программа "Русский язык" 4 класс школа России
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Руденко Марина Владимировна

Программа по русскому языку и тематическое планирование 4 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy-yazyk-4-klass.docx69.34 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

«Школа России»

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса  на 2019 – 2020 учебный год разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от

28.03.2002  г. № 199/13).

-  «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

-  «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).

-«Русский язык» Рабочие программы  Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классыВ.П.Канакина, В.Г.Горецкий М.: «Просвещение», 2015

         Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

      Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Общая характеристика учебного предмета

Цели обучения:

-Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

-Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

-Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

-Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

     Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является  диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.

     Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический  разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

Задачи  обучения:

-развитиеречи, мышления, воображения школьников, способности выбирать  средства  языка в соответствии с условиями  общения, развитие интуиции и   «чувства языка»;

-освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами  анализа изучаемых явлений языка;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать   в диалоге,  оставлять несложные монологические высказывания;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  родному  языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и чистоты;  пробуждение   познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою   речь.

        В 4классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

     Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.

Место предмета в учебном плане.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Содержание учебного курса

Повторение (11ч)

Наша речь и наш язык.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (9 ч).Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.Разбор предложения по членам предложения.Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однороднымичленамибез союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (21ч).Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Лексическое значение слов. Распознавать многозначные слова, в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализироватьупотребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Определять значение слова , пользуясь толковым слолварём.

Состав слова.Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвуковогосоставатипа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Различать однокоренные слова и формы одного и тогоже слова.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.  Правописание прставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик и –ек.

Правописание разделительного Ъ и Ь знаков.

Части речи

Повторение и углубление представлений о частях речи. Части речи деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие общее представление.Значение и употребление  в речи.

Имя существительное (39ч)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (30 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Личные местоимения(8 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (34 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного(18ч)

Итого 170 час

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт.сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка.слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Печатные пособия.

Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2015г

Канакина В.П. Русский язык. 4класс. Учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2012Канакина В.П. Русский язык. 4 класс.

Поурочные разработки: Технологические карты уроков 4 класс: И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева.М: «Просвещение», 2014

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

2. Информационно - коммуникативные средства.

Электронное приложение к учебникуВ.П.Канакиной   «Русский язык.4 класс».

3. Материально – технические средства.

Компьютерная техника, аудиторная доска с магнитной поверхностью .

Планируемые результаты

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Фонетика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс-ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • оцениватьь правильность разбора слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.обучающиеся должны уметь:

орфографически и каллиграфически правильно списывать текст объёмом (80-90 слов) и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста; определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

 писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя; в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в четвёртом классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например,если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные;
- ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:

- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Контрольное списывание

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки.

Словарный диктант

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

Тест

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - верно выполнено менее 1/2 задание

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

-для словарных диктантов: 10-12;

- для контрольных диктантов: первое полугодие – 65-70, конец года - 75-80;

Тема урока,  раздела

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата  проведения по факту

Раздел: Повторение 11 часов

Из них: наша речь и наш я зык 1 час

1

Диалогическая и монологическая речь.

Развитие речи

1

Текст 3 часа

2

Текст.

 Признаки текста. Развитие речи.

1

3

Развитие речи.

Изложение  повествовательного текста

1

4

Типы текстов. Развитие речи.

Анализ изложения.

1

Предложение 3 часа

5

Предложение как единица речи.

Входной мониторинг Контрольная работа

1

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

7

Знаки препинания в конце предложений.

1

Обращение 1 час

8

Обращение.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

Главные и второстепенные члены предложения 2 часа

9

Главные и второстепенные члены предложения.

1

10

Предложения распространённые и нераспространённые.

1

Словосочетание 1 час

11

Словосочетание

Развитие речи.

Проверочная работа «Предложение»

1

Раздел: Предложение 9ч

Из них: однородные члены предложения 5 часов

12

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

13

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления, при помощи союзов.

1

14

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами.

1

15

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами

1

16

Развитие речи

Сочинение

Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

1

Простые и сложные предложения 4 часа

17

Простые и сложные предложения.

Анализ сочинения.

