Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок разработан в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chislitelnoe.docx63.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Имя числительное как особая часть речи.

Цель урока: выделить и исследовать новую часть речи.

Тип  урока: постановки и решения частной задачи.

№        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Актуализация изученного материала.

Игра «Чемодан» (в технологии ТРИЗ).

- Какое название можно подобрать для сегодняшней коллекции?

погодная

вокзальные

библиотечная

вчерашними

директорский

багажных

коллекцией

беседу

морковью

билетами

агрономам

газетами

_ Предлагаю начать урок с игры «Чемодан».

- Напоминаю правила игры. Я отправляюсь в путешествие и собираю чемодан. Ваша задача помочь мне заполнить чемодан словами, подходящими по какому-то признаку. Итак, я кладу в «чемодан» слово газетами. А что у вас?

- Чемодан полон. Догадайтесь, по какому признаку я собирала слова.

- Кто хочет провести игру ещё раз?

- Как вы думаете, для чего я использовала в начале урока это задание?

2 вариант.

Какие знания вам понадобились в этой игре?

- В чём отличие прилагательного от существительного?

Расскажите по модели, которую вы составили для электронной «Тетради открытий», что знаете о частях речи.

-Молодцы. Я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием.

- Словарные слова.

Предлагают варианты слов (коллекцией, морковью).

-Существительные в творительном падеже.

Ведущий определяет признак и проводит игру.

- Повторить грамматические значения прилагательных и существительных.

-У существительного грамматическое значение рода постоянное.

2.

Создание проблемной ситуации

Запишите предложение и определите части речи.

Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.(слайд)

- Через минуту мы вернёмся к этой проблеме. А пока давайте проверим, как вы обозначили остальные слова.

2 вариант

Если определили существительным и проблемы не возникло…

- Что обозначает слово десять?

- Слово довольно интересное. Я предлагаю в группах представить доказательства того, что слово десять относится к имени существительному.

- Как это сделать? Определите план.

- Зафиксируйте задачу, которая стоит перед вами.

Самостоятельная работа. Определяя части речи, обнаруживают слово, которое не подходит ни к одной из изученных частей речи. (Или при проверке на доске возникли разные варианты)

Сверяют результаты.

-Количество.

Озвучивают план по схеме.

Десять           ?

Постановка частной задачи

Какая возникла проблема?

Зафиксируйте вопрос на доске. Озвучьте его.

- Не знаем, к какой части речи относится слово десять.

     ?

десять

Анализ условий частной задачи и её решение. Моделирование.

  1. - Что называет слово десять?

- Но ведь то же количество можно назвать с помощью слова  десяток.

Сравните:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей. (слайд)

-Изменилось ли лексическое значение? Что называет слово десяток?

-Если лексическое значение этих слов одинаковое, может быть они относятся к одной и той же части речи?

- Как это выяснить?

-Определите план.

- Чтобы ускорить работу, давайте слово десяток проанализируем устно.

- Итак, по какой модели построено слово десяток?

- Каково общее грамматическое значение слова десяток?

- В группах поработайте со словом десять.

- Какая задача стоит перед вами? Зафиксируйте её.

- Какая гипотеза у вас есть на начало исследования?

- Если возникнут сомнения по поводу того может ли употребляться та или иная словоформа, задавайте вопросы одноклассникам, мне или гостям.

  1. Учитель наблюдает за работой групп. Корректирует неверное употребление словоформ.
  2. Если возникли трудности, на слайде появляется предложение:

Ночную улицу освещало десять ярких фонарей.

- В русском языке допустимо сказать

улицу освещали десять фонарей и улицу освещали десять фонарей.

- Форму глагола в этом случае  говорящий выбирает произвольно.

- Для убедительности ещё два примера. Можно сказать:

Летает десять лебедей.   И

Летают десять лебедей.

- Подумайте, о наличии или отсутствии, какого грамматического признака, говорят эти примеры.

- Нет.

     ?               ?

Десять   Десяток

- Проанализировать, какие лексические значения есть у слов (Выяснить по какой модели построено слово).

1.определить имя это или глагол;

2.выяснить, есть ли грамматические значения числа, рода или лица.

- Имя существительное, т.к. изменяется по падежам, числам, родам.

Десяток            

Десять           ?

Возможно слова десять и десяток относ. к одной части речи.

Работа в группах. Фиксируют модель на листах. Записывают формы слова.

Отсутствует грамматическое значение числа.

Обсуждение результатов групповой работы

- Представьте результаты работы.

- Одинаковые или разные модели?

- Расскажите, что узнали про слово десять.

- Как вы думаете, какое общее грамматическое значение у новой части речи?

- Как может называться новая часть речи?

- Хорошо ли вы поняли, чем числительное отличается от существительного и прилагательного?

Группа вывешивают на доску модели слова десять.

Десять           П

- Слово десять имеет одно грамматическое значение падежа. Оно зависимое. Это новая часть речи.

- Обозначать  количество.

Предлагают варианты ответов.

Ответы детей.

Составление коллективного плана работы по дальнейшему изучению темы.

Составьте план дальнейшего изучения имени числительного.

Работа в группах.

Итоговая рефлексия.

Домашнее задание: написать рефлексивное сочинение на тему «Новое имя». Опишите, что интересного произошло на уроке. Какое открытие вы сделали. Завтрашний урок мы начнём с ваших сочинений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка по теме "Склонение количественных числительных"

Презентация к уроку русского языка  по теме "Склонение количественных числительных" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI век"...

Имя числительное. урок русского языка. 4 класс.

Тип урока -урок -ознакомление с новым материалом. Основная цель урока -открыть новое знание - имя числительное, как часть речи. Ведущая технология данного урока -проблемные ситуации....

Урок русского языка 3 класс Имя числительное

Конспект урока. 3 класс. Русский язык. Имя числительное.  1. Разминка “Как знаешь части речи”а). Какие части речи знаете?б). Существительное – это…в). Прилагательное – это …г). Глагол – это…д). М...

Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Перспектива" по теме "Имя числительное" Урок №1.

Урок русского языка по теме "Имя числительное" 4 класс .Урок №1.В конспекте урока предоставлен раздаточный материал, наглядный материал. Прилагагается  презентация....

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Числительное"

В материале представлены задания для закрепления темы "Числительное"...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: Имя Числительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление с новой частью речи – именем числительным; формирование умения распознавать имена числительные, употребление их в речи.Планируемые результатыПредмет...

Урок русского языка 4 класс по теме: «Имя числительное»

Тип урока: урок открытия нового знания...