Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать". УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условия для формирования представления о приставкахна- и о-; формирование умения правильно использовать приставки  на- и о- в речи.

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать ;                                                                                             

уметь:  выделять приставки на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, определять их значение.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         02. 04.19                                                                                                ФИО учителя: Добрикова Ю.Н.

Школа: 148                                                                                                ФИ студента: Закирова Ильяна, 36 гр.

Класс: 2 «Г»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет:  209                                                                                                                                                                                     

Конспект урока русского языка

Тема: «Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать»

Цели деятельности учителя:  создание условия для формирования представления о приставках на- и о-; формирование умения правильно использовать приставки  на- и о- в речи.

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать ;                                                                                             

уметь:  выделять приставки на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, определять их значение.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ПНШ»  учебник Русский язык 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Словесный: учебный диалог.

2 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ильяна Иремелевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я желаю вам удачи на сегодняшний урок. Присаживайтесь.

-Урок мы начнём с небольшого стихотворения, которое вам нужно закончить самим.

Еду ни лОжить, не ложИть,

Да и накласть нельзя.

А можно ...

Запомните, друзья!

-Верно, ребята. «Ложить» может употребляться только с приставками. Например, положить, переложить. Поэтому надо говорить: кладу, кладёшь.

-Давайте все вместе правильно прочитаем данное стихотворение.

-Молодцы. Сегодняшний урок будет посвящен именно развитию вашей речи!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

-Класть и положить

Читают вместе с учителем.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог.

        

Практический: проверка домаш. задания, орфографич. комментарий

Наглядный: презентация

Практический: составление новых слов с пом. приставок; конструирование.

5 мин

Фронтальная форма работы

- Сначала давайте проверим ваше домашнее задание. Что вам было задано на сегодняшний урок?

-Верно. Упражнение очень маленькое. Вам необходимо было вставить пропущенное словарное слово и подчеркнуть в нем буквы, написание которых надо запомнить.

На трамвайном повороте

Снял с подножки сорванца:  

-Отвечайте, где живёте?

Как ________отца?  

-Молодцы, ребята. Всё верно.

-На слайде, ребята, вы видите слова, от которых нужно образовать новые слова с помощью приставки.

бежать            добрый

делить             строить

нести              заголовок

ходить            бабушка

город              варить

-Всё правильно, ребята. Молодцы.

- Что мы сейчас с вами делали?

-Для чего мы это делали?

-Правильно, мы это с вами повторили, чтобы перейти к новой теме, но для начала поставим с вами задачи.

-в раб. тет. надо было выполнить упр. 58

На трамвайном повороте

Снял с подножки сорванца:  

-Отвечайте, где живёте?

Как фамилия отца?  

ЧА-ЩА под ударением пиши с буквой А: отвечайте.

прибежать           предобрый

поделить               пристроить

пронести              подзаголовок

переходить          прабабушка

пригород              сварить

-образовывали новые слова с помощью приставки

-чтобы изучить новую тему

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К.: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог; формулирование темы, цели.

Наглядный: рассматривание слайда

Словесный: обсуждение проблемы.

5 мин

Фронтальная форма работы

-На слайде вы видите слова.

Платье, пальто, жилет, шапка

-Превратите слово-предмет «одежда» в слово-действие, которое будет стоять в начальной форме.

-Придумайте к эти словам родственное слово с приставкой на-.

-Совершенно верно.

-Маша и Миша стали придумывать предложения с этими словами и поспорили. Миша придумал такое предложение: Я одел пальто и шапку и пошел гулять.

-А Маша с ним не согласна и говорит, что не одел, а надел. Кто из них прав?

-Итак, с какой же проблемой столкнулись Маша и Миша? Кто сформулирует тему нашего урока?

-Верно, ребята. Тема нашего урока «Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать».

-Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

-Правильно, ребята.

-Чтобы всё это узнать, давайте обратимся к вашему учебнику.

-одевать, одеть

-надеть, надевать

 

Проявляют интерес.

Высказывают своё мнение.

-«Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать».

-узнаем, как правильно употреблять приставки на- и о- словах надеть и одеть.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Практический: чтение правила, присказки.

Частично-поисковый: наблюдение над языковым материалом; выделение признаков нов. понятия; выбор ответа на поставленный вопрос.

Словесный: учебный диалог.

