Название этапа, цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности; 2) проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | - Добрый день, ребята! Давайте своими улыбками поддержим друг друга. Пошлём друг другу лучик добра и радости. Настроимся на работу и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!». - А вы действительно хотите много знать? -Тогда тихонечко сели и начинаем работу.
-Ребята, наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: -Как вы думаете, какую мысль хотел выразить автор в этих строчках? Все уроки, как люди, и похожи, и разные Если к ним приглядеться с различных сторон Есть уроки, как светлый и радостный праздник, есть другие - как страшный, мучительный сон. -Как вы понимаете эти строчки? | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт ситуацию успеха. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
«Я хочу много знать!».
- Радостные, когда уроки проходят быстро, интересно! Когда у нас всё получается, когда мы всё понимаем и запоминаем, с удовольствием работаем, помогаем друг другу. Когда всё выполняем сообща, дружно, не отвлекаясь. И эти знания мы можем применить на практике.
| Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний. Цель: Закрепить полученные знания, вспомнить тему прошлых уроков. | -Посмотрите на доску и скажите, слова какой части речи здесь помещены? -Докажите. -Что они обозначают? Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, трудолюбие, оптимизм, лень. -Все ли слова вам понятны? -Объясните лексическое значение слов « оптимизм», «эгоизм».
-А какие качества хотели бы вы взять с собой на урок?
-Над какой большой темой мы работаем на уроках русского языка? -Что такое имя существительное?
-Назовите морфологические признаки им существительного.
-Повторим формы множественного числа некоторых существительных директор-директора термос-термосы доктор-доктора шофер-шофёры адрес-адреса месяц-месяцы блюдце-блюдца компьютер-компьютеры торт-торты бант-банты
-Молодцы! Вы уже многое знаете. -Русский язык богат тайнами. И сегодня мы продолжим исследование имени существительного, сделаем новые открытия. Познакомимся с очень интересными словами. Нам в этом помогут смекалка, терпение, аккуратность, трудолюбие, оптимизм. (слова на доске) - Откройте тетради, запишите число, вид работы.
| Организует диалог с учащимися, задает вопросы.
Учитель называет имена существительные в единственном числе, учащиеся ставят слова во множественном числе.
Работа в тетрадях. Дети пишут число, вид работы, проговаривая правила посадки при письме. | Выполняют задание, добавляют, формулируют правила.
Дети читают слова хором. -Это имена существительные, потому что отвечают на вопрос что?, обозначают качество человека. Оптимизм — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. Оптимист утверждает, что мир замечателен, что человек может воплотить многие свои мечты и цели... «Эгоизм»-качество человека, когда он думает только о себе, о своей выгоде…
Ученики высказывают своё предположение, что для успешной работы на сегодняшнем уроке им понадобятся только положительные качества. Ни к чему им лень, эгоизм.
-Имя существительное. - Имя существительное -это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет,.. Например, медведь, Москва,..
Дети перечисляют морфологические признаки имени существительного: -одушевлённый- неодушевлённый; -собственный- нарицательный; -имеет род; -изменяется по числам; -изменяется по падежам (склоняются).
-Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
| Коммуникативные умение слушать и говорить. Личностные: самоопределение, оценивание. Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценивать результат своей работы. |
III. Самоопределение к деятельности. Выход на тему, цель, учебные задачи. Цель: 1). Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. 2). Составление плана работы. Развивать навык каллиграфического письма | Минутки каллиграфии -В этом вам помогут аккуратность, терпение, трудолюбие. Мм Москва «Мурзилка» Марс Мурка мороз месяц метро магазин
-Подчеркните самую красивую букву.
-Назовите «лишнее» слово из «Минутки чистописания» по морфологическому признаку, и вы узнаете тему нашего урока.
-Правильно в русском языке звучит « Несклоняемые имена существительные»
- Прочитайте тему урока на слайде. Тема урока: Несклоняемые имена существительные.
