Методика проведения изложений в начальной школе.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Никонова Алла Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozheniya.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Изложить – это значит         пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чем и о ком идёт речь.

Изложение как письменный пересказ, близкий к тексту, требует не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а воспроизведения в том варианте, в котором он предложен автором. При этом ученик должен:

        а) точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем;

        б) отразить особенности авторского понимания главной мысли текста;

        в) воссоздать особенности языка и стиля авторского текста;

        г) соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых и типологических особенностей текста.

Структура урока изложения

  1. Вступительная беседа.
  2. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи.
  3. Анализ содержания текста:

        а) беседа по содержанию, цель которой – проверить, понят ли текст в целом;

        б) выяснить тему текста и  основную мысль, задачу автора;

        в) определить типовую принадлежность текста.

4. Анализ структуры текста:

        а) выявить микротемы, выделить части и выяснить особенности содержания каждой из них;

        б) составление плана или обдумывание предложенного учителем.

5. Языковой анализ текста:

        а) наблюдение над использованием ярких точных слов, форм слов, синтаксических конструкций;

        б) предупреждение различных речевых недочетов.

6. Орфографическая подготовка.

7. Чтение текста повторно.

8. Запись текста.

9. Самопроверка работ.

        

Выборочное изложение не всегда по достоинству оценивается учителем и вызывает определённые трудности у учащихся. В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.

        При выборочном изложении от ученика требуется пересказать не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением. Как и при подробном изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его в соответствии с заданием учителя. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. Выборочный пересказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.

        На первых этапах обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно, был небольшим по объёму, предоставлял очевидные возможности для тематического отбора материала.

        Для работы над данным видом изложения можно предложить учащимся следующую памятку:

        1. Перечитай текст, отметь в нём отрывки, которые относятся к герою.

        2. Определи, о чем говорится в каждом отрывке.

        Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.

3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.

  1. Подбери к ним заголовки.
  2. Посмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков.
  3. Расскажи о герое, пользуясь планом.

Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказе не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разным местам.

        Методика работы на уроке может быть следующей:

        1. Учитель (или ученик, подготовленный ранее) выразительно читает текст.

        2.Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка. Формулировка основной мысли.

        3. Выделение объектов описания.

        4. Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно – на доске и в тетрадях.

        5. Анализ каждого выбранного детьми предложения с точки зрения его важности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие – записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.

        6. Беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения сочинений и изложений в начальной школе

Методика проведения сочинений и изложений в начальной школе...

ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе....

Методика проведения изложения в начальной школе

Изложение как вид орфографического упраж­нения характеризуется чётко выраженной направлен­ностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного...

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Развитие речи – одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В целом развитие речи – это и есть р...

Статья на тему: "Методика и организация проведения праздника в начальной школе"

Как провести и организовать праздник в начальных классах. Развитие у детей чувства коллективизма и взаимовыручки. Развитие музыкально-эстетических навыков у детей....

Изложение в начальной школе, его виды и методика проведения

В работе рассказывается о видах изложений, которые используются в начальной школе и описывпется методика их проведения...