Методика проведения изложения в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку
Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. В начальных классах — только обучающее. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложений свидетельствует о его усвоении.
Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание — проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило, устно выполнить проверку, орфограммы подчеркнуть.
Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3-4 части, легко выделяемые в абзацы.
Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_izlozheniya.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения изложения
- Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.
- Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.
- Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.
- Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.
- Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.
- Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости —фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.
- Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
- Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.
9. Самостоятельное написание изложения. Оказание индивидуальной помощи.
- Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.
- Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, выставление отметки — на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.
Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:
а) точности и последовательности передачи содержания текста;
б) ошибок в построении предложений;
в) неправильного употребления слов;
г) наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).
Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с первоначальным текстом с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских изложений, разобрать орфографические ошибки.
Работа организуется следующим образом:
- учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
- учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
- учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
- учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
- осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
- организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения сочинений и изложений в начальной школе
Методика проведения сочинений и изложений в начальной школе...
ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе....
Методическое пособие "Методика работы над изложением в начальной школе". Автор: Играева И. А.- учитель начальных классов Зерноградский район Ростовской области.
Материал для учителей начальной школы....
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Развитие речи – одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В целом развитие речи – это и есть р...
Статья на тему: "Методика и организация проведения праздника в начальной школе"
Как провести и организовать праздник в начальных классах. Развитие у детей чувства коллективизма и взаимовыручки. Развитие музыкально-эстетических навыков у детей....
Изложение в начальной школе, его виды и методика проведения
В работе рассказывается о видах изложений, которые используются в начальной школе и описывпется методика их проведения...