Цель урока: -Мы сегодня должны выяснить, почему такие слова, как метро, пальто, кино называются несклоняемые имена существительные? Задачи урока: 1.Продолжить исследование имени существительного, как части речи. Что-то узнать новое. 2.Узнать больше несклоняемых существительных; 3. Пополнить знания о несклоняемых существительных: - Рассмотреть их состав слова (морфемный состав слова);
- Узнать их морфологические признаки; (род, …)
- Научиться составлять словосочетания и предложения с этими словами.
-Это новый материал. Поэтому мы будем работать по пунктам исследовательского плана: 1.наблюдение; 2. открытие новых знаний; 3. применение новых знаний; 4.оценивание. -У вас на столах есть листы самооценки, где каждый ,как обычно, будет оценивать свою работу. В конце урока подведем итог. Первые результаты можно отметить.
План урока. -Ребята, я предлагаю наш урок по теме «Несклоняемые существительные» провести в таком порядке: 1.Понятие «Несклоняемые имена существительные»; 2.морфемный состав слов; 3.род несклоняемых имен существительных; 4.изменяются ли по числам; 5. происхождение этих слов.
| Организует диалог с учащимися, в ходе которого выясняется, что в первой строчке имена собственные, во второй нарицательные. Кратко знакомятся с журналом «Мурзилка», кто из детей его выписывает , чем он интересен. Учитель создаёт проблемную ситуацию.
Формулируют тему и задачи урока
Формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с
Обучающиеся вместе с учителем строят исследовательский план открытия новых знаний. |
Самооценка работы.
-Это словарные слова; «лишнее» слово метро, потому что оно не изменяется. -Значит, тема урока «Неизменяемые имена существительные». -Нам уже встречались на уроках русского языка такие же слова ( кино, пальто,…)
Оценивают свою работу на листах самооценки
| Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: постановка темы и задач урока. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
IV. Работа над темой. Открытие новых знаний. 1.Понятие «Несклоняемые имена существительные»; Цель: Подведение детей к самостоятельному выводу
| -Приступим к работе. Задание для групп. -У вас на столах есть карточки со словами метро и мама. Ваша задача: просклонять по падежам эти слова и выделить окончания имён существительных; показать, как изменяются существительные в разных падежах. И.п. мама метро Р.п. мамы метро Д.п. маме метро В.п. маму метро Т.п. мамой метро П.п. о маме метро
-Какие ваши гипотезы (предположения).
-Почему так выполнили, обоснуйте свой ответ. -Что такое окончание? -Что изменилось в словах? -Надо проверить, доказать ваши гипотезы. Куда мы обратимся? -Чья гипотеза была права? Вывод: такие существительные, как метро, пальто, кино и т.д. не склоняются. Они имеют одну и ту же форму слова. Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные. - В русском языке есть много несклоняемых слов, давайте попробуем их отгадать и записать. Лексический диктант в виде игры “Назови одним словом” -Ваша задача: определить слова по их лексическому значению и записать в тетрадь в строчку через запятую. 1. Верхняя одежда для зимы и осени. (пальто) 2. Подземная железная дорога. (метро) 3. Клавишный музыкальный инструмент. (пианино) 4. Асфальтированная дорога. (шоссе) 5. Сорт мороженого на палочке. (эскимо) 6. Напиток из зерен кофейного дерева (кофе). 7.На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас? (пони) 8. Вынашивает своего детеныша в сумке. (кенгуру) 9. Крупный попугай с пестрым хохолком. (какаду) 10. Самая маленькая птица на земном шаре. (колибри) 11. Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг? (шимпанзе) -Проверяем по образцу на слайде.
| Организует подводящий диалог, уточняет правило
Дает инструкцию; кратко вспоминают правила работы в группе.
Учитель читает лексическое значение слов, учащиеся отгадывают и записывают в тетрадь одним словом. | Индивидуальная работа у компьютера. В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________. Работа в группах. Обсуждают в группах, выделяют окончания существительных. Лидеры групп докладывают о готовности и предлагают свои гипотезы.
