Урок русского языка в 3 «б» классе МБОУ «СОШ» с.Объячево Прилузского района Республики Коми по УМК «Школа России» Учитель: Попова Валентина Михайловна Класс: 3 «б» Тема урока: «Несклоняемые имена существительные» Место и роль урока в изучаемой теме: Урок раздела «Имя существительное» Тип урока: урок «открытия новых знаний». Технология: проблемно-диалогического обучения. Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о несклоняемых именах существительных, их морфемным составом. Задачи урока: Задачи: 1) Познавательные: - формировать представление о несклоняемых именах существительных путём исследовательской работы учащихся; - познакомить с правилом, что такое «несклоняемые имена существительные» 2) Развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, память, мышление, внимание. 3) Воспитывающие: - создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг другу, уважения к мнению других, умение работать дружно в паре, группе. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения находить несклоняемые имена существительные Дидактические средства: для учителя – презентация, фонограмма, журнал «Мурзилка»; для учащихся – тетрадь, учебник, словари иностранных слов, карточки для парной, групповой работы, листы для самооценки. Список использованной литературы на уроке: 1.Журнал «Мурзилка»; 2.Канакина В.П. Учебник «Русский язык» 3 класс 3.Крысина Л.П. Словарь иностранных слов 4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка 5. Мультфильм по стихотворению Аркадия Хайта о неправильном употреблении несклоняемых слов. 6. Мультимедия «Фиксики» для физминутки. 7. Фонограмма «Весёлый урок радионяни» «Несклоняемые существительные». Структура урока |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности, создаёт благоприятный психологический климат. - Добрый день, ребята! - Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место». -Давайте своими улыбками поддержим друг друга. Пошлём друг другу лучик добра и радости. Настроимся на работу и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!». - А вы действительно хотите много знать? - Можете присаживаться на свои места. -Ребята, наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: -Как вы думаете, какую мысль хотел выразить автор в этих строчках? Все уроки, как люди, и похожи, и разные Если к ним приглядеться с различных сторон Есть уроки, как светлый и радостный праздник, есть другие - как страшный, мучительный сон. -Как вы понимаете эти строчки? -Посмотрите на доску и скажите, слова какой части речи здесь помещены? -Докажите. -Что они обозначают? Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, трудолюбие, оптимизм, лень. -Все ли слова вам понятны? -Объясните лексическое значение слов «оптимизм», «эгоизм».
-А какие качества хотели бы вы взять с собой на урок?
- Сегодня на уроке мы проведём ещё одно интересное исследование изучаемой нами части речи. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности. - Я пожелаю вам, чтоб ответы на уроке были только обдуманные, ведь вы сегодня вновь великие исследователи. Вперёд к новым открытиям! |
Приветствуют учителя. Учащиеся проверяют правильность расположения учебника, тетрадей и школьных принадлежностей.
Отвечают на вопрос.
- Радостные, когда нам хочется узнать что-то новое, мы с удовольствием работаем, помогаем друг другу. Когда всё выполняем сообща, дружно, не отвлекаясь. И эти знания мы можем применить на практике.
Дети читают слова хором. -Это имена существительные, потому что отвечают на вопрос что?, обозначают качество человека. Оптимизм — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. Оптимист утверждает, что мир замечателен, что человек может воплотить многие свои мечты и цели... «Эгоизм»- качество человека, когда он думает только о себе, о своей выгоде… Ученики высказывают своё предположение, что для успешной работы на сегодняшнем уроке им понадобятся только положительные качества. Ни к чему им лень, эгоизм.
| Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке. Коммуникативные: осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
1. Минутки каллиграфии Мм Москва «Мурзилка» Марс Мурка мороз месяц метро магазин -Потренируемся в каллиграфическом письме букв Мм и слов с этой буквой . - Нам необходимо вспомнить условия, по которым вы будете сами себя оценивать. (Таблица на доске). -Приступаем к работе. - Как только закончите работу, оцените себя.
- Начертите три шкалы. Что будем оценивать?
- Оцените свою работу. Критерии оценки вы знаете. 2. Словарная работа. Создание проблемной ситуации с удивлением.
-Давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем? -Какую часть речи мы исследуем? -Какие орфограммы встретились в «Минутке чистописания»? -Назовите «лишнее» слово из «Минутки чистописания» по морфологическому признаку
Работа по группам. - Предлагаю вам дальше поработать в группах. Правила работы в группе вам знакомы. Они у нас висят в классе. -Просклоняйте слово метро по падежам, выделите окончания. (На столах карточки для группой работы, фломастеры)
-Проверяем.
|
Учащиеся оценивают свою работу.
