Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
УМК: Образовательная программа «Школа России»
Тема урока: Несклоняемые имена существительные.
Ф.И.О. учителя: Лысенко Е. В.
Цель: Создать условия для формирования понятия несклоняемых именах существительных,
через правильно организованную деятельность.
Задачи:
1.Познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи, с их
с происхождением и значением несклоняемых существительных;
2. Формировать умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного;
3.Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
4.Учить правильному употреблению несклоняемых существительных в речи;
5.Развивать орфографическую зоркость;
6. Воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда;
7.Формировать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
Тип урока: урок открытия новых знаний
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД
|
I.Организационный момент | - Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания! - Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, пропишите соединение заглавной буквы с маленькой Сс, запишите дату, классная работа.
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию 2. Формировать умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника и словаря. 7. Находить ответы на вопросы в в дополнительной информации. 8. Развивать орфографическую зоркость Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом ученым материалом. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу .
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и группе.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё суждение и мнение. 2. Развивать умение оценивать определённую учебную ситуацию. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 4. Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку. Предметный результат: Знать: несклоняемые имена существительные Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.
|
II.Актуализация знаний
| 1. Минутка чистописания - Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении Асфальтовое, новое, Через леса сосновые, Через луга медовые, Через поля пшеничные, Полянки земляничные, Во всей своей красе, Дождём умыто, росами, Укатано колёсами, Раскинулось ( шоссе)! -Запишите это слово. укажите сколько слогов, букв и звуков и поставьте ударение - Правильно, синоним к слову дорога – шоссе - О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс) сс шоссе Составить устно с данным словом предложения. -Какой частью речи является это слово? |
III.Актуализация знаний. (Продолжение. Составление ромашки)
| -Давайте еще раз вспомним, что такое имя существительное и как оно изменяется. имя существительное - отвечает на вопросы КТО? ЧТО? - обозначает предмет; - изменяется по родам по числам по падежам - бывает собственным и нарицательным - бывает одушевленным и неодушевленным - в предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством (реже сказуемым). (далее намеренно выделяю лепесток ПАДЕЖ) - А умеете ли вы склонять существительные по падежам? Сейчас мы это проверим. (делятся на группы ) |
V. Формулирование проблемы
| Проблемное задание Прием «Лови ошибку». - Каждая группа получит задание. В этом задании даны словосочетания, в которые входят существительные. У них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки. А. 1) Работать на фабрике (П.п.) 2) По широкой улице (Д.п.) 3) Выйти без пальта (Р.п.) 4) Гордиться учеником (В.п.) Б. 1) Смотрю в окно (И.п.) 2) Фотографироваться с кенгурой (Т.п.) 3) Мечтаю о собаке (П.п.) 4) Склоняется по падежам (Д.п.) В. 1) Сидеть на троне (П.п.) 2)Посыпались с неба (В.п.) 3) Укрыть одеялом (Т.п.) 4)Ехать в метре (П.п.) (выступления групп, возможна дискуссия по поводу ошибок) - К какому выводу мы пришли? Ошибки разные или однотипные? (есть ошибки в определении падежа и неправильно употреблена форма слова во всех группах, слова в неправильной форме – на доске/слайде). -Никаких вопросов у вас не возникает? |
VI. Открытие новых знаний
VI.Физминутка
| -Вы наверно уже обратили внимание на слова пальто, кенгуру, метро. -Изменяются ли они по падежам? -Чтобы ответить на данный вопрос, что должны сделать? (просклонять) -Проверим так ли это? -Что у вас получилось? Что вы заметили? - Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.) - Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.) - Знакома ли вам такая группа слов? - Раз они не склоняются, как их тогда можно назвать: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ. -Вспомним проблемный вопрос? Ответили мы на него? -Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).
Используя свой жизненный опыт, немного отдохнем. Если слово склоняется, вы приседаете, а если нет - поднимаете руки вверх. ОКНО, МЕТРО, ПОЛЕ, МОЛОКО, ШОССЕ, СЕНО, ЛОТО, КИНО, ОБЛАКО. |
VII.Уточнение темы урока | -Мы узнали, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные. Теперь мы должны научиться отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых. А еще важно правильно употреблять несклоняемые имена существительные в устной речи. -Откройте учебник и прочитайте вывод на с. 88. |
VIII. Развитие умений. | Работа с учебником Упр. 151 (с. 88).(устно) — Прочитайте стихотворение. — Чем различаются глаголы одел и надел! Когда употребляют каждый из них? — Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (Пальто.) — Что происходит с окончанием в этом слове? (Оно не изменяется.) — Как называются такие слова в русском языке? (Несклоняемые существительные.) — Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (Найдём слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос. — Как определить падеж несклоняемых существительных? — Приведите примеры несклоняемых существительных. — О чём нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их употреблении?
|
IX.Из истории слов | - Как вы думаете, почему одни существительные по падежам изменяются, другие нет? - Как появились эти слова, вам интересно узнать? Узнайте из текста. Несклоняемые имена существительные - слова иноязычного происхождения. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Их заимствовали из других иностранных языков. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа и другие. Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. Чаще всего эти существительные имеют на конце гласную. Среди них есть имена нарицательные и собственные, например: бюро, депо, какао, метро, радио, кафе, жюри, колибри, какаду, кенгуру, шимпанзе, кофе,; Токио, Чикаго, Баку, Тбилиси; Гете, Дюма, Гюго. -Что вы узнали, прочитав этот текст? (Несклоняемые им. сущ. – это иноязычные слова, чаще всего они ср р.) |
X.Закрепление.
| -Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).
1. Найдите правильный ответ: А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания. Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам. В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам. 2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам? А) земля Б) кафе В) зеркало 3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным? А) кенгуру Б) кашпо В) метафора 4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже. А)сочинить про метро Б)вернулись из кино В)играл на пианино. 5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно: А) появилось на табле Б) еду в метре В) об умном шимпанзе
Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы). -Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?
|
XI. Прослушивание отрывка из передачи «Радионяни» | -Послушайте песенку о несклоняемых именах существительных. - Какие несклоняемые существительные запомнили?(называют)
|
XII. Итог урока
| - Что нового для себя вы сегодня открыли?(Несклоняемые имена существительные.) Возвращение к ромашке. -Что мы будем учиться делать дальше? (изменять существительные по падежам) |
XIII. Рефлексия. Самооценка. |
Ф.И. | № | Я знаю, умею | Оценка (+ или -) | 1 | Знаю, что такое несклоняемые имена существительные |
| 2 | Найду в предложенном тексте несклоняемые имена существительные |
| 3 | Смогу правильно употребить в речи несклоняемые имена существительные. |
| 4 | Определю падеж несклоняемого имени существительного. |
|
-Заполните таблицу и оцените свою работу на уроке.
|
|
XV. Домашнее задание | 4 – 5: Сделай карточку «Диктант для друга»: составить и записать шесть словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне карточки написать ответы — указать падеж существительных. 3: с. 88, упр 152, правило
|
|