Практический: выполнение упражнения; лексический анализ.

Практический: выполнение упражнения: лексический анализ.

11 мин

Фронтальная форма работы.

Парная форма работы.

Индивидуальная форма работы.

-Давайте с вами посмотрим, что нам говорит Анишит Йокоповна на эту тему. Откройте свои учебники на стр. 88.

-Ксюша, начинай читать.

-Итак, какой вывод мы можем сделать исходя из того, что вы прочитали?

-Верно. Слово «одеть» подразумевает вопросы «кого?» и «что?». Этот глагол используется с одушевлёнными существительными. Например, одеть ребенка в школу. Приведите свои примеры со словом одеть.

-Ребята, а слово «кукла». Как мы скажем в этом случае? Одеть или надеть?

-Верно, слово «одеть» используется также со словами, которые означают подобие человека. Например, кукла или манекен.

-Слово «надеть» подразумевает вопрос «что?» и используется в отношении неодушевленных предметов. Например, надеть шапку на голову. Приведите свои примеры.

-Верно, молодцы.

-Давайте сейчас прочитаем стихотворение:

ОДЕВАЕМ мы КОГО-ТО

Дочку, куклу, бегемота.

Если ЧТО-ТО попадется:

Юбка, варежки, сапог-

Обязательно найдется

Тот, кто их надеть бы смог!

-Молодцы!

-Сейчас выполните задание на доске. Вы видите предложения и вам в слова надо вставить приставки на- или о-. Работать будете в парах. Посоветуйтесь немного. Начинает первая парта. Читаете предложение, называете приставку и объясняете свой выбор.

Катя куклу в новое платье …дела.

Мама новое платье …дела.

Светлячки голубые очки …дели.

Я хочу новый костюм …деть.

Мама сына в новую рубашку …дела.

-Молодцы, все верно.

-Сейчас откройте свои учебники на стр. 88 и найдите упр. 98. Прочитайте задание. К доске выйдут 2 человека. Первый человек выполняет первые 3 строчки, второй человек вторые 3 строчки. Выписываете только слова и объясняете свой выбор приставки.

Мама песню напевала,

(о/на)девала дочку…

(о/на)девала –

(о/на)девала белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку (о/на)дела.

-Правильно, молодцы! Скажите мне, почему, казалось бы, в одинаковых словах мы писали разные приставки?

-Молодцы, давайте встанем и проведём динамическую паузу.

Физминутка

Открывают свои учебники.

Читают присказку в учебнике.

-надеть можно что-то, а одеть кого-то

-Одеть малыша, одеть больного

-Одеть куклу

-надеть костюм, надеть маску

Читают стихотворение со слайда.

Катя куклу в новое платье одела.

Мама новое платье надела.

Светлячки голубые очки надели.

Я хочу новый костюм надеть.

Мама сына в новую рубашку одела.

Открывают учебники, следят по заданию.

Слушают задание учителя, выполняют выборочно.

-одевала дочку (приставка о-, т.к. мама одевала кого-то). Одевала-тоже самое. Надевала(приставка на-, т.к. надевает на себя). Девочку одела-приставка о-, т.к. кого-то.

-потому что это зависело от значения слов. Одеваем мы кого-то, а надеваем что-то.

Повторяют движения за героями видеоролика.

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

Л.: умение

воспринимать новую информацию.

К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

Л.: Обеспечение

ценностно-смысловой ориентации учащихся.

К: Формулирование собственного мнения и позиции.

Р.: Принятие  и сохранение учебной задачи.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление

Словесный: учебный диалог.

Практический: выполнение задания: орфографический разбор; лексический анализ.

4 мин

-Сейчас найдите упр. 99 на стр. 89. Прочитайте задание. Чтобы прочитать эту французскую народную песенку правильно, давайте вспомним правило, которое мы сегодня изучили.        

-Совершенно верно. Давайте прочитаем теперь правильно.

Вот ст_ит высокий дом-

Прож_вает котик в нём.

Если дождик пол_вает-

Он чуло[ч’]ки (на/о)д_вает.

Если солнечный денёк-

(На/о)д_вает котелок*!

-Теперь объясните пропущенные буквы в предложениях. Первая парта начинает.

-Молодцы, всё верно.

-От каких слов образовались слова, выделенные цветом? Три человека выходят к доске и показывают письменно в виде схемы.