Окончание-это изменяемая часть слова.
-К учебнику на стр. 41 Рубрика «Обрати внимание!» Читают правило в учебнике, сравнивают с гипотезами и делают вывод.
Проверяют по образцу на слайде, оценивают свою работу в листах самооценки (работу в группах) Коллективная проверка индивидуальной работы. Оценивание. | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: умение участвовать в коллективном решении проблем; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Цель: снятии усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда | Мультимедийная презентация. |
| Учащиеся выполняют физические упражнения. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с представленными действиями. Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные: развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал |
2. Морфемный состав несклоняемые существительных. Цель: выяснить морфемный состав несклоняемые существительных.
| -Переходим ко 2 пункту плана урока. Выясняем морфемный состав таких слов (части слова). -Ребята, мы уже выяснили, что несклоняемые существительные не имеют окончания. Значит, они состоят только из основы и корня. -Берём карандаши, линейки, разбираем записанные слова по составу. -Проверяем работу по слайду. -Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные -это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется. Вывод: несклоняемые существительные не имеют окончания. Они состоят только из основы и корня. -Заполняем лист самооценки. | | Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи.
Учащиеся разбирают слова по составу.
Поверяют по образцу.
Заполняют лист самооценки. |
|
3. Решение следующей учебной проблемы. Род несклоняемых существительных. Цель: выяснить, как определяется род несклоняемых существительных.
| Работа в парах. -Следующее задание посложнее. -Нужно правильно составить словосочетания прилагательное + существительное. Ваши предположения? Пёстр(-ый,-ая,-ое) какаду Ловк(-ий,-ая, -ое) шимпанзе Розов(-ый,-ая,-ое) фламинго Сер(-ый, -ая, -ое) кенгуру -Ошибок можно избежать, если узнать, к какому роду относятся имена существительные. -Чтобы правильно выполнить задание, вы вначале должны изучить правило на стр. 29 учебника. Выбрать из правила ту часть, которая соответствует заданию. -Кто понял, кто справился с заданием? -Прочитайте правило. -Проверяем задание по слайду. -Можем ли узнать у несклоняемых существительных род по окончаниям? (нет). Вывод: Род несклоняемых существительных надо запомнить или сверяться по словарю, в интернете в википедии. Таблички со словами среднего рода, мужского рода на слайде. Прочитаем их и запомним. -Все ли слова вам знакомы? (Учащиеся-консультанты готовы вам помочь). среднего рода меню лечо такси киви жалюзи пюре дзюдо ателье кашне кашпо пальто кино метро какао интервью жюри | мужского р. шимпанзе кенгуру фламинго колибри какаду пенальти граффити пони кофе
| |
-Оцениваем свою работу на данном этапе и переходим к решению следующей проблемы.
| Даёт инструкцию; кратко вспоминают правила работы в паре. |
Дети выдвигают свои гипотезы.
Дети находят и читают правило, находят ту часть, которая доказывает правильность гипотезы.
Выдвигают свои версии. Проверяют. Делают вывод.
Оценивают свою работу на данном этапе. | Познавательные: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
|
4. Решение следующей учебной проблемы. Изменение по числам несклоняемых существительных Цель: выяснить, изменяются ли по числам несклоняемые существительные. | . Кенгуру-кенгуры Шимпанзе-шимпанзы -Можно так изменять? (Нет, нельзя, у них нет окончаний.) Вывод: несклоняемые существительные по числам не изменяются. |
|
Выдвигают свои версии. Проверяют. Делают вывод.
| Познавательные: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.
|
5. Происхождение слов. Цель: узнать происхождение несклоняемых существительных.
| -Как вы думаете, откуда пришли несклоняемые существительные в наш русский язык? -Чаще всего такие слова иностранного происхождения, и чтобы узнать их значение, обращаются к словарям иностранных слов. В основном это – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе -Чем пользовались учащиеся-консультанты при подготовке к этому уроку?
