Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок разработан в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chislitelnoe.docx | 63.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: Имя числительное как особая часть речи.
Цель урока: выделить и исследовать новую часть речи.
Тип урока: постановки и решения частной задачи.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Актуализация изученного материала. Игра «Чемодан» (в технологии ТРИЗ). | - Какое название можно подобрать для сегодняшней коллекции? погодная вокзальные библиотечная вчерашними директорский багажных коллекцией беседу морковью билетами агрономам газетами _ Предлагаю начать урок с игры «Чемодан». - Напоминаю правила игры. Я отправляюсь в путешествие и собираю чемодан. Ваша задача помочь мне заполнить чемодан словами, подходящими по какому-то признаку. Итак, я кладу в «чемодан» слово газетами. А что у вас? - Чемодан полон. Догадайтесь, по какому признаку я собирала слова. - Кто хочет провести игру ещё раз? - Как вы думаете, для чего я использовала в начале урока это задание? 2 вариант. Какие знания вам понадобились в этой игре? - В чём отличие прилагательного от существительного? Расскажите по модели, которую вы составили для электронной «Тетради открытий», что знаете о частях речи. -Молодцы. Я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием. | - Словарные слова. Предлагают варианты слов (коллекцией, морковью). -Существительные в творительном падеже. Ведущий определяет признак и проводит игру. - Повторить грамматические значения прилагательных и существительных. -У существительного грамматическое значение рода постоянное. |
2. | Создание проблемной ситуации | Запишите предложение и определите части речи. Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.(слайд) - Через минуту мы вернёмся к этой проблеме. А пока давайте проверим, как вы обозначили остальные слова. 2 вариант Если определили существительным и проблемы не возникло… - Что обозначает слово десять? - Слово довольно интересное. Я предлагаю в группах представить доказательства того, что слово десять относится к имени существительному. - Как это сделать? Определите план. - Зафиксируйте задачу, которая стоит перед вами. | Самостоятельная работа. Определяя части речи, обнаруживают слово, которое не подходит ни к одной из изученных частей речи. (Или при проверке на доске возникли разные варианты) Сверяют результаты. -Количество. Озвучивают план по схеме. Десять ? |
Постановка частной задачи | Какая возникла проблема? Зафиксируйте вопрос на доске. Озвучьте его. | - Не знаем, к какой части речи относится слово десять. ? десять | |
Анализ условий частной задачи и её решение. Моделирование. |
- Но ведь то же количество можно назвать с помощью слова десяток. Сравните: Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей. (слайд) -Изменилось ли лексическое значение? Что называет слово десяток? -Если лексическое значение этих слов одинаковое, может быть они относятся к одной и той же части речи? - Как это выяснить? -Определите план. - Чтобы ускорить работу, давайте слово десяток проанализируем устно. - Итак, по какой модели построено слово десяток? - Каково общее грамматическое значение слова десяток? - В группах поработайте со словом десять. - Какая задача стоит перед вами? Зафиксируйте её. - Какая гипотеза у вас есть на начало исследования? - Если возникнут сомнения по поводу того может ли употребляться та или иная словоформа, задавайте вопросы одноклассникам, мне или гостям.
Ночную улицу освещало десять ярких фонарей. - В русском языке допустимо сказать улицу освещали десять фонарей и улицу освещали десять фонарей. - Форму глагола в этом случае говорящий выбирает произвольно. - Для убедительности ещё два примера. Можно сказать: Летает десять лебедей. И Летают десять лебедей. - Подумайте, о наличии или отсутствии, какого грамматического признака, говорят эти примеры. | - Нет. ? ? Десять Десяток - Проанализировать, какие лексические значения есть у слов (Выяснить по какой модели построено слово). 1.определить имя это или глагол; 2.выяснить, есть ли грамматические значения числа, рода или лица. - Имя существительное, т.к. изменяется по падежам, числам, родам. Десяток Десять ? Возможно слова десять и десяток относ. к одной части речи. Работа в группах. Фиксируют модель на листах. Записывают формы слова. Отсутствует грамматическое значение числа. | |
Обсуждение результатов групповой работы | - Представьте результаты работы. - Одинаковые или разные модели? - Расскажите, что узнали про слово десять. - Как вы думаете, какое общее грамматическое значение у новой части речи? - Как может называться новая часть речи? - Хорошо ли вы поняли, чем числительное отличается от существительного и прилагательного? | Группа вывешивают на доску модели слова десять. Десять П - Слово десять имеет одно грамматическое значение падежа. Оно зависимое. Это новая часть речи. - Обозначать количество. Предлагают варианты ответов. Ответы детей. | |
Составление коллективного плана работы по дальнейшему изучению темы. | Составьте план дальнейшего изучения имени числительного. | Работа в группах. | |
Итоговая рефлексия. | Домашнее задание: написать рефлексивное сочинение на тему «Новое имя». Опишите, что интересного произошло на уроке. Какое открытие вы сделали. Завтрашний урок мы начнём с ваших сочинений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка по теме "Склонение количественных числительных"
Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение количественных числительных" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI век"...
Имя числительное. урок русского языка. 4 класс.
Тип урока -урок -ознакомление с новым материалом. Основная цель урока -открыть новое знание - имя числительное, как часть речи. Ведущая технология данного урока -проблемные ситуации....
Урок русского языка 3 класс Имя числительное
Конспект урока. 3 класс. Русский язык. Имя числительное. 1. Разминка “Как знаешь части речи”а). Какие части речи знаете?б). Существительное – это…в). Прилагательное – это …г). Глагол – это…д). М...
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Перспектива" по теме "Имя числительное" Урок №1.
Урок русского языка по теме "Имя числительное" 4 класс .Урок №1.В конспекте урока предоставлен раздаточный материал, наглядный материал. Прилагагается презентация....
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Числительное"
В материале представлены задания для закрепления темы "Числительное"...
Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: Имя Числительное. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с новой частью речи – именем числительным; формирование умения распознавать имена числительные, употребление их в речи.Планируемые результатыПредмет...
Урок русского языка 4 класс по теме: «Имя числительное»
Тип урока: урок открытия нового знания...