1

18

Различение сложного и простого предложения с однородными членами.

1

19

Знаки препинания в сложном предложении. Проверочная работа по теме

« Предложение»

1

20

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

1

Раздел:   Слово в языке и речи 21ч

Из них : лексическое значение слова 4 часа

21

Лексическое значение слова.

Анализ изложения

1

22

Заимствованные слова.Устаревшие слова.

Многозначные слова

1

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

24

Фразеологизмы. Развитие речи.

1

Состав слова 10 часов

Из них: значимые части слова 3 часа

25

Значение суффиксов и приставок.

1

26

Состав слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1

27

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

1

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 часа

28

Правописание безударной гласной в корне слова.

1

29

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

1

30

Правописание двойных согласных в словах.

1

31

Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ек, -ик.

1

Правописание ъ и ь 3 часа

32

Правописание ъ и Ь разделительных знаков.

1

33

Контрольный диктант  « Слово в языке и речи»

1

34

Работа над ошибками.

Развитие речи.Изложение повествовательного текста.

1

Части речи 8 часов

Из них повторение: 3 часа

35

Части речи.

 Повторение и углубление представлений о частях речи Анализ изложения.

1

36

37

Служебные и самостоятельные части речи. Работа с графической наглядностью.

2

Наречие 4 часа

38

Наречие.

Значение и употребление в речи.

1

39

Наречие. Значение и употребление в речи.

1

40

Проверочная работа. «Части речи»

1

41

 Развитие речи. Сочинение-отзыв по  картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

1

Раздел: Имя существительное  39ч

Из них: изменение по падежам 5 часов

42

Анализ сочинения.

Определение падежа имён существительных.

1

43

Признаки падежных форм имён существительных.

1

44

Различие падежных и смысловых вопросов.

1

45

Начальная форма имени существительного.

1

46

Имена существительные, которые употребляются в одной форме.

1

Три склонения имён существительных 8 часов

47

1-е склонение имён существительных.

1

48

Падежные окончания имён существительных1 склонения.

1

49

Развитие речи.Сочинение   по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

1

50

2-е склонение имён существительных . Анализ сочинения.

1

51

Падежные окончания имён существительных 2 склонения.

1

52

3-е склонение имён существительных.

1

53

Падежные окончания имён существительных 3 склонения.

54

 Развитие речи.

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в ед числе 18 часов

55

Способы проверки безударных падежных окончаний им сущ-х

1

56

Именительный и винительный падежи

1

57-58

Родительный падеж.

2

59

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1

60

Дательный падеж.

1

61

Дательный падеж.

1

62

Дательный падеж

1

63

Творительный падеж.

1

64

Правописание имён существительных в творительном падеже. Оканчивающихся на шипящий и ц.

1

65

Предложный падеж

1

66

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

1

67

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

69

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных.

1

70

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

71

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины .В.В.Тропинина «Кружевница»

Развитие речи.

1

72

Контрольный диктант  «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

1

Правописаниебезударных падежных окончаний им сущ во множ числе 6 часов

73

 Работа над ошибками

Склонение имен существительных во множественном числе.

1

74

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

Промежуточный мониторинг. Контрольная работа

1

75

Родительный падеж множественного числа.

1

76

Родительный падеж множественного числа.

1

77

Винительный падеж одушевлённых имён существительных.Морфологический разбор имени существительного.

1

78

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

1

Обобщение знаний об имени существительном 2 часа

79

Обобщение знаний об имени существительном

Развитие речи. Изложение.

1

80

 Проект «Говорите правильно!»

1

Раздел : Имя прилагательное 30 часов

Из них: повторение 4 часа

81

Значение и употребление в речи.

1

82

Род и число им прилагательных

1

83

Начальная форма им прилагательных

Развитие речи.Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1

84

Проект «Имена прилагательные в  « Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Анализ сочинения.

1

Изменение по падежам имён прилагательных

1 час

85

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.

Развитие речи.Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»

1

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственном числе. 9 часов

86

Именительный падеж.

1

87

Родительный падеж

1

88

Дательный падеж.

1

89

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

90

Творительный и предложный падежи.