|
|
Предположения детей
Учащиеся-консультанты Показывают словари иностранных слов. | Познавательные: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
|
V. Первичное применение новых знаний. Цель: Развитие умения распознавать и подбирать несклоняемые существительные
| -Поучимся применять новые знания при выполнении упражнений. А.-Послушайте забавное стихотворение Аркадия Хайта о неправильном употреблении несклоняемых слов. - Задача для групповой работы: внимательно послушать, исправить ошибки в употреблении несклоняемых существительных. (Включаю мультфильм) Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальты и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут польта выдавать. - Словарная работа (Выясняем значения несклоняемых слов. -Все ли слова вам понятны? Дети-консультанты приходят на помощь. Они заранее нашли лексические значения слов в словарях.) Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове кашне – шейный шарф пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу, фортепиано- струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент кино - фильм шимпанзе-обезьяна пальто-верхняя одежда
-Заполняем лист самооценки
|
|
Работают в группах. Обсуждают, исправляют. Проверка. По одному человеку выходят к доске, объясняют выполнение задания.
Заполняют лист самооценки.
| Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные умение участвовать в коллективном решении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VI.Закрепление полученных знаний. Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. | -Составьте предложения с изученными словами. -Индивидуальная работа у доски: синтаксический разбор предложения Шимпанзе кормила своих детёнышей. Фонетический разбор слова кино с последующей коллективной проверкой. -Одно предложение запишите в тетрадь; выполните синтаксический разбор данного предложения.
-Заполняем лист самооценки |
| Составляют предложения;
Индивидуальная работа у доски: синтаксический разбор предложения Шимпанзе кормила своих детёнышей; фонетический разбор слова кино с последующей коллективной проверкой. Шимпанзе –сущ, (кто?), одуш.,нариц., ж.р. ,И.п.,ед ч, подлеж Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.) В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики. Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.) Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.) Шимпанзе кормила своих детёнышей. Кунгуру несла в сумке своего детёныша.
|
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. КОД (контрольно-оценочная деятельность) Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний 1) Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2) Фиксация нового знания во внешней речи. | -Что нового узнали на уроке? -Всё ли успели выполнить, что задумали? -Справились ли задачами, что были поставлены в начале урока? -Как работали в группах? -Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? -Как называются такие имена существительные? -Как определить падеж несклоняемых имён существительных? -В каком словаре можно узнать значение слова? -Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают? Лист самооценки (подводим итог) 30-35 баллов- «Я молодец!» 25-29 баллов- «Хорошо! Могу лучше!» До 25 баллов- «Пока испытываю трудности!»
Весёлый урок радионяни. (Включаю аудиозапись со словами на экране) Чтобы грамотными стать И писать отлично Никогда нельзя менять В падежах различных Ни кино, ни домино, Ни бюро, и ни метро, Ни кашне, и ни пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе, Ни какао, ни депо, Ни кафе, и ни пальто.
-Какие слова мы брали с собой на урок? -Ваша смекалка, терпение, аккуратность, трудолюбие, оптимизм -лучшие человеческие качества, которые помогали нам на уроке. С ними мы всегда будем дружить! -Как работали в группах? (Докладывают лидеры групп) | 1) Задаёт вопросы о задачах урока. 2) Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?
| 1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2) Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. 3) Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
VIII. Объяснение домашнего задания. Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Решить кроссворд. 1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу. 2.Музыкальный клавишный инструмент. 3.Род мороженого в шоколаде. 4.Дорога с жёстким покрытием. 5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука. (пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио) По горизонтали: 1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу. 2.Музыкальный клавишный инструмент. 3.Род мороженого в шоколаде. 4.Дорога с жёстким покрытием. 5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука. (пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио) По вертикали: 1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику. 2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки. 4.Шейный шарф. 5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах (такси, депо, домино, кашне, метро)
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!
-А сейчас селфи -модное современное неизменяемое слово. -Какого рода оно? (Фотография селфи) Фотографирование |
|
| Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: постановка вопросов; умение слушать и вступать в диалог; |