Самооценка | Результат | Аккуратность (+/-) Правильность (+/-) Наклон (+/-) | + + + О (отлично) + + Х (хорошо) + У (удовлетворительно) |
Имя существительное.
Имя существительное. В первой строке имена собственные. Кратко знакомятся с журналом «Мурзилка», кто из детей его выписывает, чем он интересен. Во второй нарицательные (словарные слова); «лишнее» слово метро, потому что оно не изменяется. Объединяются в группы по 4 человека. Дети, сидящие за первым столом поворачиваются к сидящим за вторым столом и т.д.) Вспоминают правила работы в группе. 1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4.Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял – переспроси. Дети выдвигают гипотезы. Им.п. метр… Р.п. метр… Д.п. метр… В.п. метр… Т.п. метр… П.п. метр… Лидеры групп докладывают о результатах работы. Они у всех разные. (Одни выделили в слове метро о как окончание, у других в этом слове нулевое окончание) | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
|
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднений. |
- Почему так получилось? -Кто из вас прав, кто ошибся? - Интересно, почему возник такой вопрос? -Окончания слова метро у всех разное. Возникло затруднение. Кто же прав в данном случае? -Вы как настоящие исследователи уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое. - Что в этом случае надо сделать? |
-Находить выход из затруднения. | Личностные: согласовывать свои цели обучения с целями урока. Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: устранение возникшего затруднения. |
- Каким образом будем выходить из возникшего затруднения? Предположите, какая у нас тема урока?
- Какова цель урока?
- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
- Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь? А что потом? Учитель записывает план на доске.
-А что мы сейчас сделали? - Ребята, а как бы вы хотели открыть новые знания – сами или чтобы я открыла вам? Почему? |
-Тема урока «Неизменяемые имена существительные». На слайде «Несклоняемые имена существительные» (читают хором) Цель урока: -Узнать, что такое несклоняемые имена существительные. Задачи урока: -Научиться находить в тексте несклоняемые имена существительные, узнать их морфемный состав (состав слова), правильно использовать их в речи. План: 1.Узнать, что такое несклоняемые имена существительные 2.Учиться разбирать их по составу. 3.Научиться находить несклоняемые существительные в тексте и подбирать их самостоятельно для составления словосочетаний, предложений. Спланировали свою работу.
Отвечают на вопросы. | Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: составлять план решения учебной задачи.
|
V. Реализация построенного проекта Цель: реализация построенного проекта. |
Физминутка для глаз
1.-Почему, просклоняв по падежам слово метро, все написали в конце о? -Сформулируйте правило, какие существительные называются несклоняемыми.
- Где можно проверить наш ответ? - К какому выводу мы пришли? - Откройте учебник на с. 48. - Какой пункт плана выполнили? - Какую задачу выполнили? -Отметим в нашем плане.
2. -Затруднение у нас было с составом слова метро. -Давайте попытаемся решить эту проблему. -Вспомните, что такое окончание. -Что изменилось в слове метро при его склонении по падежам?
-Надо проверить ваши гипотезы. Куда мы обратимся?
| Повторяют за учителем: глазки влево, вправо, вверх, вниз, закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д. -Потому что оно не изменяется, не склоняется.
-Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называются несклоняемые имена существительные.
- В учебнике.
Сверяют свои выводы с выводами в учебнике.
- Окончание – это изменяемая часть слова. Коллективно наблюдают, сравнивают и делают выводы, что такие слова, как метро состоят из корня и основы слова, (с нулевым окончанием)
-К учебнику на стр. 41 Рубрика «Обрати внимание!» Читают правило в учебнике, сравнивают с гипотезами и делают вывод. Вывод: такие существительные, как метро, пальто, кино и т.д. не склоняются. Они имеют одну и ту же форму слова. Состоят из корня и основы слова.
