Несклоняемые существительные.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лысенко Елена Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka._nesklonyaemye_sushchestvitelnye.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК: Образовательная программа «Школа России»

Тема урока: Несклоняемые имена существительные.

Ф.И.О. учителя: Лысенко Е. В.

Цель: Создать условия для формирования понятия несклоняемых именах существительных,

через правильно организованную деятельность.

 Задачи:

1.Познакомить   с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи, с их

с происхождением и значением несклоняемых существительных;

2. Формировать  умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного;

3.Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

4.Учить правильному употреблению  несклоняемых существительных  в речи;

5.Развивать орфографическую зоркость;  

 6. Воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда;

 7.Формировать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля и самоконтроля.

  Планируемые результаты:

 Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Организационный момент

- Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания!

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, пропишите соединение заглавной буквы с маленькой Сс, запишите дату, классная работа.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию

2. Формировать  умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника и словаря.

7. Находить ответы на вопросы в  в дополнительной информации.

8. Развивать орфографическую зоркость

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом ученым материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу .

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё суждение и мнение.

2. Развивать умение оценивать определённую учебную ситуацию.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный

результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Предметный результат:

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.

II.Актуализация знаний

1. Минутка чистописания

- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении

Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые, 
Через луга медовые, 
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось ( шоссе)!

-Запишите это слово. укажите сколько слогов, букв и звуков и поставьте ударение

- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе

- О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)

сс

шоссе

Составить устно с данным словом предложения.

-Какой частью речи является это слово?

 III.Актуализация знаний.

(Продолжение. Составление ромашки)

-Давайте еще раз вспомним, что такое имя существительное и как оно изменяется.

имя существительное

- отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- обозначает предмет;

- изменяется по родам

по числам

по падежам

- бывает собственным и нарицательным

- бывает одушевленным и неодушевленным

- в предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством (реже сказуемым).

(далее намеренно выделяю лепесток ПАДЕЖ)

- А умеете ли вы склонять существительные по падежам? Сейчас мы это проверим.

(делятся на группы )

V. Формулирование проблемы

Проблемное задание

Прием «Лови ошибку».

- Каждая группа получит задание. В этом задании даны словосочетания, в которые входят существительные. У них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки.

А.

1) Работать на фабрике (П.п.)

2) По широкой улице (Д.п.)

3) Выйти без пальта (Р.п.)

4) Гордиться учеником (В.п.)

Б.

1) Смотрю в окно (И.п.)

2) Фотографироваться с кенгурой (Т.п.)

3) Мечтаю о собаке (П.п.)

4) Склоняется по падежам (Д.п.)

В.

1) Сидеть на троне (П.п.)

2)Посыпались с неба (В.п.)

3) Укрыть одеялом (Т.п.)

4)Ехать в метре (П.п.)

(выступления групп, возможна дискуссия по поводу ошибок)

- К какому выводу мы пришли? Ошибки разные или однотипные?

(есть ошибки в определении падежа и неправильно употреблена форма слова во всех группах, слова в неправильной форме – на доске/слайде).

-Никаких вопросов у вас не возникает?

VI. Открытие новых знаний

VI.Физминутка

-Вы наверно уже обратили внимание на слова пальто, кенгуру, метро.

-Изменяются ли они по падежам?

-Чтобы ответить на данный вопрос,  что должны сделать? (просклонять)

-Проверим так ли это?

-Что у вас получилось? Что вы заметили?

- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

- Знакома ли вам такая группа слов?

- Раз они не склоняются, как их тогда можно назвать: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ.

-Вспомним   проблемный  вопрос? Ответили мы на него?

-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).

Используя свой жизненный опыт, немного отдохнем.

Если слово склоняется, вы приседаете, а если нет - поднимаете руки вверх.

ОКНО, МЕТРО, ПОЛЕ, МОЛОКО, ШОССЕ,  СЕНО,  ЛОТО, КИНО, ОБЛАКО.

VII.Уточнение темы урока

-Мы узнали, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные.

Теперь мы должны научиться отличать несклоняемые имена существительные  от склоняемых.  А еще важно  правильно употреблять несклоняемые имена существительные в  устной речи.

-Откройте учебник и прочитайте вывод на с. 88.

VIII. Развитие умений.

Работа с учебником

Упр. 151 (с. 88).(устно)

—  Прочитайте стихотворение.

—  Чем различаются глаголы одел и надел! Когда употребляют каждый из них?

—  Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (Пальто.)

—  Что происходит с окончанием в этом слове? (Оно не изменяется.)

—  Как называются такие слова в русском языке? (Несклоняемые существительные.)

—  Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (Найдём слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос.

—  Как определить падеж несклоняемых существительных?

—  Приведите примеры несклоняемых существительных.

—  О чём нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их употреблении?

IX.Из истории слов

- Как вы думаете, почему одни существительные по падежам изменяются,  другие нет?

- Как появились эти слова, вам интересно узнать? Узнайте из текста.

     Несклоняемые имена существительные - слова иноязычного происхождения. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Их заимствовали из других  иностранных языков. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа и другие.  Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. Чаще всего эти существительные имеют на конце гласную. Среди них есть имена нарицательные и собственные,  например:  бюро, депо, какао, метро, радио, кафе, жюри, колибри, какаду, кенгуру, шимпанзе, кофе,; Токио, Чикаго, Баку, Тбилиси; Гете, Дюма, Гюго.

-Что вы узнали, прочитав этот текст?

(Несклоняемые им. сущ. – это иноязычные слова, чаще всего они ср р.)

X.Закрепление.

-Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).

1. Найдите правильный ответ:

А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.

В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.

2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

А) земля  

Б) кафе

В) зеркало

3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

А)  кенгуру

Б) кашпо

В) метафора

4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже. 
А)сочинить про метро

Б)вернулись из кино

 В)играл на пианино.

5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно:
 А) появилось на табле   
Б) еду в метре
В) об умном шимпанзе

Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы).

-Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?

XI. Прослушивание отрывка из передачи «Радионяни»

-Послушайте песенку  о несклоняемых именах существительных.

- Какие несклоняемые существительные  запомнили?(называют)

XII. Итог урока

- Что нового для себя вы сегодня открыли?(Несклоняемые имена существительные.)

Возвращение к ромашке.

-Что мы будем учиться делать дальше? (изменять существительные по падежам)

XIII. Рефлексия. Самооценка.

Ф.И.

Я  знаю, умею

  Оценка (+ или -)

1

Знаю, что такое несклоняемые имена существительные

2

Найду в предложенном тексте несклоняемые имена существительные

3

Смогу правильно употребить в речи несклоняемые имена существительные.

4

Определю падеж несклоняемого имени существительного.

-Заполните таблицу и оцените свою работу на уроке.

XV. Домашнее задание

4 – 5: Сделай карточку «Диктант для друга»: составить и записать шесть словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне карточки написать ответы — указать падеж существительных.

3: с. 88, упр 152, правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Несклоняемые существительные"

Урок русского языка по теме:" Несклоняемые существительные". Это урок-приём. На уроке дети знакомятся с несклоняемыми существительными, учатся употреблять их в речи....

Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.

Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...

Урок русского языка в 3 классе Несклоняемые существительные

Морфологические признаки несклоняемых существительных...

Урок русского языка в 3 классе Несклоняемые существительные

Технологическая карта урока русского языка...

Несклоняемые существительные

Технологическая карта урока...

Несклоняемые существительные.

Несклоняемыми   называются имена существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму....