Методика проведения изложений в начальной школе.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Изложить – это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чем и о ком идёт речь.
Изложение как письменный пересказ, близкий к тексту, требует не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а воспроизведения в том варианте, в котором он предложен автором. При этом ученик должен:
а) точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем;
б) отразить особенности авторского понимания главной мысли текста;
в) воссоздать особенности языка и стиля авторского текста;
г) соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых и типологических особенностей текста.
Структура урока изложения
- Вступительная беседа.
- Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи.
- Анализ содержания текста:
а) беседа по содержанию, цель которой – проверить, понят ли текст в целом;
б) выяснить тему текста и основную мысль, задачу автора;
в) определить типовую принадлежность текста.
4. Анализ структуры текста:
а) выявить микротемы, выделить части и выяснить особенности содержания каждой из них;
б) составление плана или обдумывание предложенного учителем.
5. Языковой анализ текста:
а) наблюдение над использованием ярких точных слов, форм слов, синтаксических конструкций;
б) предупреждение различных речевых недочетов.
6. Орфографическая подготовка.
7. Чтение текста повторно.
8. Запись текста.
9. Самопроверка работ.
Выборочное изложение не всегда по достоинству оценивается учителем и вызывает определённые трудности у учащихся. В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.
При выборочном изложении от ученика требуется пересказать не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением. Как и при подробном изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его в соответствии с заданием учителя. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. Выборочный пересказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.
На первых этапах обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно, был небольшим по объёму, предоставлял очевидные возможности для тематического отбора материала.
Для работы над данным видом изложения можно предложить учащимся следующую памятку:
1. Перечитай текст, отметь в нём отрывки, которые относятся к герою.
2. Определи, о чем говорится в каждом отрывке.
Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.
3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.
- Подбери к ним заголовки.
- Посмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков.
- Расскажи о герое, пользуясь планом.
Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказе не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разным местам.
Методика работы на уроке может быть следующей:
1. Учитель (или ученик, подготовленный ранее) выразительно читает текст.
2.Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка. Формулировка основной мысли.
3. Выделение объектов описания.
4. Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно – на доске и в тетрадях.
5. Анализ каждого выбранного детьми предложения с точки зрения его важности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие – записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.
6. Беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения сочинений и изложений в начальной школе
Методика проведения сочинений и изложений в начальной школе...
ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе....
Методика проведения изложения в начальной школе
Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного...
Методическое пособие "Методика работы над изложением в начальной школе". Автор: Играева И. А.- учитель начальных классов Зерноградский район Ростовской области.
Материал для учителей начальной школы....
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Развитие речи – одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В целом развитие речи – это и есть р...
Статья на тему: "Методика и организация проведения праздника в начальной школе"
Как провести и организовать праздник в начальных классах. Развитие у детей чувства коллективизма и взаимовыручки. Развитие музыкально-эстетических навыков у детей....
Изложение в начальной школе, его виды и методика проведения
В работе рассказывается о видах изложений, которые используются в начальной школе и описывпется методика их проведения...