1

91

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей

1

92

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей

1

93

 Развитие речи.Выборочное изложение   повествовательного текста.

1

94

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. 6 часов

95

Склонение имён прилагательных женского рода

1

96

Именительный и винительный падежи.

1

97

Родительный,  дательный,

творительный падежи.

1

98

Склонение имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

1

99

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных

женского рода в единственном числе

1

100

 Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста.

1

Склонение имён прилагательных во множ числе. 6 часов

101

Окончания имён прилагательных в каждом из падежей. Работа над ошибками.

1

102

 Развитие речи Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости»

1

103

Именительный и винительный падежи

Анализ сочинения

1

104

Родительный и предложный падежи

1

105

Дательный и творительный падежи

1

106

Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи.

1

Обобщение знаний об имени прилагательном  4 часа

107

Морфологический разбор имени прилагательного

1

108

Контрольный диктант «Имя прилагательное»

1

109-110

Работа над ошибками

Развитие речи.Составление сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

2

Раздел: Местоимения 8 часов

Из них: личные местоимения 2 часа

111

Анализ сочинений.

Роль местоимений в речи

1

112

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица

1

Изменение личных местоимений по падежам. 6 часов

113

Склонение личных местоимений 1и2 лица единственного и множественного числа.

1

114

Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа.

1

115

Окончания личных местоимений в косвенных падежах.

1

116

Правописание косвенных форм личных местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

1

117

Проверочная работа по теме «Личные местоимения»

1

118

Развитие речи. Составление устных рассказов по рисунку с использованием диалога.

1

Глагол  34ч  

Из них: повторение 2 часа

119

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.

Значение глаголов в языке и речи.

1

120

Время глагола

Изменение глаголов по временам

1

Неопределённая форма глагола 5 часов

121

Различение глаголов что сделать? И что делать?

1

122

.Различение глаголов что сделать? и что делать?

1

123

124

 Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

2

125

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану

1

Спряжение глагола 5 часов

126

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение) .Анализ изложения.

1

127

Лицо и число

 глаголов

1

128

Глаголы, которые не употребляются в форме 1 лица настоящего и будущего времени.

1

129

2 лицо глаголов

Правописание окончаний глаголов во 2 лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

130

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

1

Ι и ΙΙ спряжения глаголов. 2 часа

131

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени

Анализ сочинения.

1

132

Личные окончания глаголов I и II спряжений  

1

Правописание глаголов 11 часов

Из них: правописание глаголов с безударными личными окончаниями 8 часов

133

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

134

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

135

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

136

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

137138

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

2

139-140

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

2

Правописание возвратных глаголов 3 часа

141

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

1

142

Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах.

1

143

Развитие речи.

Изложение деформированного повествовательного текста

1

Правописание глаголов в прошедшемвремени 3 часа

144

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Анализ изложения.

1

145

Правописание  родовых окончаний и суффиксов глаголов прошедшего времени.

1

146

Развитие речи.

Составление текста на спортивную тему

1

Обобщение по теме «Глагол». 6 часов

147-148

Морфологический разбор глагола

2

149

Итоговый мониторинг. Контрольная работа.

1

150

151

Работа над ошибками.

Обобщение по теме «Глагол».

2

152

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

Повторение 17 часов

153

Повторение по теме «Наша речь и наш язык»

 Анализ изложения.

1

154

Повторение по теме «Текст»

1

155

Повторение по теме «Предложение»

1

156

Контрольный диктант «Части речи»

1

157-158

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Повторение по теме «Имя существительное»

2

160

Орфограммы в значимых частях слова

1

161

Орфограммы в значимых частях слова

1

162

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

163

Состав слова.

Закрепление знаний о составе слова. Анализ изложения.

1

164-165

Состав слова.

Закрепление знаний о правописании приставок и предлогов.

2

166-167

Состав слова.

Закрепление знаний об орфограммах в корне слова.

2

168-169

Обобщение знаний по курсу «Русский язык

2

170

Развитие речи.

Изложение  повествовательного текста

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Природные зоны России. 4 класс "Школа России"

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....