Одушевленные и неодушевленные имена существительные
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Елистратова Наталья Борисовна

Формировать уменик различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Елистратова Наталья Борисовна

МБОУ  «Средняя

Общеобразовательная школа № 49», г. Новокузнецк

УМК «Школа России»

Предметная область русский язык

Конспект урока русского языка в 3 классе

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать общеучебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно – гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Ход урока:

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Встали ровно, красиво! Проверили посадку!

Актуализация знаний.

-Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Фейерабенда «Следопут».  Найдите имена существительные. Поставьте их в начальную форму и запишите. Обозначьте орфограммы.

- Я родился следопытом!

Глаз намётан у меня,

Вижу, где прошло копыто,

Где прошлёпала клешня.

Кто сучок сломил на ёлке,

Кто с сосёнки сбил иголки,

Кто в траве оставил след –

Для меня загадок нет!

А вот этою тропою

Лось протопал к водопою…

Засмеялись все друзья,

Говорят: «Прошла свинья!»

Проверка выполнения, самооценка.

Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)

- Отгадайте загадки. Разделите отгадки на две группы.

1. Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

(Ветер)

2. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука)

3. Живёт у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

(Скворец)

4. Не живая –

А идёт.

Неподвижна –

А ведёт.

(Дорога)

5. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)

6. Целый день долблю, долблю,

А как день кончается,

Равен мой улов нулю.

Вот что получается!

Надоело зря долбить!

Присоветуй, как мне быть!

(Дятел)

- По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые имена существительные)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевлённые имена существительные)

- Сформулируйте тему урока.

- Составьте алгоритм.

1. Нахожу имя существительное.

2. Ставлю в начальную форму.

3. Задаю вопрос кто? или что? и определяю, обозначает живой или неживой предмет.

Физкультминутка.

Работа по теме урока.

Работа по учебнику

1. упр. 15, стр. 12

- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

- Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)

- Выполните письменные задания к упражнению.

Выполнение по заданию учебника. Взаимопроверка.

Работа в группах.

- Разделите слова на две группы.

1 группа: Россия, объявление, синий, муравьи, подснежники, петушок, орешек, друзья, дельфин, зайчик, карман.

2 группа: сердце, солнце, собака, указка, медведь, бегать, сорока, улыбка, лось, озеро, тигрёнок.

3 группа: малыш, скрипач, пальто, радуга, крокодил, молоко, коза, полоса, сторож, отец, пятый.

4 группа: ёжик, варенье, воробей, топор, силач, зелень, слоник, деревня, лесник, сказка, сильный.

5 группа: спортсмен, хоккей, город, попугай, товарищ, петь, самолёт, камыш, пчела, апельсин, лебедь.

Проверка.

- Какие слова были лишние и почему?

- По какому признаку разделили слова на группы?

Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику. Упр.17. стр. 13.

Работа по заданию к упражнению.

2.

- Из неодушевлённых имён существительных составьте одушевлённые.

ОХОТА

МОРЕ

ТРАКТОР

ХОККЕЙ

БЕГ

КОСМОС

Проверка.

- Кто может назвать способ образования новых слов? (Суффиксальный.)

- При помощи каких суффиксов образовались слова?

Рефлексия

- Прочитайте стихотворение Я. Козловского

Заревел медведь от сна,

И в густом лесу,

Вздрогнув,

стукнула сосна

Шишкою лису.

- Найдите одушевлённые имена существительные.

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- Найдите неодушевлённые имена существительные.

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Оцените свою работу на уроке.

Итог урока.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?

- Какие имена существительные отвечают на вопрос что?

Литература: УМК «Школа России»

Н.Ф. Барковская «Русский язык. Комплексный тренажёр»

Словарная работа. Москва «ВАКО», 2016.

Поурочные разработки по русскому языку К УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»)

Дидактический материал по русскому языку Ш.В. Журжина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели урока:продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Разработка по теме урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. По системе РО Л.В.Занкова...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....