Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Задания на уроке интересны по содержанию, создают положительный эмоциональный фон. Игровая форма заданий привлекательна для младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_imya_sushchestvitelnoe.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК «Начальная школа XXI» века
«Имя существительное»
Полчанинова С.Л.
Тип урока: открытие знаний и способов действий.
Планируемые результаты: проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют имя существительное как часть речи; контролируют свои действия.
Личностные результаты: сохраняют мотивацию к учёбе, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Универсальные учебные действия:
познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; формулируют простые выводы на основе анализа; соблюдают орфографические нормы написания;
регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
коммуникативные: строят устные высказывания; учатся общению во время работы в парах.
- Организационный момент.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Учитель: Отгадайте. Что это? Кто догадался, поднимите руку. Я вижу, что не все ребята смогли догадаться! В течение урока вы сможете найти ответ!
- Чистописание.
- Словарная работа. Введение в тему урока.
Топор, трактор, завод, инженер, футбол, шофёр, учитель, профессия.
Учитель: Что общего у слов, которые вы записали? (Это части речи).
Какой раздел мы начали изучать на уроках русского языка? (Части речи).
Предлагаю вспомнить, что мы уже знаем о частях речи.
Игра «Да –нет» Отвечайте на мои вопросы только «да» или только «нет»
- Части речи – это группы слов, имеющие общие признаки? (да)
- Части речи бывают самостоятельные и служебные? (да)
- Служебные части речи отвечают на вопросы? (нет)
- Самостоятельные части речи отвечают на вопросы?
- Предлог – это самостоятельная часть речи? (нет)
- Служебные помогают словам принять нужную форму? (да)
- Глагол – служебная часть речи? (нет)
- Имя существительное – самостоятельная часть речи? (да)?
Давайте докажем. Возвращаемся к словарным словам. Задаем вопросы. Что еще объединяет словарные слова? Это имена существительные.
Молодцы!
- Постановка учебной задачи.
Учитель: Какая тема урока? Кто может сказать? (имя существительное).
Имя существительное-важнейшая часть речи. Она появилась самой первой. Первобытные люди, изучая окружающий мир, прежде всего называли предметы, которые их окружают.
Учитель: Вернёмся к нашей загадке. Прочитайте её ещё раз. Кто догадался? Поднимите руку. Молодцы! Хором сказал ответ!
Учитель: Вспомним, что мы знаем об имени существительном? (отвечает на вопросы кто? что?; называет предметы). А сегодня мы расширим и систематизируем наши знания об имени существительном и узнаем что-то новое.
- Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель: Открывать новые знания нам поможет учебник. Упражнение 1 с. 155.
Работаем в парах.
Учитель: Подведём итог работе. Какие слова вы выписали?
Как вы определили, что это имена существительные?
А теперь, предлагаю подумать: почему к одним словам мы задаем вопрос что?, а к другим словам вопрос кто?
Ответить на этот вопрос вам поможет эта подсказка из учебника на с. 155.
Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют людей и животных. Слова, которые отвечают на вопрос что? называют все остальные предметы.
Учитель: Выполним упражнение 2. (по цепочке) и уточним, что мы понимаем под предметом, который может обозначать имя существительное.
Вывод: Когда мы говорим, что имена существительные называют предмет, то под предметом понимаем и людей, и животных, и явления природы, и растения, и вещи, и города, и чувства и т.д.
Учитель: Вернемся к словарным словам на уроке. На какие две группы можно разделить слова? (по вопросам кто? и что?)
Вывод: Что нового узнали об имени существительном?
- Физминутка.
Я называю слово, а вы, если оно отвечает на вопрос кто?, хлопаете. А если на вопрос что?, топаете.
Зима, Снегурочка, снегирь, сугроб, лёд, медведь, Дед Мороз, метель, вьюга, заяц, снежинка.
- Продолжаем наблюдать за именем существительным. Потренируемся классифицировать их по значениям.
Учитель: На партах у вас карточка с заданием. Работаем самостоятельно.
Карточка
Распредели словарные слова по группам в зависимости от значения. Допиши по 1 слову в каждую группу.
|
Учитель: Поработаем в паре. Выполним взаимопроверку.
Вывод: Что дополнили к тому, что знали? Какие предметы могут называть имена существительные?
Откроем учебник на с.154. Прочитайте, что мы узнаем об имени существительном на следующих уроках? На какие вопросы сможем ответить?
- Итог урока:
- На какие вопросы отвечает имя существительное? Когда задаём вопрос «кто?» , а когда вопрос «что?»
- Что имеем ввиду, когда говорим, что имя существительное обозначает предмет?
- Что такое имя существительное?
- Рефлексия.
- Подумайте и оцените, все ли вам понятно?
- Какие трудности возникли на уроке?
- Сможете ли вы дома распределить имена существительные по группам.
- Домашнее задание. Д/З с. 156 №4, словарь 9
Учитель: Урок мы начали с загадки и завершить его хочу загадкой. Слушайте и отвечайте!
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Часть речи самая восхитительная-
Имя …….. (существительное)
Молодцы! Спасибо за работу!
Использованная литература:
- Русский язык. 3 класс. Технологические карты уроков по учебнику С.В.Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И.Кузнецовой. Автор-составитель Л.П.Кибирева. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Волгоград, издательство «Учитель»
- В.Волина. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995 год.
- Т.П. Лакоценина. Необычные уроки в начальной школе (Часть1: Основные группы уроков, методика). Ростов-на-Дону ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель» 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Имя существительное.
Урок с использованием групповых форм обучения....
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" 4 класс
Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное"....
Методическая разработка конспект урока по русскому языку. Окончания существительных во множественном числе
Урок проведён с применением технологии "Критического мышления"...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"( 2 класс)
Разработанный урок русского языка предназначен в помощь учителям, работающим по программе «Школа России». На этом уроке дети не заучивают готовые правила, а учатся наблюдать,...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Наблюдение над ролью существительного в тексте....
Конспект урока по русскому языку. Имя существительное
Цели урока: познакомить с именами существительными, учить находить существительные в тексте, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные, развивать любознательность, мышление, ре...
Методическая разработка конспект урока по русскому языку. Окончания существительных во множественном числе
Урок проведён с применением технологии "Критического мышления"...