| Личностные: высказывать своё отношение, объяснять точку зрения. Регулятивные: проверять гипотезы. Познавательные: использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения. Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассника, соблюдать правила общения в группе, осуществлять взаимный контроль. |
VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания. |
-Итак, вы оказались хорошими исследователями, раз смогли найти ответы на затруднения. -А сейчас нам надо…. - В русском языке есть много несклоняемых слов, давайте попробуем их отгадать и записать. Лексический диктант в виде игры “Назови одним словом” -Ваша задача: определить слова по их лексическому значению и записать в тетрадь в строчку через запятую. 1. Верхняя одежда для зимы и осени. (пальто) 2. Подземная железная дорога. (метро) 3. Клавишный музыкальный инструмент. (пианино) 4. Асфальтированная дорога. (шоссе) 5. Сорт мороженого на палочке. (эскимо) 6. Напиток из зерен кофейного дерева (кофе). 7.На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас? (пони) 8. Вынашивает своего детеныша в сумке. (кенгуру) 9. Крупный попугай с пестрым хохолком. (какаду) 10. Самая маленькая птица на земном шаре. (колибри) 11. Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг? (шимпанзе) -Возьмите карандаши, линейки, разберите записанные слова по составу. -Проверьте по образцу на слайде. - Заполните лист самооценки. - У кого есть ошибки? -В чём они заключаются? Поставьте себе знак «?» - У кого всё получилось? Поставьте себе «+». Молодцы! - Какой пункт плана выполнили?
|
…закрепить полученные знания.
Пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе, пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе.
Заполняют лист самооценки. | Личностные: согласовать свои наблюдения с наблюдением одноклассников. Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: определять успешность выполнения задания.
|
VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. |
-Будем учиться применять новые знания при выполнении упражнений. -Послушайте забавное стихотворение Аркадия Хайта о неправильном употреблении несклоняемых слов. - Задача для групповой работы: внимательно послушайте и исправьте ошибки в употреблении несклоняемых существительных. (Включаю мультфильм) 1.Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. 2.Вот сидим мы с ним в кине Без пальты и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты 3.Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. 4.Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут польта выдавать.
-Словарная работа (Выясняем значения несклоняемых слов. -Все ли слова вам понятны? Оценивание. |
Дети-консультанты приходят на помощь. Они заранее нашли лексические значения слов в словарях.) Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка; какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове; кашне – шейный шарф; пенсне – род очков держащихся при помощи пружинки, за переносицу; фортепиано- струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент; кино – фильм; шимпанзе-обезьяна; пальто-верхняя одежда.
Работают в группах. Обсуждают, исправляют. Проверка. По одному человеку выходят к доске, читают исправленный текст. Докладывает, как работала группа.
Самооценка. -Как работал в группе. Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Личностные: уметь применять полученные знания. |
VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение. Цель: уточнение существенных особенностей нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний. |
Задание (Карточка для работы по парам) -Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.
В магазине продаются разные ________. Мне купили новое зимнее _______. У ______ меховой воротник. К _______пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в ____ . Я доволен своим _____ - Карточка одна на столе. Как будете работать?
- Проверим, что у вас получилось. - У кого есть ошибки? В чём они заключаются? Поставьте себе знак «?» - У кого всё получилось? Поставьте себе «+». Молодцы! Вы хорошо поработали парами.
-Какую задачу мы выполнили? Отметим плюсом. |
- Будем работать в паре, помня о правилах работы в паре.
Одна пара после выполнения работы выходит для отчёта к доске. Дети называют слово пальто в нужном падеже, указывают падеж, остальные делают хлопок в ладоши, если не согласны. Дети оценивают свою работу. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников. Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. Регулятивные: сопоставлять свой выбор с выбором другого человека. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог в паре, участвовать в коллективном обсуждении.
|
ΙΧ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. - Какую цель мы поставили вначале урока? - Удалось ли нам её достичь? -Все ли пункты плана мы выполнили? - Справились ли мы с задачами, которые поставили перед собой на этот урок? -Итак, давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. -Составьте предложения с несклоняемыми существительными.
-Ребята, как вы думаете, если засомневались в лексическом значении слова, куда надо обратиться? - Для тех, кто желает дома побольше узнать несклоняемых существительных, предлагаю решить кроссворд, кто затрудниться, на выбор упр.42 с учебника. -- Какие новые знания вы получили? - Какое задание было самым интересным? - Что для вас оказалось трудным? -Оцените свои знания. Своей работой на уроке я: Доволен, потому что.. Не совсем доволен, потому что… Недоволен, потому что… - Поднимите руку те, кто недоволен своей работой. Почему? - Поднимите руку те, кто не совсем доволен. Почему? - Поднимите руку те, кто доволен своей работой. Почему? - Не расстраивайтесь, у кого не всё получилось. Ведь это только первый урок по теме. У вас всё получится. -Чтобы грамотными стать и писать отлично радионяня предлагает вам закончить урок на позитивной нотке. Включаю аудиозапись со словами на экране. - Урок окончен. Всем спасибо за работу! |
Ответы учащихся.
Дети устно составляют и говорят предложения с несклоняемыми существительными.
-Обращаемся к словарям
Записывают д/з в дневник.
Дети оценивают свою работу на уроке
Дети высказывают свои мнения.
| Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.
|