-С помощью чего образованы данные слова?

-Верно.

-Как вы думаете, слово «котелок» в значении «маленький котел» или слово «котелок» в значении «шляпа» - это разные слова или одно слово с разными значениями?

-Посмотрите, ребята на картинку и скажите, почему шляпу назвали «котелок»?

-Правильно. Теперь откройте Толковый словарь, найдите слово «котелок» и проверьте своё мнение.

-Вы большие молодцы, давайте приступим к следующему заданию, которое вам нужно будет выполнить самостоятельно.

-надеть можно что-то (брюки, платье)

-одеть можно кого-то (братишку, малыша)

Вот ст_ит высокий дом-

Прож_вает котик в нём.

Если дождик пол_вает-

Он чуло[ч’]ки над_вает.

Если солнечный денёк-

Над_вает котелок*!

- стоит-стОя, проживает- жи/ши пиши через и, поливает-полИть, надевает-надЕть.

котик        кот

дождикдождь

денёкдень

-с помощью суффиксов

Высказывают свои мнения.

-потому что своей формой она похожа на котелок.

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П.: формирование универсальных логических действий грамотности учащихся.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа, взаимооценка.

Наглядный: сопровождение презентации.

6 мин

Индивидуальная форма работы.

-Сейчас я вам раздам карточки со словосочетаниями. Вам необходимо вставить приставки на- и о- в словах. прямо на листочках. Не забудьте подписать свои листочки.

1)…деть пальто

2)…деть братишку

3)…девать шапку

4)…деть свитер

5)…деть малыша

6)…деть куклу

7)…деть перчатки

8)…девать футболку

9)…деть сестрёнку

10)…деть манекен

-Теперь проверьте друг у друга и поставьте оценку.

Критерии:

0 ошибок – оценка «5»

1-2 ошибки – оценка «4»

3-4 ошибки – оценка «3»

5 и более – оценка «2»

-Все проверили? Хорошо. Сдавайте свои листы и мы продолжим урок.

Слушают задание учителя.

Выполняют задание:

1) надеть пальто

2) одеть братишку

3) надевать шапку

4) надеть свитер

5) одеть малыша

6) одеть куклу

7) надеть перчатки

8) надевать футболку

9) одеть сестрёнку

10) одеть манекен

Взаимопроверка по эталону.

Оценивают по критерию.

Р.: осуществление итогового контроля

П.: структурирование знаний.

Р.: коррекция, оценка;

VII. Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог.

Практический: составление предложений.

4 мин

- Итак, ребята, давайте еще раз вспомним присказку, которую мы читали в начале урока.

-Что говорила Анишит Йокоповна?

-Правильно. Кто помнит дословно её присказку?

-Да, молодцы. Сейчас поработайте в парах. Вам необходимо будет составить 3 предложения со словами надеть, одеть, надевать, одевать. 

-Итак, что у вас получилось?

-приставку на- пишем, когда надеваем что-то; приставку о- пишем, когда одеваем кого-то.

-надеть одежду, одеть Надежду.

Работают в парах.

Составляют предложения.

Читают свои предложения:

-Я надел свое новое пальто

Моя сестра одела своего сына.

Ему редко приходилось надевать костюм.

Сестренка одевала свою куклу.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщающий диалог.

4 мин

Деятельностная

-Ребята, какую тему мы сегодня изучили?

-Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей?

-Что смогли сделать?

-Какие трудности были у вас на уроке?

-Спасибо за урок, до свидания!

- Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать

-Узнать, как правильно употреблять приставки на- и о- словах надеть и одеть. Да, мы достигли.

Проводят самоанализ деятельности.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему" Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать».

Учебный предмет - Русский язык Класс - 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 2 ч/Сост Р.Г. Чуракова- М.: Академкнига/Учебник, 2011. -Ч.1: 240 с.Уче...

конспект урока по русскому языку "З-С на конце приставок"

конспект урока по теме: "Буквы з и с на конце приставок"Цели: закрепить навыки выбора согласной з и с на конце приставок; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и аналитическо...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одевать, одевать. По программе "Перспективная начальная школа&quo...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметные:- з...

Правильное употребление приставок НА- и О- в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать»

Цель: закрепить полученные знания, применять правило на письме....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Значение и употребление глаголов в речи» (3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Пред...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...