка, сильный.
5 группа: спортсмен, хоккей, город, попугай, товарищ, петь, самолёт, камыш, пчела, апельсин, лебедь.
Проверка.
- Какие слова были лишние и почему?
- По какому признаку разделили слова на группы?
Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику. Упр.17. стр. 13.
Работа по заданию к упражнению.
2.
- Из неодушевлённых имён существительных составьте одушевлённые.
ОХОТА
МОРЕ
ТРАКТОР
ХОККЕЙ
БЕГ
КОСМОС
Проверка.
- Кто может назвать способ образования новых слов? (Суффиксальный.)
- При помощи каких суффиксов образовались слова?
Рефлексия
- Прочитайте стихотворение Я. Козловского
Заревел медведь от сна,
И в густом лесу,
Вздрогнув,
стукнула сосна
Шишкою лису.
- Найдите одушевлённые имена существительные.
- Что обозначают одушевлённые имена существительные?
- Найдите неодушевлённые имена существительные.
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Оцените свою работу на уроке.
Итог урока.
- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос что?
Литература: УМК «Школа России»
Н.Ф. Барковская «Русский язык. Комплексный тренажёр»
Словарная работа. Москва «ВАКО», 2016.
Поурочные разработки по русскому языку К УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»)
Дидактический материал по русскому языку Ш.В. Журжина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цели урока:продолжить формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....
Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...
Разработка по теме урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. По системе РО Л.В.Занкова...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....