«Как можно играть звуками».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Обеременко Наталья Владимировна

 Родной язык (русский). Тема урока "Как можно играть звуками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_1_klass.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Родной (русский) язык

Урок 7  на тему: «Как можно играть звуками».

Цели: развивать познавательный интерес к родному языку, познакомить обучающихся со звукоподражанием в стихотворном художественном тексте, научить наблюдать и делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей;  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;  формирование  мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире  людей;
Предметные: познакомить с правилами сравнения; познакомить обучающихся со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи;

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, предметные картинки, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова

Тип урока: урок формирования новых знаний.

                                                     Ход урока:

1.Орг. момент. Мотивация

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа.

Ребята, давайте вспомним

- Какой бывает речь?

- Какую речь называют письменной?

- Какую речь называют устной?

- Попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

« Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» (звук).

- Как вы думаете, можно играть звуками?

- Назовите тему урока (Как можно играть звуками)

Какие учебные задачи поставим перед собой. ( Научиться внимательно слушать стихотворения и определять как поэты передают звуки окружающего мира)

Ребята, мы с вами много говорили о речи, устной и письменной. Сегодня разговор пойдет о речи особенной, даже волшебной, с которой мы встречаемся в сказках, стихотворениях, рассказах. Она помогает нам представить, как живых, всех героев, заставляет радоваться, огорчаться, удивляться так сильно, как будто все написанное в книге происходит на самом деле.

III. Формирование новых знаний.

-Кого или что можно услышать в стихах?

- Кто может сказать, какие звуки издают кошки? Воробьи? Свиньи? Люди очень внимательно слушали птиц, зверей, и в языке появились слова «мяукает», «чирикает», «хрюкает». Поэты особенно внимательно умеют слушать всех: птиц, зверей, даже предметы – и передавать все звуки в стихах. Очень интересно читать такие стихи и догадываться, что сумел услышать поэт.

Работа с материалом учебника с 45-48.

1 Чтение учителем стихотворения Ренаты Мухи.

Внимательно послушайте стихотворение  Ренаты Мухи. (чтение стихотворения)

-Назовите героев стихотворения.

- Вы  услышали жужжание осы, когда слушали стихотворение?

- Как вы думаете, какие особенности стихотворения помогают вам услышать это? (повторяющийся звук ж)

2. Обсуждение стихотворения Владимира Суслова «Слушал Шорох тишину».

Послушайте фрагмент стихотворение  Владимира Суслова «Слушал Шорох тишину». ( чтение стихотворения)

- Объясните, кто с кем разговаривает. ( Шёпот и Шорох)

- Что один из героев предлагает послушать?  ( Тишину)

- А что слышишь ты? (Шуршание листвы)

Ребята, сделайте вывод что используют поэты в своих стихотворениях для того чтобы передать звуки окружающего мира. (Определённые повторяющиеся звуки)

- Что можно услышать читая стихотворения (Жужжание пчелы, грохот грома, чириканье птиц, шуршание мышей т. д.)

Сравним наши выводы с информацией в учебнике.

Чтение правила на с.46.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Наклонились вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

IV. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

Работа со стихотворением Михаила Яснова «Я взрослею»

( Слайд 1)

Творческое задание . Работа в парах

В стихотворение Михаила  Яснова «Я взрослею» говорится о мальчике у которого выпал молочный зуб.

- Прочитайте о чем говорит герой стихотворения.

-Подумайте, как можно «перевести» эти строчки стихотворения

Расскажите друг другу.

2. Работа со стихотворением Григория Кружкова « Ррры!»

-  Послушайте стихотворение Григория Кружкова « Ррры!»

- Расскажите, какой в тексте лев: сердитый, грозный или добрый и веселый.

- Что помогло тебе понять, какой у льва характер?

Физкультминутка. Для глаз

3. Работа со стихотворением О. Сердобольского «Удав».

(Слайд 2)

Прочитайте  стихотворение Олега Сердобольского «Удав» так, чтобы ваши одноклассники поняли, что удав – очень длинный.

- Объясните, как в стихотворении поэт передаёт длину удава.

4. Работа со стихотворением Виктора Лунина «Ластик»

(Слайд 3)

- Прочитай стихотворение Виктора Лунина «Ластик»

- Как ты понимаешь, что означают слова ластится, льнёт, липнет?

( Ластится - проявлять лаской нежность, любовь к кому-нибудь,

Льнёт-, липнуть, приставать, прилегать вплоть, прилипать,

Прилипать - пристать, прилепиться, привиснуть на чем-либо клейком, липком. )

- Почему ласковый ластик ничего после себя не оставляет?

- Объясните, какой же получился у поэта ластик.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я умею…

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД Тема: Беседа «Где можно играть?» класс "Особый ребёнок".

Цель занятия:    Сформировать представление школьников о безопасности на улицах и дорогах....

Дидактическая игра «Звуки заблудились»

Дидактическая игра «Звуки заблудились»...

Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем

Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем...

Беседа " Где можно играть"

Беседа с учащимися по правилам дорожного движения....

"Как можно играть звуками". Урок по предмету Родной (русский) язык.

Тема урока: «Как можно играть звуками».Тип урока: Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.Образователь...

план внеурочного занятия 1 класс "Где можно играть"

Структура внеурочного занятия «Где можно играть?»...