Мягкий знак на конце существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок открытия нового знания.
Цель: расширить знания о функциях мягкого знака в русском языке; развивать умение определять род имен существительных; учить рассуждать, обобщать, делать выводы.
Планируемые предметные результаты:
-расширять знания о мягком знаке ;
-совершенствовать навыки деление слов на группы , умение классифицировать существительные по родам, составления алгоритма орфограммы;
-применять правила написания мягкого знака при письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка (3 класс)
Тема урока | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель урока | Расширить знания о функциях мягкого знака в русском языке; развивать умение определять род имен существительных; учить рассуждать, обобщать, делать выводы. |
УУД | Личностные: - умение применять правила поведения при сотрудничестве; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: Регулятивные: - умение принимать и удерживать учебную задачу; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - умение контролировать свои действия и действия другого; - умение владеть способом самооценки; Коммуникативные: - стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; - умение высказывать собственное мнение; - умение понимать основания действий другого; Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; - умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами; - умение анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам; |
Планируемые предметные результаты | -расширять знания о мягком знаке ; -совершенствовать навыки деление слов на группы , умение классифицировать существительные по родам, составления алгоритма орфограммы; -применять правила написания мягкого знака при письме. |
Основные понятия | Разделительный ь,показатель мягкости согласной, ь после шипящей. |
Образовательные ресурсы: | УМК «Планета Знаний» по русскому языку; 3 класс, учебник 1 ч.; мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «SMART Notebook» |
Организация пространства | Коллективно – учебный диалог, групповая, парная, индивидуальная работа. |
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I.Организацион- ный этап. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: - выработка внутренней готовности к учебной деятельности | -Ребята, мы с вами принимаем гостей на своем уроке... -Давайте с ними поздороваемся. -Как вы думаете, зачем они к нам пришли? -Для гостей - все самое лучшее, вот поэтому мы с вами должны работать на уроке так, чтобы гостям было интересно, радостно у нас. -На ваших партах лежат смайлики. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. | Приветствуют. демонстри - руют готовность к уроку, слушают учителя | Личностные УУД Определять и проявлять правила этикета. Регулятивные УУД Правильно формулировать собственное мнение. Познавательные УУД Выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД Уметь слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли. Коммуникативные УУД | ||
II. Актуализация опорных знаний Цель: - актуализация изученного материала; - создание ситуации успеха | 1.Что такое фразеологизм?(Устойчивое выражение) -Прочитайте фразеологизмы, объясните, когда так говорят: *Залиться соловьём. *И бровью не ведёт. *Стоять на распутье. (слайд 1) -Какую орфограмму вы видите?(Разделительный мягкий знак и показатель мягкости согласной)(слайд2) 2.Возьмите карточки и запи-шите слова в два столбика:1-с разделительным ь,2-показатель мягкости согласной. 3.Проверка при помощи хлопков. -Какое слово лишнее?Почему (Мышь)
| Объяснение фразеологизма. Умение найти орфограмму. Карточка №1 (Братья, карась, мальчик, корабль, стулья, больной, сыновья, прутья, листья, деньки, мышь)
| Объяснение фразеологизма Показывают выбор орфограммы. Делят слова на группы. Ни одно правило не подходит. | Развитие логического мышления, умение делить слова с ь по мягкости и разделительному ь, |
Регулятивные УУД Контролировать свои действия и действия другого Осуществлять контроль в применении способа действия. Владеть способом оценки Познавательные УУД Владеть терминами; орфограмма, разделительный ь; владеть навыками фразеологизма. Коммуникативные УУД Уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения |
III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности Цель: создание проблемной ситуации | -Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака в русском языке.(слай3) | Анализируют, выявляют затруднения, ставят учебную задачу. | Регулятивные УУД Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.
| ||
IV. Открытие новых знаний. Цель: - поиск решения учебной задачи, - конструирование нового способа действия. | Работа по учебнику.Выпне- ние упражнения....... -Прочитайте слова. Обратите внимание, на какие звуки ока- нчиваются эти слова. (Шипящие) -Всегда ли после шипящих в словах пишется мягкий знак? -Запишите существительные по родам в 2 столбика Подведение к выводу. Сравнение вывода с правилом учебника – прочитать правило. | Умение обобщать. (Луч,речь,ключ, сторож,плащ, мышь,помощь, товарищ,малыш рожь,ночь,вещь Умение группировать. Сравнить полученный вывод с образцом учебника. | Прослушива- ние выступления. Обсуждение предложенного варианта . Сравнивают способ с образцом учебника – записью ответа.. | Знание принципа разрядности числа | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке Высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях; |
V. Динамическая пауза | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и восстановление физических сил ученика. -Я буду называть имена существительные с шипящей на конце. Если назову сущес- твительное женского рода-вы хлопаете в ладоши над голо-вой, если мужского рода- хлопаем за спиной.(Ёж, дичь, печь,мышь,кирпич,тишь,ера-лаш,борщ,ландыш,полночь,ба-гаж) | Встать и выполнить действия | Выполняют движения | Личностные УУД Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.
| |
VI.Первичное закрепление знаний. Цели: - первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | Организация работы посредством коллективно – учебного диалога. 1.Составление алгоритма действий при написании имён существительных с орфограммой "ь после шипящих"-Что для этого надо знать?(слайд4) 2.Отгадай загадки и запиши отгадки, укажите род | Зафиксировать способ в схеме | Фиксация способа действия. Записывают отгадки. | Умение составля ть алгоритм действий. | Регулятивные УУД Принимать и удерживать учебную задачу. Контролировать свои действия и действия другого; Осуществлять контроль в применении способа действия |
VII. Закрепление знаний, применение их на практике | Прочитайте пословицы, объясните их смысл. (слайд5) | Карточка2 *Здоровому человеку врач не нужен. *Идёт дождь-несёт рожь. *Бережёная вещь два века служит. | Объясняют пословицы, записывают, взаимопроверка | Умение объяснять написанное, умение применить полученные знания в жизни | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других; работать в паре Регулятивные УУД Контролировать свои действия и действия другого. Осуществлять контроль в применении способа действия. |
VIII Домашнее задание Цель: - организация выполнения домашней работы | Инструктаж по выполнению и оформлению стр. 59 №3, № 6, №5 .... | Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания | Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | ||
IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - организация рефлексии собственной учебной деятельности; | -К нам на урок пришёл Незнайка.(учитель раздаёт стихи Незнайка: Плач, кузнец, певец и жнец, Печь и речь, калач и клещ, Рожь, силач, камыш, малыш- Тут попробуй разберись. Где писать мне мягкий знак? Не пойму, друзья, никак! Кто из вас, друзья, покажет, Правило мне всё расскажет? Разберём кто все слова? Чтоб не получил я "2". 1-й ученик Печь и речь, и мышь, и рожь, Быстро всё сейчас поймёшь, Может разобраться всяк Где женский род- Там мягкий знак. 2-й ученик Печь и речь -она моя, Мягкий знак пишу, друзья. 3-й ученик Ну,а ключ и мяч-он мой, Значит,это род мужской, Мягкий энак тут не пишу, Без ошибок напишу. Организация рефлексии учебной деятельности. - Какое открытие сегодня сделали?Чему научились? - Значение ь в русском яэыке. -Оцените свою работу. (слайд6) | Умение правильно читать стихи Проанализиро- вать свою деятельность на уроке. | Ответы на вопросы. Фиксирование собственного нового знания | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Урок по русскому языку. Мягкий знак на конце существительных после шипящих
урок по русскому языку...
Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс
Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися...